Можно ли разгрузить центральные улицы? Как сделать воздух города чище? Чем привлекателен электротранспорт? А также о том, какие перспективы у «маршруток», рассказывает Андрей Бурлуцкий, старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги» ТГАСУ. / Интервью: Ирина Бородина.
— Почему по пр. Ленина ходят десятки маршрутов частного и муниципального транспорта, а с некоторых улиц Томска невозможно уехать? Насколько продумана схема движения пассажирского транспорта в Томске?
— Маршрутная сеть охватывает основные магистральные улицы. То есть те, которые в принципе могли принять на себя общественный транспорт.
Во-первых, только построив мост через Ушайку, можно ввести улицу, дублирующую проспект Ленина. Трудности связаны и с рельефом местности: например, район Каштака полностью отрезан горой от центральной магистрали города.
Во-вторых, мешают искусственные преграды, такие, как железнодорожный переезд или застройка. Любое развитие улично-дорожной сети повлечет за собой строительство необходимых путепроводов, эстакад, то есть дорогих инженерных сооружений.
— Сложно изменить существующую маршрутную сеть?
— По проспекту Ленина ежедневно проезжает около 13 тысяч пассажиров. Если сейчас на главной магистрали дать приоритет общественному транспорту, мы усугубим ситуацию и перегрузим параллельные улицы: пр. Комсомольский, ул. Красноармейскую и другие. В Европе центральные улицы отданы только пешеходам и общественному транспорту, но рядом с ними располагаются скоростные магистрали, способные принять на себя нагрузку индивидуального транспорта. У нас нет улиц, которые дублировали бы проспект на всем протяжении.
— На ваш взгляд, приоритет — за электро- или за автомобильным транспортом?
— У нас есть некоторый запас, можно увеличивать долю электротранспорта. На базе нового троллейбусного маршрута, который соединит проспект Комсомольский и Иркутский тракт, можно и нужно вводить и другие маршруты. Возможно, троллейбусы соединят проспект Комсомольский с Каштаком и Черемошниками.
Пассажирского транспорта сегодня практически нет в строящихся микрорайонах: Радужном, Солнечном, Высотном.
Маршрут с мощным пассажиропотоком может соединять крупный спальный район и центр города или два спальных микрорайона между собой. Предположительно один из маршрутов пройдет по Иркутскому тракту, улице Клюева и выйдет на улицу Осеннюю.
Если реконструкция транспортного узла улица Сибирская?— улица Алтайская?— улица Льва Толстого завершится, то какой-то из троллейбусов будет ходить там, а не по проспекту Фрунзе.
— Не слишком ли амбициозная задача?— закрыть основные маршруты троллейбусом и трамваем? Не проще ли пустить «маршрутки»?
— Нет. На основных маршрутах — мощный пассажиропоток, и работающий там электротранспорт выгоднее для города, дешевле и экологичнее для населения.
Вместимость троллейбуса и трамвая вдвое выше «маршрутки». «ПАЗик» может перевезти порядка 40-50 человек, а троллейбус или трамвай?— более 100. И нагрузка на дорожное полотно меньше.
Нужно оптимизировать маршрутную сеть с учетом новых улиц и микрорайонов, а потом постепенно перебираться на сложившиеся маршруты, «выдавливая» с наиболее прибыльных мест частных предпринимателей.
Они останутся на наших улицах, но лишь на втором плане. У «ПАЗиков» должны быть укороченные маршруты, подвозящие к основным улицам. Изначально на это они и были рассчитаны.
— А троллейбусные или трамвайные маршруты нуждаются в корректировке?
— Здесь уже ничего поправить нельзя. Троллейбусы пустили только по тем магистралям, где можно это сделать. Одна улица осталась неохваченной?— это проспект Комсомольский. С 1 ноября троллейбус пойдет и по проспекту.
С вводом строящихся улиц?— Клюева, проспекта Новаторов, улиц Елизаровых и Балтийской?— можно запустить другие троллейбусные маршруты.
— А на существующих улицах?
— Придется расширять дорожное полотно и обустраивать пересечения с другими улицами. Возьмем Московский тракт: выезд на проспект Ленина не обеспечен, так как не регулируется. В этом месте непросто повернуть даже легковому транспорту.
Очень сложная ситуация на площади Южной. Крупный транспортный узел, который там сформировался, надо распределять так, чтобы транспорт разворачивался в другом месте.
Либо сделать так, чтобы часть маршрутов туда вообще не заходила. Через 15-20 лет в городе появится третий мост через реку Томь. Если он будет построен, то троллейбусный маршрут соединит левобережье с проспектом Мира.
Скорее всего, есть перспектива развития трамвайной сети, но не в центральной части, а в строящихся микрорайонах. Правда, в сложной экономической ситуации наиболее дешевым вариантом являются троллейбусы.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
Николай Николайчук, мэр Томска:
Троллейбус по требованию
Я не сторонник дискуссий о том, что маршрутный транспорт дал городу и горожанам. Спасли ли «маршрутки» город или, наоборот, унижают? Думаю, это не те вопросы, ответы на которые должна искать власть.
Томичам нужен доступный, удобный и комфортный пассажирский транспорт. Перед нами не стоит выбор, каким этот транспорт должен быть: частным или муниципальным? «Маршрутки» или троллейбусы?
Все последние десять лет Томск терял свой муниципальный транспорт. И в итоге его фактически полностью разорили. И сейчас уже даже не важно, почему именно это произошло: из-за отсутствия денег, управленческих ошибок, неумения стратегически мыслить или чего-то еще. Сейчас важно другое: мы должны возродить муниципальный транспорт.
Не сразу, не за один год, но в Томске появятся новые трамвайные и троллейбусные маршруты. Быстро изменить существующую схему движения пассажирского транспорта просто невозможно. Но уже сейчас мы понимаем, к чему идем, поэтому покупаем новые троллейбусы и трамваи.
Уже в ноябре мы пустим новый троллейбусный маршрут по Комсомольскому проспекту, который соединит два городских района — Советский и Октябрьский. Затем по Комсомольскому пойдет троллейбус с Каштака. После завершения строительства улицы Клюева, проспекта Новаторов и развязки на Балтийской муниципальный транспорт обязательно появится и на них.
Я считаю, что основные районы города, места компактного проживания людей должен соединять с центром города просторный комфортный транспорт. Это троллейбусы, трамваи и автобусы большой вместимости. Задача маршрутного транспорта, как и в любом современном городе, — это доставить пассажира к основной транспортной магистрали.