Городская газета

Кому переехал дорогу троллейбус? Доходы «маршруток» падают

Просмотры: 1 051

Безобидный троллейбус, который не сделал никому ничего плохого, может стать предметом серьезной политической борьбы. Ведь троллейбус возит пассажиров, а значит, вторгается на рынок пассажирских перевозок. А его, как и рынок жилищных услуг, еще 10 лет назад поделили между собой сильные города сего. И неважно, кто будет губернатором или мэром?— иванов, петров или сидоров. Как и в глобальных монополиях?(энергетике, газовой отрасли), если нет альтернативы, цены растут, а качества как не было, так и нет. Как может появиться общественный транспорт по доступным ценам и с нормальным сервисом? Других механизмов влияния, кроме увеличения количества троллейбусов и трамваев, нет. / Андрей Белоус

Кто кому мешает?
Когда электротранспорт возьмет на себя хотя бы 30-40% пассажиропотока, стоимость билета в троллейбусах будет реально влиять на цену проезда в «маршрутках». Когда муниципальная управляющая компания возьмет хотя бы 30% жилых домов в городе, можно будет задать эталон по тарифам и качеству всем остальным. Правда, на ближайших же выборах «крыша», стоящая за бизнесом «маршруток» и управляющих компаний, обязательно выдвинет своих лоббистов. Потому что сегодня муниципальный троллейбус реально начинает им мешать.

Есть три очевидных причины, почему в Томске очень мало довольных существующей системой общественного транспорта.

Первая: отсутствие единой системы управления у частных перевозчиков полностью исключает возможность контроля со стороны.

Вторая: люди, которые пришли работать в этот бизнес за последние годы, в подавляющем большинстве своем не видят разницы между грузоперевозками и перевозкой пассажиров. Они не умеют и не хотят работать в условиях, где производительности труда мешает что-то еще, кроме колеса рулевого управления, фотографии блондинки, имя которой я забыл, и любимой радиостанции. Короче, пассажиры служат для них исключительно раздражающим фактором. Их нельзя, сплевывая табак и матерясь на таксистов, тупо перевезти из точки А в точку Б и высыпать, как самосвал гравий.

Третье обстоятельство?— это деньги. Оно именно третье, а не первое, и уж тем более не второе. Понимаете, на самом деле не важно, какая себестоимость перевозок пассажиров в ПАЗиках. Эти расчеты все равно не будут иметь никакого отношения к величине тарифа на перевозку. Догадываетесь, почему? В этом бизнесе нет полностью прозрачных и понятных затрат.

Объясню. Вы знаете, чем заправляется маршрутный автобус, в который вы сели? Нет. И вы даже не догадываетесь, как и где водитель автобуса взял топливо. В 90 % случаев он его взял не на легальной, сертифицированной АЗС, где качество бензина и дизтоплива гарантируется поставщиком с НПЗ.

Владельцы «маршруток» покупают топливо с приличным дисконтом к рыночной цене, но качество этого топлива не может гарантировать никто. А вы знаете, где «спят» маршрутные автобусы? Аудит, который будут заказывать их владельцы, обязательно покажет, что ночь ПАЗы проводят комфортно: на теплых или стационарных стоянках. На самом деле, лишь примерно треть городских автобусов имеют стационарные места для отстоя. Все остальные лепятся где-нибудь.

Дежа-вю

Маршрутный бизнес выглядит сегодня в Томске так же, как и 15 лет назад.

Пятнадцать лет назад водители служебных автобусов таксовали по вечерам. С Фрунзе можно было перебраться на Пушкина через старый Комсомольский проспект за небольшое вознаграждение. Обычно набивался полный автобус, поскольку легальных пассажирских перевозок в то время по Комсомольскому еще не было. Это, как и в советские годы, называлось у них «левачеством». Но уехать тогда было настолько сложно, что большинство считало, что «леваки» делают всем нам одолжение, перебрасывая за считанные минуты из Советского района в Октябрьский.

Водитель служебного автобуса, который «залевачил», складывал деньги себе в карман. Но все его вечерние пассажиры, даже передавая энную сумму за проезд, были все равно уверены, что им делают одолжение. Мне кажется, что многие из нас, заходя в маршрутный автобус, до сих пор думают так же.

Я помню одного водителя «маршрутки», который, получая плату за проезд, всегда говорил «спасибо», а, открывая двери пассажирам,?— «пожалуйста». Если вдруг возникало какое-то недоразумение в связи с тем, что кто-то прозевал свою остановку, водитель, извиняясь, едва ли не вползал в салон, чтобы замять это дело. По-моему, он был армянин или азербайджанец, но я не встречал его уже много лет.

Так кто кому делает одолжение? Этот вопрос без ответа.

Нет выбора…

У пассажиров нет выбора, потому что среди перевозчиков нет конкуренции. Если, конечно, не считать одного известного случая, когда городские власти нагрузили троллейбусный маршрут № 3 новой техникой, приобретенной в лизинг, и томичи с радостью вновь пересели на троллейбусы. Для Томска это оказался прецедент: владельцы «маршруток» № 3, дублирующих одноименный троллейбусный маршрут, не стали поднимать цены до максимально разрешенного предела в 12 рублей. Сегодня здесь стоимость проезда на два рубля ниже, чем в других ПАЗиках.

Осенью власти города обещают запустить новые троллейбусные маршруты по Комсомольскому проспекту, как только там закончится монтаж линий электропередач.

Почему горожанам пришлось ждать этого так долго, я могу понять. Его строили в аврале, и было не до этого. А вот почему через лучшую по качеству транспортную магистраль Томска, которая к тому же играет роль стратегической для города артерии, пролегает всего два маршрута автоперевозок? Я не знаю, какие тут есть ограничения по линии ГИБДД или кого-то там еще. Но я точно знаю, что новый Комсомольский проспект построен не для ГИБДД или ее скрытых камер фиксации, а для нас.

…а нужен!

Известно, что из-за кризиса власти притормозили новые сделки по лизингу транспорта. Жаль. Моим детям тоже нравятся новые трамваи?— эти симпатичные шумные штуки, похожие на паровоз. Они раскачиваются и звенят, когда мчатся поперек автодорог туда, где их ждут все.

Трамваи и троллейбусы, которые появились в Томске за последние два года, привезли горожанам не «рога», а ножницы, чтобы экономику общественного транспорта можно было разрезать, потом сложить, сравнить и растолкать, в конце концов, владельцев маршрутного бизнеса. А дальше уже выбор за нами — ездить на троллейбусах или на «маршрутках», выбирать то, что нам удобней, комфортней, дешевле, в конце концов.


Опубликовано в 15 номере от 6 сентября 2009 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010