Из-за чего образуются пробки? На перекрестке столкнулись машины, и это разом парализует движение на двух улицах. Во всем мире проблему пробок на перекрестках решают с помощью многоуровневых развязок, которые позволяют транспортным потокам не пересекаться. В Томске новая развязка появится на улице Балтийской. Почему было решено строить ее именно здесь? В каких местах города развязки необходимы? Почему они стоят так дорого? Рассказывает «Городская газета». / Ирина Бородина.
Путепровод – важнейшая составляющая новой развязки. Именно так, с помощью двух кранов грузоподъемностью около 80 тонн каждый, завершался монтаж пролетов путепровода над железной дорогой. На сегодня в эксплуатацию сдан мост через Ушайку, отсыпано земляное полотно, построена развязка на Академгородок – там уложен первый слой асфальтобетона. Выполнена большая часть работ по ул. Елизаровых от ТДСК до пересечения с Шевченко: возведено земляное полотно, построен путепровод над железной дорогой. Завершить Елизаровых планируется в августе следующего года. Фото Натальи Синчиновой.
Дороги и улицы на развязке не пересекаются друг с другом в одном уровне. Они располагаются как бы на разных «этажах». Получается, что на этих магистралях нет перекрестков и светофоров. Несмотря на то что формы транспортных узлов бывают замысловатыми, автомобили по ним движутся быстро и без задержек. Основной плюс отсутствия пересечения потоков транспорта в том, что аварий из-за столкновения встречно направленных машин не будет вообще.
Развязки на ул. Балтийской, пл. Транспортной, пл. Южной и ул. Пушкина – необходимый минимум, который будут строить в первую очередь.
Как «развяжется» транспортный узел?
Строительство развязки началось в 2008 году. Будут реконструированы три улицы: Сибирская, Алтайская и Льва Толстого – всего 2,7 км. Еще 3,3 км будет построено заново. В комплекс транспортного узла входит мост через Ушайку, путепровод по пр. Академическому, летом завершится строительство железнодорожного переезда. В работах было задействовано около 500 человек и более 200 единиц техники.
При нажатии откроется полная версия графики:
Улицы Алтайская, Сибирская, Балтийская, Осенняя, Клюева, Елизаровых, пр. Академический будут работать как один большой транспортный комплекс. Они важны для Томска не только потому, что относятся к дорогам на ТВЗ, но и потому, что помогут справиться с пробками на пр. Фрунзе и значительно разгрузят Иркутский тракт. Сейчас по улице Пушкина за день проезжает 97 тысяч автомобилей. Транспортные узлы на улице Балтийской позволят разгрузить Иркутский тракт на 30 %. Таким образом, знаменитая пробка на 4-й поликлинике сильно уменьшится.
Шлагбаум не помеха
Комплекс развязок ул. Балтийская – ул. Осенняя – пр. Академический откроется в 2010 году. Объекты важны для Томска не только потому, что относятся к дорогам на ТВЗ. Сейчас уехать с Иркутского тракта в центр довольно сложно. По Иркутскому за сутки проезжает порядка 57 тысяч машин, по улице Пушкина – 97 тысяч автомобилей.
Транспортные узлы на улице Балтийской позволят разгрузить Иркутский тракт на 30 %. Таким образом, уменьшится знаменитая пробка на 4-й поликлинике. Пушкинская развязка – вторая в очереди после Балтийской.
Пробки в этом районе образуются в основном из-за железнодорожного переезда. Как только проезжает электричка или поезд, там скапливается по несколько десятков машин. Через год такую ситуацию и представить будет трудно, ведь дорога будет находиться над переездом. Для этого в 300 метрах от него будет построен путепровод. По нему и поедут машины.
Обе развязки на улице Балтийской будут открыты одновременно. Они должны работать в комплексе с прилегающими улицами. Поэтому, помимо строительства новых объектов, проектировщики-дорожники внесли в проект реконструкцию улиц Сибирской, Алтайской и Льва Толстого.
– На данный момент уже построен мост через Ушайку, – рассказывает Наталья Подмарькова, начальник отдела проектирования дорог «Томгипротранса», – есть путепровод по проспекту Академическому, летом завершатся работы по строительству переезда.
В 2009 году на развязки по улице Балтийской был выделен 721 млн рублей, а на строительство улицы Елизаровых – 325 млн рублей. Большую часть средств городские власти получают из федерального бюджета на условиях софинансирования (70 % – «федералы», 30 % – город).
– Проект по обеспечению транспортной доступности Южной площадки технико-внедренческой зоны, – говорит Владимир Оккель, начальник департамента коммунального строительства администрации г. Томска, – самая масштабная стройка Томска за последние 20 лет.
Запущено движение по улицам Клюева, частично – Осенней и Елизаровых. Построен и введен в эксплуатацию мост через Ушайку. Завершается строительство развязки на Академгородок. Практически готова к асфальтированию Балтийская.
Полностью работы на участке Балтийская – Елизаровых планируется завершить к сентябрю 2010 года при условии финансирования объекта. Для завершения работ по строительству транспортного узла Южной площадки ТВЗ муниципалитету потребуется еще два миллиарда рублей.
Дорогое удовольствие
Самые «слабые» места в Томске – рядом с ж/д переездами: Степановским, Мокрушинским. По-хорошему везде, где железная дорога проходит через проезжую часть, надо строить развязку в разных уровнях. В рамках создания федеральной трассы на Богашево появятся развязки на площадях Южной и Транспортной, по направлению в Аникино, Лоскутово, на железнодорожном переезде. Они свяжут город с развивающимися Мокрушинским микрорайоном и поселком Зональный. Но на это нужны деньги.
– Каждая развязка – это минимум миллиард, – комментирует мэр Томска Николай Николайчук. – Значит, нужно искать 25 миллиардов.
В Томске дороги строить непросто. Земля в городе болотистая, поэтому стоимость стротельства любых объектов – не только дорожных, но и жилых – возрастает.
НАБЛЮДАТЕЛЬ
Вадим Андрианов, автолюбитель
Особая зона дорог
Появление в городе особой экономической зоны многие томичи восприняли скептически: опять распилят бюджетные деньги, а никакого толку не будет. Через несколько месяцев скептики были посрамлены. Оказалось, что ОЭЗ – это не только новые производственные корпуса, но еще и федеральные деньги на строительство дорог. Под маской «транспортной доступности ОЭЗ» в Томске в 2007-2010 годах будет построено больше дорог, чем за 20 лет до этого.
За всю долгую историю Томска внутри города появилось только одно крупное искусственное сооружение — путепровод на улице Пушкина, который соединяет Иркутский тракт с городом. Его строительству Томск, кстати говоря, обязан троллейбусу, именно запуск электротранспорта в новый спальный район потребовал возведения моста через железную дорогу.
Появление в городе ОЭЗ дало мощнейший толчок дорожному строительству — сдается комплекс на Балтийской, планируется строительство дороги в Аэропорт с реконструкцией площади Южной, говорят, что удалось как-то притянуть к ОЭЗ и многострадальную дорогу на четвертой поликлинике. Если все эти проекты будут выполнены, это полностью закроет потребность города в крупных дорожных стройках на ближайшие годы.
Ну, а потом, может, еще какой-нибудь конкурс выиграем. Например, на размещение «зоны мосто-внедренческого типа» – нам как раз третий мост через Томь нужен.