Городская газета

Праздник бывает без телевизора Если вы празднуете Васильев вечер

Просмотры: 1 544

«Жизнь неотделима от песни, песня от танца, танец от костюма — как ты будешь двигаться зависит от того, что на тебе надето. Как идти колядовать, если нет звезды, месяца и фонаря, как на Рождество показывать вертеп, если нет кукол, как праздновать Масленицу без коня, которого мы будем продавать?» / Фото Дениса Вавилова.

В Томске живут люди, которые называют себя арт-проектом «Васильев вечер». Их интересуют русский фольклор, традиции, народная культура. Они устраивают концерты-праздники, к которым вы можете присоединиться и как зритель, и как полноправный участник.

Это, конечно, не всякие праздники, а события традиционного календаря — Рождество и сам Васильев вечер (который мы знаем как Старый Новый год), Красная горка и Никола Вешний…. Не каждый и помнит такие.

— Нас позвали организовать вечер русской традиции в кафе «Ку-ку-шка», — рассказывает один из основателей «Васильева вечера» Даниил Крапчунов. — По средам там шли сальса-вечеринки, по пятницам — арабские танцы, и отчаянно не хватало чего-то родного…

То, что решили делать эти молодые люди, не на шутку увлекавшиеся фольклором и этнографией, поразительно отличается от той «народной культуры», которую мы видим по телевизору. «Васильев вечер» — не эстрадно-народный ансамбль, который под ложки-балалайки со свистом прыгает по сцене. Приходишь на их выступление, посмотришь на сцену, а никакой сцены и нет. Просто люди в народных костюмах занимаются своими делами: нянчат детей и готовят еду, красят ткани, шьют и плетут, но за работой или на отдыхе они поют.

Не песни советских композиторов, которые у нас принято выдавать за русские народные, а настоящий этнографический материал. Собранные в экспедициях в дальние деревни, записанные со слов старожилов, эти песни древние, но до сих живые.

Куклы мастера Светланы Липовки так нравятся друзьям «Васильева вечера», что пришлось открывать школу ремесел. / Фото Екатерины Сизовой.

— Русский фольклор может удивить. Мы привыкли смеяться над карикатурным русским из американского фильма: баня-матрешка-балалайка. Но сами зачастую знаем не больше голливудских режиссеров и в своей родной традиции чувствуем себя первооткрывателями! — рассказывает еще один участник арт-проекта Алексей Васильев. В праздничных программах он не только поет, но и знакомит желающих с традиционным воинским искусством.

Важно не просто пропеть слова, а прочувствовать их изнутри, прожить их, как проживали наши предки. А для этого традиции нужно знать. Поэтому «Васильев вечер» — не просто музыкальный фольклорный коллектив, не народный хор.

Здесь восстанавливают традиционный быт, ремесла прошлого. Выткать настоящий пояс — целое искусство, которое требует больших знаний. А сделать традиционную куклу? А устроить кукольный театр—вертеп? А провести целый обряд, который предшествует церковному венчанию?

Все это просто так, по книжкам, не изучишь. Поэтому «Васильев вечер» — это не только дизайн-студия народного костюма, не только ансамбль, не только группа художников и этнографов.
Это образ жизни, в котором важную роль играет созвучность подлинной русской традиции. Так и живут сами участники проекта.

Нет, они не убегают в леса, как любители ролевых игр, и не селятся, подобно староверам, отдельной деревней. Они живут обычной современной жизнью, работают, делают карьеру…
Но свободное время, особенно в праздник, участники «Васильева вечера» проводят так, как им нравится, — в народном костюме и за традиционными занятиями. Так здесь создают семьи и воспитывают детей.

— Фольклор нельзя просто изу­чать, им нужно жить, — рассказывает Марина Крапчунова. — Чужому глазу он может показаться лишенным смысла. Как я до свадьбы думала: ну почему же невесты плачут перед выданьем, они же выходят за любимых! Но когда муж привез меня в Томск и перед свадьбой подруги начали меня наряжать, я неожиданно для самой себя заплакала. Оказалось, что это такой неповторимый, такой острый момент, такой перелом в жизни…

Здесь не устраивают представлений, а просто живут. Поэтому приходишь на концерт, а попадаешь в гости. Хочешь — подпевай, хочешь — вставай в хоровод или в кадриль. А если не до музыки, отправляйся в дальний угол к ремесленникам, где режут по дереву, шьют и плетут из бисера и соломы. И не нужно для этого никакого мастерства — важно лишь ощущение внутреннего комфорта.
«Цивилизованным» взрослым такой «метод погружения» по нраву не всегда — им бы отсидеться в зрительном зале или хотя бы в сторонке на бревнышке.

/ Фото Василия Вершинина.

— Наверное, по-другому пока быть не может. В России традиционная культура долго была под запретом, — говорит Даниил Крапчунов. — Бабушки рассказывали: за надетый на праздник традиционный костюм в колхозе могли лишить «трудодней», а это уже угроза для жизни. За устроенный на масленой неделе кулачный бой мужиков могли растолкать по «воронкам»… Традиционный ритуал уничтожали целенаправленно. Нужен был новый человек — с новыми традициями и обрядами. Этот человек не должен был знать, откуда он родом, иначе его нельзя будет гонять со стройки на целину. Этот человек должен был забыть предков и отказаться от наследства…

До сих пор даже в глобализованной Европе, если немец или норвежец приходят на праздник в народном костюме, они могут рассказать о каждом стежке, о каждом вышитом крестике на своем наряде. И, конечно, они поведают историю своего рода и смогут пояснить, в чем смысл доставшегося им от родителей обряда…

Мы же многое позабыли. Некоторые из нас уже не замечают разницы между выходными и буднями, между днями постными (а есть и такие) и праздничными. На любой вечер у нас одна реакция — вернуться домой и уткнуться в телевизор. Даже самые светлые и добрые праздники у нас порой не наполняются смыслом.

Сережа Васильев, один из самых молодых участников арт-проекта, недавно «претерпел» праздник первого пострига. Впервые постриженный, он попрощался с младенчеством — началось детство.
/ Фото Эллы Крайновой.

Зато дети празднуют с «Васильевым вечером» на полную катушку. У них нет еще той неловкости, которая охватывает взрослых, стоит им встретиться лицом к лицу с собственными традициями.
Дети смело кидаются в пляс, мерятся силой с «медведем», хватают прямо с плиты свежие блины, обмениваются расписными пряниками и вообще живут здесь полной жизнью!

Они и есть главные зрители «Васильева вечера», в котором собираются люди, желающие одного — чтобы для нынешних детей праздники остались праздниками.

Текст: Юлия Шипуля.


Опубликовано в 25 номере от 31 января 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010