Городская газета

Сэкономил на автомобиле, купил макароны Что и где теперь покупают томичи?

Просмотры: 1 618

За последние полтора года ассортимент товаров, приобретаемых томичами, изменился. Люди стали больше экономить, что во время кризиса неудивительно. Стали больше ходить на рынки, меньше в бутики. Меньше стали покупать мебели, автомобилей и даже лекарств, зато больше — продуктов первой необходимости: макарон, круп, картофеля. При этом продукты мы стали выбирать более дешевые. Розничная торговля тоже приспособилась к новому спросу покупателя, иногда не без хитростей. Что же теперь мы покупаем? «Городская газета» заглянула в корзинку обычного томича. / Ирина Бородина.

Статистика говорит о том, что мы стали покупать меньше. И более дешевые товары, в первую очередь — продукты питания. Стали больше покупать муки, крупы, макарон, овощей, консервов и подсолнечного масла. Выбирать более дешевые сорта товара, в простой упаковке, чаще — местных производителей. В общем, мы стали экономить. / Фото Полины Зайцевой.
Сколько в Томске магазинов?

Всего около пяти тысяч магазинов, ларьков и киосков. Большая часть входит в торговые сети, их в Томске шесть: томская сеть «ЛАМА», кемеровская «Поляна», новосибирские «Быстроном» и «Холидей», красноярская «АЛПИ», барнаульская «Мария-Ра». Там можно купить все, начиная с молока и масла, заканчивая одеждой и посудой.

С сетями конкурируют 400 независимых магазинов формата «у дома».

В последние годы многие местные производители открыли свои фирменные магазины. Например, «Антонов двор» имеет сеть кафетериев и кондитерских, всего пятнадцать торговых предприятий, «Сибирская Аграрная Группа» — 61 магазин «Мясной ряд».

Что и как продается?

В каждом из сетевых магазинов есть свои программы лояльности к покупателю: ярлыки на товары («социальная цена», «товар дня», «три по цене двух») и дисконтные карты со скидкой. При этом продукты первой необходимости: молоко, хлеб, сахар, соль — лучше продаются в магазинчиках рядом с домом. Действительно, глупо ехать в гипермаркет за пачкой чая. К тому же здесь гораздо меньше соблазн купить что-то импульсивно, как на рынке или в торговом центре. Но за мясом, рыбой, кондитерскими изделиями томичи отправляются в крупные торговые маркеты, так как в магазине «шаговой доступности» цена на данные товары несколько выше и ассортимент товаров более узкий.

В 2009 году томичи стали покупать меньше. И более дешевые товары. В основном, продукты питания и предметы первой необходимости.

Сократился покупательский спрос на мясо и продукты из мяса, рыбу и морепродукты, молочные продукты, сливочное масло, сыр, яйца, сахар, алкогольную продукцию, пиво, соки, компоты, кондитерские изделия, полуфабрикаты, чай, кофе. В то же время томичи больше стали покупать муки, крупы, макарон, овощей, консервов и растительного масла. При этом выбирают более дешевые сорта товара в простой упаковке, чаще — местных производителей.

Томичи стали активнее посещать рынки и ярмарки выходного дня. На ярмарке можно купить картошку, мясо и все, что производится в области, минуя магазинные надбавки. Тем не менее, и в сетях половина товаров местного производства: молоко и молочная продукция, мука, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, минеральная вода, пиво и др. Из Центральной России и Зарубежья привозят на прилавки то, что в области совсем не производят: сахар, соль, чай, фрукты.

В 2009 году томичи стали меньше покупать непродовольственных товаров. Исключение составили продажи мобильных телефонов, которые выросли на 38 %, строительные материалы — на 29 %, компьютеры — на 17 %. В то же время снизились продажи легковых автомобилей — на 35 %, мебели — на 34 %, ювелирных изделий — на 33 %, лекарств — на 24 %.

Покупатели перестали брать товар на замену используемого: новые марки товаров вместо морально устаревших. Если раньше старый электрочайник выбрасывали, то сейчас несут в ремонт. То же самое, кстати, и с одеждой — оборот ремонтных мастерских и ателье вырос на 4 %. Упал уровень продаж готовой одежды, зато увеличилась продажа тканей.

Покупатели частично вернулись и на вещевые рынки. Большинство томичей предпочитает делать покупки в сетевых магазинах эконом-класса, дискаунтерах и оптово-розничных предприятиях.

Бедность или экономия?

Сколько денег оставляет среднестатистический томич в магазине? Назвать точную цифру здесь невозможно. Однако даже в крупных маркетах говорят о том, что за последнюю пару лет сумма «среднего чека» снизилась почти вдвое. И не достигает даже 1000 рублей. При этом набор продуктов в чеке не изменился. Просто мы стали экономить на том, на чем раньше не экономили. Вместо немецкого хлеба и охлажденной куры покупают «Бородинский» в полиэтиленовой упаковке и замороженные окорока. Хотя и сам ассортимент супермаркетов изменился: производители упаковывают товар в дешевые полиэтилен и бумагу, а не в пластик. Также сократился объем фасовки продукции. Скажем, раньше банка сметаны весила 400 грамм, а с 2008 года стала весить 375 грамм, однако цена ее не уменьшилась.

Есть мнение, что когда жители начинают покупать больше картошки, хлеба и молока, то есть продуктов первой необходимости, это свидетельствует о бедности. Но у нас в области продажа этих продуктов даже немного снизилась. А то, что сумма чека уменьшилась почти вдвое, говорит не столько о бедности, сколько об экономности.

Как изменилась торговля в кризис?

Несмотря на снижение покупательского спроса, количество магазинов не сократилось, а осталось прежним. Хотя оборот розничной торговли упал: если в 2008-м он составил почти 83 млрд рублей, то в 2009-м — 73,6 млрд руб. То есть томичи купили на 11 % меньше товаров, чем в 2008 году. Продовольственных товаров было продано меньше на 7,7 %, непродовольственных товаров — на 14,3 %.

— В 2009 году все участники рынка торговли поняли, что конкурентная борьба на этом рынке возросла, — говорит Акин Байер, генеральный директор ООО «МЕТРО Кэш энд Керри». — Потребители считают цену одним из ключевых факторов покупки. Это и определит рост конкуренции и приведет к усилению консолидации розничной торговли.

Но не только размер бизнеса для сетевика имеет значение: выиграет тот, кто будет знать своего клиента и удовлетворять его потребности лучше.

Приход в каждый город как крупных федеральных сетей, так и мелких локальных, конечно же, влияет на бизнес независимых магазинов у дома.

Работая с этой группой клиентов посредством нашей образовательной программы «Школа торговли», ценовой политики и ассортимента, мы даем им возможность выжить в конкурентной борьбе, сохранить свою независимость и вести свой бизнес дальше достаточно успешно. Если наши клиенты заинтересуются участием в этой программе, мы начнем это обучение и в Томске.

ЭКСПЕРТЫ

Как отразился кризис на розничной торговле?

Александр Таловский,
начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области:

— Раньше среди предпринимателей мы могли выделить явных лидеров по качеству обслуживания и оборудования торговых залов. Таким лидером, например, всегда была сеть «ЛАМА». На сегодняшний день все держатся на одном уровне: где-то попадается залежалый товар, далеко не во всех магазинах есть кондиционеры. В последнее время под супермаркеты оборудуются неприспособленные изначально для торговли помещения — это характерно, в частности, для «Поляны». Не всегда укладывается в срок реализации продуктов, например, новосибирская сеть «Холидей». До кризиса магазины постоянно совершенствовались. Два года, как стремление к подобным улучшениям исчезло.

Денис Шишков,
коммерческий директор сети магазинов «Быстроном»:

— Объемы торговли в период кризиса остались прежними. Средний чек покупателя наших магазинов даже изменился в большую сторону, однако не за счет количества покупок, а за счет повышения цены производителей. Стало меньше продаваться элитного алкоголя и других дорогих продуктов. Что касается магазинов сети, то кризис заставляет работать над улучшением сервиса обслуживания покупателей, проводить дополнительные акции по снижению цены на полках. Ассортимент не изменился, хотя с полок и исчезли многие продукты, производимые за пределами РФ.

Михаил Курилов,
директор сети магазинов «Мясной ряд»:

— В кризис покупатели стали экономить в основном за счет снижения частоты и объемов покупок, отказываться от приобретения продуктов более высокого ценового сегмента. Но в то же время продукты питания — последнее, на чем готов экономить потребитель. Те же тенденции и в нашей торговой сети. В общем объеме продаж выросла доля недорогих колбас, существенно увеличились продажи полуфабрикатов и мяса. Кризис внес свои коррективы и по ассортименту. Мы выбираем самые востребованные товары, и не всегда они — самые дорогие. За период кризиса мы неоднократно пересматривали ассортиментную матрицу: ассортимент должен быть сбалансированным по ширине, глубине и ценовому предложению — на разные кошельки.

СОСЕДИ

Чей гастроном пострадал больше всех?

Федеральных и региональных сетей в Новосибирске, Омске, Красноярске и Кемерово куда больше. Тем не менее, Томск не сильно отстает от других регионов по товарообороту и производству.

В целом по России оборот розничной торговли снизился на 5,5 %. В Томске эта цифра составляет 11,3 %. Томская область держится примерно на одном уровне с соседними регионами. Аутсайдером является Кемеровская область. Розница там сократилась на 21,2 %.

Все регионы, кроме Республики Хакасия, снизили объемы промышленного производства. В среднем по России — на 10,8 %. Самое большое снижение произошло в Республике Алтай — на 17 %, и в Кемеровской области — на 9,1 %. В Томске объемы производства упали только на 1,7 %.


Опубликовано в 29 номере от 29 марта 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010