Городская газета

Успеет ли «скорая»? Как устроена томская служба скорой медицинской помощи

Просмотры: 3 989

У томича к службе «скорой помощи» обычно три вопроса. Во-первых, всех волнует время приезда «неотложки» в случае необходимости. Во-вторых, всем ли оказывается экстренная медицинская помощь и не надо ли за нее платить людям без полиса или, скажем, без российского гражданства? В-третьих, в какой стационар доставят больного, если есть необходимость в госпитализации?

О том, что экстренная медицинская помощь оказывается всем и бесплатно, о том, как организован выезд бригад «скорой помощи» и как решается вопрос о госпитализации, узнавала «Городская газета». / Анна Котова.

 — Машины у нас не очень удобные, — сетует Игорь Севастьянов, фельдшер реанимационной бригады. — Многие, вот, например, наша, оборудованы не по предназначению: в реанимационной машине все полки и шкафы должны располагаться под потолком, чтобы обеспечить свободный доступ к пострадавшему со всех сторон. В машине, в которой корреспондентам «ГГ» разрешили навести беспорядок и пооткрывать все ящики, они оказались расположенными, как в машине для линейной бригады: один возле двери от потолка до пола, второй такой же — возле водителя. / Фото Полины Зайцевой.

«Спасите, человек умирает!» — эти слова диспетчеры «скорой помощи» слышат по телефону сотни раз в день. В службу «03» каждый день звонит около 650 человек. И на каждый вызов необходимо приехать как можно быстрее.

Согласно приказу Минздравсоцразвития, «скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства». И «скорая» работает без права на отказ. Она приезжает ко всем, независимо от гражданства пациента, от наличия у него паспорта, полиса и крыши над головой. Оказывает круглосуточно скорую медпомощь тем, кто вызвал ее из дома, людям, которым стало плохо на улице, выезжает на ДТП.

Согласно нормативу от момента вызова до приезда «скорой» должно пройти около 20 минут. Правда, пробки и нехватка бригад в нормативах не учтены.

Сколько у нас «скорых»?

— Нам иногда звонят и спрашивают: какая «скорая» сегодня дежурит? — рассказывает Ольга Логиновская, исполняющая обязанности заместителя главного врача ССМП по медицинской части. — Вопрос в корне некорректный. В Томске всего одна «скорая», и все пять ее подразделений работают круглосуточно, обслуживая весь город.

Дежурить могут лишь стационары, в которые при необходимости «скорая» доставляет пациентов. Это может быть отделение хирургии одной городской больницы, отделение терапии другой и так далее. График этих дежурств составляется на месяц вперед.

В структуре же самих подстанций стационаров нет. Однако если человек сам обратится на станцию за экстренной помощью (например, шел где-то недалеко, стало плохо с сердцем), ему ни в коем случае не откажут. Доставлять ли человека в стационар и в какой, решает руководитель бригады (врач или фельдшер), приехавшей на вызов, на основании показаний к экстренной госпитализации.

Существует еще больница скорой помощи (ул. Рабочая, 21, бывшая железнодорожная больница). Она является многопрофильным медучреждением, в отличие от бывшей больницы на ул. Красноармейской, в которой было всего два отделения.

Центральная станция скорой помощи — это как центральный штаб. Здесь располагается административно-хозяйственная часть (руководство, бухгалтерия, отдел кадров), организационно-методический отдел и отдел статистики, аптека и, главное, оперативный отдел, куда поступают все звонки. Здесь и еще на подстанции № 3 расположены гаражи. А вот на подстанциях №№ 1, 2 и 4 машины стоят и ремонтируются прямо на улице.

На каждой подстанции есть комната для приема пищи, но готовят для сотрудников только на центральной станции. Заехать на обед бригаде удается редко — слишком много срочных вызовов.

Кто работает в «скорой»?

Руководит всей системой скорой помощи главный врач. За 79 лет (именно столько существует томская ССМП) здесь сменили друг друга одиннадцать главврачей. Новый, двенадцатый, уже выбран, но в должность еще не вступил.

Главный на подстанции — заведующий. Каждый день в 8 утра в статотдел центральной станции поступают карты со всех подстанций за прошедшую смену. Здесь в первой половине дня все заведующие занимаются проверкой карт (контролем лечебно-диагностического процесса), после чего разъезжаются обратно по подстанциям для решения организационных вопросов со своими бригадами.

В бригаде по три-четыре человека: врач, один или два фельдшера и водитель. На каждой подстанции около шести бригад. Сегодня томская «скорая» испытывает страшный дефицит кадров: сотрудников всего 1/3 часть от необходимого количества. Как оно рассчитывается? На 10 тысяч человек населения должна приходиться одна бригада. Сегодня в Томске должно быть примерно пятьдесят четыре бригады скорой помощи. Но работает только около тридцати пяти.

При наблюдаемом сейчас дефиците кадров в «скорой» редко бывает так, что бригада прохлаждается на подстанции. Чаще всего, находясь на одном вызове, она уже принимает другой. Передача вызова осуществляется по рации, которыми оборудованы машины «скорой». Кроме того, по рации бригада отчитывается о прибытии на адрес, о транспортировке пациента в стационар при необходимости и о завершении работы по этому вызову. В диспетчерской фиксируется время поступления этих сообщений.

Смена сотрудников оперативного отдела длится либо 12, либо 24 часа (по желанию). Таким образом, в среднем диспетчеру «скорой» удается заработать около 12 тысяч рублей в месяц.

Еще в смене работают два старших врача: один координирует работу всего оперативного отдела, другой дает консультации населению по телефону 65-93-40: что делать до прибытия бригады или что предпринять, чтобы вообще обойтись без вызова «скорой». Однако дозвониться ему бывает крайне трудно. Вместо исполнения своих прямых обязанностей он вынужден отвечать на вопросы далеко не экстренного характера: что посоветуете при таком-то заболевании? как принимать такое-то лекарство? а правильно ли назначены такие-то таблетки?

Что есть у «скорой помощи»?

Как бы странно это ни звучало, но в городе, которому не дают покоя пробки, в машинах «скорой» нет навигаторов. «Скорая» имеет право проехать даже на красный сигнал светофора или выехать на встречную, но если она застряла где-нибудь в пробке на Телецентре, то деваться уже некуда — стой и жди. Вообще, водитель «скорой» для своей машины — все: и рулевой, и ремонтник, и, собственно, навигатор. Он сам должен выбрать наиболее короткий маршрут без потенциально возможных затруднений. В городе сейчас рассматривают возможность установить навигационную систему для «скорой», и такие разработки уже даже есть у ученых ТПУ. Но пока средств не хватает.

Финансирование «скорой» осуществляется полностью из городского бюджета. Однако заткнуть все дыры катастрофически не удается. Например, в распоряжении томской «скорой» до сих пор нет теплых гаражей. Машины используются круглосуточно. При таком режиме эксплуатации они могут служить всего около шести лет, после чего должны быть списаны. В последний раз автомобильный парк ССМП обновлялся в 2004 году. В этом году администрация города подала заявку на условиях софинансирования с федеральным бюджетом на приобретение еще шестнадцати автомобилей.

При нажатии откроется полная версия графики:

ПРАКТИКА

Как правильно звонить в «03»?

Быстро и четко сообщите диспетчеру:
  • Количество пострадавших (особенно в случае ДТП, когда к каждому пострадавшему направляется отдельная машина).
  • Пол и возраст пострадавших. Примерно: девушка-подросток, мужчина около 30 и т. п.
  • Что случилось. Кратко: боли в сердце, ДТП, без сознания и т. п.
  • Адрес. Улица, дом, корпус, подъезд, этаж, номер квартиры, код подъезда или домофон (этим вы ускорите прибытие бригады к пострадавшему). Точный адрес, с ориентирами, как можно проехать, если машина не сможет подъехать к самому месту ЧС, то где и кто будет встречать.
  • Если трудно найти, то где вы их встречаете. Обязательно послать человека встречать специалистов.
  • Кто вызвал — прохожий, родственник, сосед и т. п.

Звонок с мобильного 030.


Опубликовано в 30 номере от 11 апреля 2010 года.


Комментарии

Сотрудники «РОСМЕДИЦИНА» уже много лет работают в таком режиме, когда часто требуется транспортировка больных на дальние расстояния и в любое время, они помогают в госпитализации при ЧС, катаклизмах, авиакатастрофах, автокатастрофах. http://www.rocmedicina.ru/sanavia.html Вылеты происходят не только по России, но и в такие государства как Германия и Израиль. Наши сотрудники благодаря постоянной шенгенской визе, могут не просто эвакуировать пациента из аэропорта европейского государства, но и подготовить больного к транспортировке на месте, в стационаре. Для упрощения получения виз в другие страны, мы получаем визовую и административную поддержку, в консульствах позволяющую очень быстро оформлять все необходимые визы.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010