Официальное признание и народная любовь не всегда совпадают. Бывает, звания присуждают одним, а признание достается другим. Это касается не только актеров и музыкантов, но и учителей, и врачей. У начальства тут одни требования, а у пациентов и учеников с родителями — совсем другие. В течение трех месяцев «Городская газета» проводила конкурсы «Любимый учитель» и «Любимый врач». Сегодня мы подводим итоги. У врачей и учителей, которых выбрали наши читатели, нет очетных
званий, большого количества медалей и грамот. Любовь и доверие благодарных пациентов и учеников стали им наградой. / Ирина Бородина. Фото: Поина Зайцева.
Наталья Петровна Страхова,
семейный врач Центра семейной медицины № 2
Стать врачом Наталью Петровну заставила любовь к детям. Первую практику она, студентка Кемеровской государственной медицинской академии, проходила в роддоме. Получив диплом, осталась там работать неонатологом.
— Самой сложной была работа в роддоме. Страшно, когда рождается тяжелый ребенок и требуется искусственная вентиляция легких, переливание крови или реанимация. Я помню всех детей, за чьи жизни шла борьба. Я не помню их имен, но никогда не забуду сами ситуации и причины.
Уже пять лет Наталья Страхова живет в Томске. Она прошла курс повышения квалификации и теперь лечит не только детей, но и взрослых. На приемы к ней ходят всей семьей, но больше всего ей нравится работать с маленькими пациентами. Дети — индикаторы и прекрасно чувствуют настрой врача. Разговаривает она с ними максимально спокойно, на равных, тогда обходится без слез.
— У меня нет никакой теории, как должен врач общаться с пациентом. Все интуитивно и индивидуально. Нужно уметь выслушать больного. Особенно когда ребенок маленький — он не может пожаловаться, а мамы подмечают такие мелочи, которых на приеме можно просто не обнаружить. Всегда боюсь из-за какой-то сиюминутности упустить основное.
В семье Страховых двое детей. Сына и дочку Наталья всегда лечит сама и часто шутит, что они чужих врачей только в роддоме и видели. Главный рецепт, который доктор выписывает всем детям — и своим, и чужим, — это спорт.
— Даже если ребенок не хочет, нужно отдать его в секцию, лет с пяти, на плаванье, например. Не понравится — потом выберет сам что-нибудь другое, но обязательно спортивное. Такого ребенка я сразу отличу: осанка, дисциплина, уверенность, здоровье.
Наталья Петровна — сама живой пример спортивного образа жизни. Каждый выходной она ходит в бассейн, часто катается с детьми на роликах.
Екатерина Николаевна Сорокина,
участковый терапевт поликлиники городской больницы № 3
Для того чтобы быть хорошим врачом, мало просто получить диплом. Нужно по-настоящему хотеть быть доктором. Екатерина еще в шестом классе определилась с выбором профессии. И даже когда не с первого раза поступила в медицинский, не отказалась от своей мечты – лечить людей.
Авторитетом для будущего врача со времен студенчества был профессор СибГМУ, академик Дмитрий Яблоков.
– Он мог с полуслова, с полувзгляда, просто беседуя с пациентом, поставить ему диагноз. А ведь когда он работал, не было такой техники, таких лабораторий, как сейчас!
Так же, как и профессор Яблоков, Екатерина Николаевна строит отношения с пациентами на доверии и дружелюбии. Ведь больному абсолютно все равно, какие проблемы и настроение у врача — ему нужно, чтобы его выслушали и помогли.
– Редко какой пациент приходит только с жалобами. Они мне рассказывают про себя, про своих родных, пересказывают новости. Одна пациентка лечится у меня уже больше 20 лет и все время называет меня то Катенькой, то солнышком, то внученькой. Как-то раз я с ней серьезно поговорила: все-таки я врач, и между нами должна быть дистанция. А она мне ответила, что ближе меня по духу у нее человека-то и нет.
Пациенты, признается Екатерина Николаевна, за последние десять лет сильно изменились. Их испортил интернет: прочитав симптомы на медицинских сайтах, они сами ставят себе диагнозы. Правда, в большинстве случаев неудачно.
Уже 23 года Екатерина Сорокина работает терапевтом в поликлинике горбольницы № 3. У нее 1700 пациентов. Каждый день на прием приходят по 18—20 человек. За 15 минут, которые отводятся на одного больного, нужно выслушать, поставить диагноз и назначить лечение. А после приема — вызовы.
– Домашним всегда нравилась моя работа. Дочка говорит: это очень хорошо, что мама — врач. Работы много, но график скользящий, поэтому удается проводить время с семьей.
Пока дочка Настя была маленькой, Екатерина Николаевна никогда сама ее не лечила. Всегда водила к педиатру и строго выполняла все предписания врача. Ей было важно остаться для ребенка просто мамой, а не мамой в белом халате.
ХИТ-ПАРАД
Любимые врачи Томска
- Рычкова Марина Викторовна, терапевт поликлиники № 2
- Антипова Ольга Васильевна, заведующая 2-м поликлиническим отделением горбольницы № 3
- Масерова Татьяна Александровна, врач-эндокринолог ЦСМ № 2
- Кубарь Наталья Валерьевна, участковый терапевт горбольницы № 3
- Сапунова Нина Андреевна, участковый терапевт поликлиники № 10, участок № 20
- Иванова Татьяна Васильевна, акушер-гинеколог Клиник СибГМУ
Надежда Александровна Костарева,
учитель начальных классов школы № 8
Педагогический университет Надежда Александровна так и не окончила. Отучилась в Колпашево в педучилище, потом до четвертого курса в ТГПУ. А дальше — вышла замуж и вернулась в Парабель. И многому училась у своей первой учительницы — Лидии Андреевны Камыниной.
— Четыре года назад я пришла в эту школу, и мне дали класс, который был «на перекладных», то есть не было постоянного классного руководителя из-за нехватки учителей. У детей никакой сплоченности, все друг друга обижают. Пришлось начинать с малого: вырабатывать усидчивость, внимание. Они изменились за полгода.
Между сельскими и городскими детишками, говорит Надежда Александровна, особой разницы нет. Разве что у последних больше возможностей получать знания, ходить в кружки. Но и сельские, и городские школьники одинаково мало читают книг.
Надежда Костарева своим ученикам никогда не ставит двоек. На первый раз ставит точку и предупреждает, что завтра обязательно вызовет к доске. У нее в классах ребята не боятся и чувствуют себя свободно, со всеми новостями сразу бегут к учительнице.
Ребят из класса Костаревой можно сразу распознать в толпе первоклашек: воспитанные, спокойно идут даже в столовую. У Надежды Александровны есть подход к урокам.
— Раньше было как? Учитель говорит, а ученики повторяют. Теперь учитель просто задает ребенку вопрос, а тот уже сам ищет на него ответ. Причем не только на уроке — дети так и конфликты между собой решают. Я за 26 лет по разным программам работала, но развивающая нравится больше всего.
Светлана Витальевна Панова,
Учитель русского языка и литературы лицея №7
Преподавателем русского и литературы Светлана Витальевна стала только благодаря своей любимой учительнице — Надежде Михайловне Власовой. В ней школьницу восхищали строгость и справедливость. Еще в девятом классе Света попыталась сбежать из дома вместе с подружкой в Колпашево, чтобы поступить в педагогическое училище. Но отец перехватил ее на полпути и отвез обратно домой, в Могочино. Через два года Светлана с легкостью поступила в ТГПУ.
На уроки Пановой дети ходят с радостью. И это не пустые слова, потому что каждое ее занятие — это приключение и путешествие. Начинается оно с «сигнала». Это карточки разных цветов: красная означает «спрашивайте, я готов», синяя — «знаю на четверку», зеленая — «не уверен, тройка», черная — «не готов, выучу в следующий раз». Школьники оценивают свои знания сами, а учитель сразу понимает, как строить урок.
— Я всегда объясняю детям материал в форме игры. В игре, в отличие от урока, невозможно ошибиться. Конечно, к восьмому классу мы уже обходимся без сигналов: школьники привыкают к дисциплине и самоконтролю.
Игровые стихи, считалочки, плакаты и игровые поля Светлана Витальевна придумывает и рисует сама.
Плакат, где бандит НЕ (частица) пробирается к ГЛАГОЛУ, а путь ему преграждает кактус, не сможет вбить в голову детей правило из учебника. Но школьники начнут это правило применять и без зубрежки: такой яркий визуальный образ нельзя забыть.
Своими секретами, играми, упражнениями, планами уроков Светлана Витальевна хотела поделиться с другими преподавателями. Она написала несколько учебников, вложив в них весь свой 28-летний педагогический опыт. К сожалению, опубликовать книги так и не удалось — скромной зарплаты учителя не хватило бы даже на тираж в пару экземпляров.
Сразу после университета Светлана Панова начала работать в лицее № 7. Дети с ее первого выпуска, а им уже по 35 лет, до сих пор собираются каждый год. Свою любимую учительницу они приглашают на свадьбы и дни рождения. А дети выпускников называют ее своей бабушкой.
— Если учитель не любит ребят, он никогда не станет хорошим. Можно даже не знать на 100 процентов свой предмет, но любить детей нужно обязательно. Иначе с этой работой просто не справишься.
ХИТ-ПАРАД
Любимые учителя Томска
- Татьяна Анатольевна Зюзина, учитель английского языка гимназии № 24
- Крюкова Ксения Александровна, преподаватель лесотехнического техникума
- Волкова Валентина Ивановна, классный руководитель 2 «А» гимназии № 18
- Дунаевская Виктория Владимировна, классный руководитель 2 «Б» школы № 8
- Коробова Татьяна Анатольевна, классный руководитель 5 «В», учитель русского языка и литературы гимназии № 1
- Солдышева Яна Вадимовна, классный руководитель 5 «В» школы № 8
- Коноваленко Любовь Константиновна, классный руководитель 4 «А» школы № 8
ХИТ-ПАРАД
Лучшие читательские отзывы
Галина Евгеньевна Гонец
Наша читательница прислала нам огромное письмо со словами благодарности и признательности в адрес десятка врачей, с которыми ей пришлось столкнуться. Мы хотим привести ее список любимых врачей полностью:
- Грачева Елена Николаевна,
эндокринолог поликлиники № 2 - Очень доброжелательные работники регистратуры поликлиники № 2
- Григорьева Анна Сергеевна, врач женской консультации № 2 на Учебной
- Веселкова Татьяна Ивановна, врач участка № 5 женской консультации № 2 на Учебной
- Дорошенко Артем Васильевич, хирург НИИ онкологии
- Торбановская Наталья Анатольевна, Кокорина Юлия Леонидовна, хирурги НИИ онкологии
- Слонимская Елена Михайловна, зав. отделением НИИ онкологии
- Кучерова Татьяна Яковлевна, врач кабинета реабилитации НИИ онкологии
- Нина Леонидовна, медсестра кабинета № 1 НИИ онкологии — «наша мама»
- Назарова Лилия Степановна, терапевт НИИ онкологии
- Окунев Вадим Васильевич, Бухарин Дмитрий Геннадьевич, врачи кабинета УЗИ НИИ онкологии
Анастасия Селиванова
Посвятила своему любимому врачу — Сорокиной Екатерине Николаевне — целое стихотворение:
«…И с благодарною любовью
Приходят люди поздравлять
Всех тех, кто призван их здоровье
Оберегать и исцелять.
Всех, независимо от званья,
От нянечек до главврачей,
Благодарить за состраданье
И за бессонность их ночей.
Всех, кто незримой теплой тенью
Сопровождает нас, храня,
Всю нашу жизнь — со дня рожденья
До самого лихого дня…».
Анастасия Беженцева
Прислала нам самый искренний и душевный отзыв о своем любимом учителе — Крюковой Ксении Александровне, преподавателе лесотехнического техникума.
«У нее есть вот такой какой-то заряд, сила, мощь, не только талант в работе, но и прямодушие, цельность и зрелость характера. Это суперпрофессионал, способный направить мое дарование в нужное русло, а также необычайно интересный и умный человек, на поддержку которого я всегда могу рассчитывать…
Хочется сказать, что именно она для меня самый лучший преподаватель на земле…»