Городская газета

Война с супермаркетом Пять поводов вспомнить, что клиент всегда прав

Просмотры: 1 256
На ценнике указана одна стоимость товара, а кассир пробивает другую.

Магазин нарушает закон: покупатель должен уплатить за товар не больше того, что указано на ценнике (ст. 10 «Закона о защите прав потребителей»).

Каждый вид товара продавец обязан снабдить ценником.

И объяснения, что не успели или забыли поменять ценники, не хватает персонала и т. д., — не оправдание. Даже если чек пробит, деньги уже уплачены и только после этого вы обнаружили, что истратили больше, чем намеревались. Вы имеете право потребовать, чтобы вам вернули излишне уплаченную сумму или обменяли злополучный товар обратно на деньги. Тут главное — проверить свой чек, не слишком удаляясь от кассы. Это вообще должно войти в привычку, если вы не хотите оплачивать подобные «шалости» продавцов.

Если магазин не желает извиниться и вернуть вам деньги, то пригрозите звонком, а лучше письменной жалобой в Роспотребнадзор или же в организации защиты прав потребителей. Телефоны всех контролирующих учреждений должны быть вывешены в магазине на информационном стенде. Доказательствами нарушения, которое допустил магазин, могут служить сведения, изложенные в жалобе, подписанной свидетелями. Чиновники с удовольствием выписывают административные штрафы. Должностным лицам — в 1000—2000 руб., а самому магазину — в 10—20 тысяч рублей.

Сдавать или не сдавать сумку в супермаркете?

Покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Сдав сумку, потребитель заключает с этим магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать вас к его заключению не может никто.

Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса.

Со своей жалобой вы можете обратиться в Роспотребнадзор, и магазин будет оштрафован за административное правонарушение по этой статье от 100 до 300 МРОТ.

Поскольку магазин заключает публичный договор хранения вещей с посетителями в тех случаях, когда они по своей воле сдают свои вещи, то на основании главы 47 ГК РФ договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность хранителя — обеспечение сохранности имущества. А при его утрате или повреждении — возмещение убытков.

Кассир не принимает испорченную купюру

Дензнаки с незначительными повреждениями обязаны принимать. Банкноты могут быть без уголков, загрязненными, потертыми и надорванными, иметь проколы, пятна, посторонние надписи и отпечатки. Везде должны приниматься монеты, сохранившие изображение на реверсе и аверсе. Не берут? Смело требуйте книгу жалоб, обращайтесь в Роспотребнадзор. По закону даже возможно предъявление претензии и иска с требованием возместить убытки и моральный ущерб! С более ветхими купюрами придется идти в банк.

Продавец отказывает клиенту, который желает расплатиться крупной купюрой. Нет сдачи…

Продавец не вправе отказывать посетителю из-за того, что нет размена. Он обязан обслужить клиента и при необходимости выплатить ему сдачу. Начнем с того, что теоретически у кассира всегда должна быть сдача. Руководство магазина обязано обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами «в количестве, необходимом для расчетов с покупателями» (Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, письмо Минфина России от 30.08.1993 № 104).

Письмо Роскомторга от 17 марта 1994 г. запрещает предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары или требовать, чтобы клиент разменял деньги самостоятельно. Если ссылки на эти документы кажутся работникам магазина неубедительными, то всегда есть Гражданский кодекс РФ. Из его статьи 426 следует, что продавец обязан своевременно обслужить посетителя, в том числе обеспечить сдачей. Иначе покупатель вправе даже обратиться в суд (п. 4 ст. 445)!

С письменными жалобами на отсутствие сдачи в торговой точке нужно обращаться все в тот же Роспотребнадзор. И вновь рычагом давления могут быть свидетельские показания. Не исключена и запись препирательств на диктофон. Хотя, увы, подобная запись без ведома сторон разговора у нас в стране считается доказательством весьма сомнительным.

А вообще, несговорчивому продавцу грозит штраф по статье 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для должностных лиц это 1000-2000 руб., для юридических — 10—20 тысяч рублей.

Кассир отказывается принять пластиковую карту, пока покупатель не предъявит паспорт.

Законодательно это требование нигде не закреплено. Более того, подобная идентификация не предусмотрена даже правилами международных платежных систем — VISA, MasterCard и т. д. Является ли человек владельцем предъявленной карты, определяют, сравнивая подписи на ее обороте и на чеке. Но случаи воровства и прочего мошенничества с карточками стали настолько частыми, что практически все банки мира вынуждены перестраховываться. И в типовой форме договора банка есть такой пункт: «…при проведении безналичной оплаты товаров и услуг кассиры вправе попросить у вас предъявить документы, удостоверяющие личность. В случае отсутствия у вас документа или отказа его предъявить вам могут отказать в оплате товаров или услуг по карточке…». Кстати, паспорт не является единственным документом, удостоверяющим личность.


Опубликовано в 33 номере от 21 мая 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010