Городская газета

Опять двойка! Как помочь ребенку хорошо учиться и сделать так, чтобы школа не сломала его психику?

Просмотры: 1 061

Однажды на прием к известному немецкому психиатру начала ХХ века Альфреду Адлеру пришел 14-летний мальчик. Казалось бы, что может беспокоить такого ребенка? Первая любовь, плохие отношения со сверстниками, страхи перед будущим? Совсем нет. Врачу он рассказал, как смеялись над ним дети, когда в шесть лет он не умел… свистеть. Все мальчишки свистели, гоняли ворон, пугали девчонок, а он в это время сидел в сторонке. Прошло пару лет, и он все-таки научился свистеть с пальцами во рту. Мальчик тогда решил, что в его жизни произошло самое настоящее чудо! Но несмотря на это, он стал с трудом верить в свои силы. / Ирина Бородина.

Ребенок приходит из школы подавленный, немного нервный, отвлекается от уроков, хамит, а на расспросы о занятиях отвечает, что все нормально. Знакомая ситуация? Не нужно сразу пугаться, допытываться у малыша, кто его обижает, или идти разбираться с классным руководителем. Возможно, причина кроется не в школьных кабинетах, а в семье.

Мы привыкли считать, что до семи лет ответственность за успехи ребенка лежит не на нем самом, не на детском саду и няне, а на родителях. Именно они должны научить его общаться с другими детьми, здороваться со взрослыми, не обижать животных, считать до десяти, писать печатные буквы и так далее. Но как только наступает 1 сентября, ответственность моментально перекладывается на ученика и школу. Если учителя привыкли отвечать за школьников, то для ребят это самое тяжелое испытание в жизни. Ведь до этого им во всем помогали самые близкие люди. Теперь они, конечно, тоже будут помогать, но учитель будет вызывать к доске не родителей, а ребенка. И знания достанутся тоже не маме с папой.

Малышу и так сложно привыкнуть к новому ритму жизни, новым взрослым, которые его контролируют, а тут еще и родители задирают планку слишком высоко, сравнивают со старшим братом-отличником. Отсюда у школьников и появляется страх ошибиться, неправильно ответить, решить, спросить.

— Каждому родителю очень хочется, чтобы в семье рос отличник, — говорит детский психолог Ирина Кустова, — но в школе ребенок учится, а значит, и успехи, и провалы на пути во взрослую жизнь — это нормально. Ведь когда он учился ходить, то сначала очень много раз падал! Важно с детства формировать у ребенка адекватную самооценку: смотри, как здорово ты говоришь по-английски, как думаешь, что можно сделать, чтобы ты также хорошо решал примеры по математике? Чем я могу тебе в этом помочь?

Нельзя ставить слишком высокую планку — только пятерки — и ругать за четверки. Малыш может закрыться в себе, ведь у него больше не будет желания что-либо делать вообще. У детей есть основные потребности: чувствовать себя сильным («я могу»), значимым («мое мнение важно») и знать, что его любят даже несмотря на ошибки. Если сильно ругать школьника за двойки, он не будет чувствовать себя комфортно не только в классе, но и дома.

Часто в средней школе, по сравнению с младшей, успеваемость у детей падает. Причина здесь не только в требованиях новых учителей, но и в «блуждании» по кабинетам: новая школа, огромное количество людей, другие предметы. В пятом классе ребенок испытывает чуть ли не такой же, как и в первом, стресс. Если он знает свои сильные стороны, он сможет легко расставить приоритеты между химией и литературой, русским и черчением. Но для этого нужно, чтобы родители всегда были рядом, поддерживали, помогали, а не ругали из-за того, что в четвертом классе по русскому была четверка, а теперь скатились до тройки.

А если ребенку совсем ничего не нравится и он отвлекается от всех занятий? Тут возможны две причины — либо ему не хватает родительской заботы и он старается любыми способами привлечь их взгляды на себя, либо он думает, что интересоваться небезопасно. Если в три-четыре года малыш был непоседой, совал пальчики в розетку, все тянул в рот, везде лазил и любопытничал и его за это наказывали, не объясняя, почему, он может подумать, что быть любопытным очень плохо. Простой алгоритм: когда я тянулся к спичкам, мама шлепнула по руке и сказала, что так нельзя; а если я возьму шахматы или учебник, вдруг меня тоже шлепнут?

Взрослому такая логика покажется глупой, но малыш в ней уверен и будет бояться повторения негативного результата. Также и с оценками: похвала за пятерку может натолкнуть малыша на мысль, что за двойку на него прикрикнут или поставят в угол. Лучше пусть хвалит себя сам, рассказывает, какие ощущения вызывает у него отличная оценка. Тогда он никогда не будет прятать дневник.

Спросите у ребенка, почему он ходит в школу. «Родители заставили» и «здесь есть друзья». Редко какой малыш честно ответит, что за партой ему по-настоящему интересно. Это не значит, что учителя не справляются и материал трудный. Просто ребенок еще сам не понял, к каким предметам у него есть способности. Ведь если ученику на самом деле интересно, спасется ли Му-Му, он дочитает историю до конца. А если ему нравится физика, он разберется со всеми законами Ома. Другое дело, что родители заставляют своих чад распыляться на все предметы и только после 9 класса разрешают выбрать свой профиль. Но чтобы ребенку было легче учиться уже сейчас, сразу направьте его внимание на то, что он любит. И пусть даже в первом классе это будет рисование — может, он в архитекторы пойдет? Ведь главное — не оценки в журнале, а знания, которые получает ученик.


Опубликовано в 40 номере от 10 сентября 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010