Городская газета

«Сбежавшая невеста» Что тянет девушек в тайгу?

Просмотры: 1 268

Полина Красноперова выглядит как настоящая барышня. Изящная, аккуратная, сдержанная. Такую легко представить ну, скажем, за фортепьяно или за пяльцами с вышиванием. Мало ли сейчас изысканных женских хобби, которые к лицу такой милой девушке, как Полина? Но как бы не так! Ни одно из обычных дамских увлечений Полину Красноперову не волнует. У нее другие занятия. С завидной регулярностью она отправляется в глухую тайгу, туда, где почти нет следов цивилизации и тучами висит мошкара. / Ирина Корнева.

За первую находку человеку по традиции дарят банку консервированных ананасов.

Там ей приходится часами идти через лес к цели, таскать на себе тяжелый инструмент и с утра до ночи копать землю в надежде найти какой-нибудь керамический черепок. И вот именно о таком отпуске Полина начинает мечтать уже с мая. И каждое лето без исключения эта аккуратная барышня, менеджер одного из крупных предприятий Томска проводит в тайге. Потому как страсть у нее такая — археология называется.

В тайгу перед свадьбой

Археология как-то сразу завоевала сердце Полины. После школы она поступила учиться на исторический факультет ТГУ, а там археологическая практика после первого курса является обязательной.

— Я не считаю себя чистым гуманитарием, поэтому и стала интересоваться археологией, — говорит Полина. — Она ведь представляет собой синтез многих наук: история, физика, химия, даже чуть ли не судебная медицина. А через несколько лет своей деятельности я стала заниматься изучением культуры детства по археологическим источникам.

Два года после окончания университета Полина училась в аспирантуре и продолжала каждое лето ездить на раскопки. Потом пришлось выбирать между научной деятельностью и перспективной работой менеджера. Она выбрала работу, ушла из аспирантуры, но отказаться от поездок в экспедиции не смогла.

— Когда человек чем-то интересуется, он ищет информацию независимо от того, учится он в аспирантуре или нет, — утверждает Полина Красноперова. — Я регулярно читаю археологические статьи, накапливаю свои знания. И каждая поездка — это наслоение новых знаний. Потому что и находки каждый год разные, и исторические загадки разные.

Человеку, не связанному с археологией, очень сложно понять, что за сила такая манит историков в лес. Причем условия, в которых они живут, иначе чем спартанскими, не назовешь. Жизнь в палатке, умывание в реке, еда из котелка… До ближайшего населенного пункта нужно плыть на лодке, а потом несколько часов идти через лес.

— Меня никто не заставляет ездить, только мое желание, — говорит Полина. — И обычно в мае аж за горло берет животная потребность оказаться в лесу. Без интернета, без телефона, без телевизора… Полный уход от цивилизации меня просто реанимирует.

Безвылазную поездку в лес на раскопки успешный менеджер Полина может позволить себе только на одну-две недели во время отпуска. Потом нужно возвращаться в рабочие будни. Но это не останавливает девушку. Почти каждые выходные летом она проводит в лесу. В пятницу вечером едет автобусом до Кожевниково, оттуда два часа идет через лес, где ее встречают друзья-археологи и везут на лодке в лагерь. Поздно вечером в воскресенье Полина возвращается в город, и в понедельник она — снова аккуратный и сдержанный офисный работник.

В прошлом году Полина Красноперова сбежала в экспедицию накануне своей собственной свадьбы.

— Свадьба должна была состояться через три недели, но мне так сильно хотелось в лес, что я уехала. Прожила неделю в экспедиции, как-то успокоила себя, приехала, отмылась и пошла замуж, — смеется Полина.

Безвылазную поездку в лес на раскопки успешный менеджер Полина Красноперова может позволить себе только на одну-две недели во время отпуска
Охота за древними черепками

Последние лет шесть томские историки копают в Шайтанском археологическом микрорайоне, где глубоко в земле сохранилось большое количество памятников древности. Этот микрорайон — один из уголков Кожевниковского района, находится на реке Таган, притоке Оби. Места действительно глухие. Добраться туда, привезти еду или необходимые вещи можно только на лодке. Зато лагерь археологи разбивают на красивейшем берегу реки. Виды там живописные, есть где отдохнуть глазу, уставшему от городской серости.

И романтики таежной там достаточно. За этим и ездят не только профессиональные археологи, которые ведут раскопки с научными целями, но и многие увлеченные люди — такие, как Полина Красноперова и ее муж. Иногда в экспедиции собирается до 50 человек, которые неделями, а то и месяцами роются вместе с археологами в земле, ищут древние сокровища. И совсем по-детски, с визгом и восторженными криками, радуются находке. Процесс поиска, по словам Полины, не сравним ни с чем. Когда сидишь часами на одном месте, тихонько колупаешь, колупаешь землю и вдруг что-то находишь. Остаться в этот момент спокойным и бесстрастным еще не удавалось никому. За первую находку человеку по традиции дарят банку консервированных ананасов.

А Полина однажды нашла там медвежий клык, который явно был чьим-то амулетом. На нем виднелись остатки металлической гравировки, и даже сохранился кусок веревки, продетой в дырочку.

Археология представляет собой синтез многих наук: история, физика, химия, даже чуть ли не судебная медицина, считает Полина.
Живые сокровища

Все, что находят археологи, они сдают на хранение в томский краеведческий музей и в музей археологии ТГУ. «В краеведческом музее я знаю всю керамику, найденную мной», — говорит Полина. Иногда она бывает там на экскурсиях и с большим удовольствием видит «свои» черепки. А один осколок древней посуды Полина сохранила для себя.

— Из самой первой экспедиции принесла, каюсь, черепок — обломок керамики. Он был без орнамента, так что историческая ценность его не велика. Но это был символ моей причастности к археологии. Я потом целый год ходила, гладила его, — улыбается Полина.

Вот ради этой причастности к загадкам древних цивилизаций Полина Красноперова и отправляется каждый год глубоко в тайгу.

— Археологические сокровища — это история не книжная, а материальная, — говорит она. — Когда трогаешь эти вещи, кажется, что они дышат и живут своей жизнью. И если что-то находишь, то впадаешь в ни с чем не сравнимый восторг. Самые сильные и чистые эмоции в своей жизни я испытывала на раскопках.

Фотографии из личного архива Полины Красноперовой.


Опубликовано в 41 номере от 24 сентября 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010