Городская газета

Троллейбусоризация Томска продолжается В 2010 году Томск получил 48 еще более современных троллейбусов

Просмотры: 1 609

К концу этого года в троллейбусном парке будет заменено 75 % состава. Осенью в Томск приедут еще 24 новых белорусских троллейбуса, тогда в депо будут работать 105 машин. / Ирина Бородина.

При нажатии откроется полная версия графики:

Томичи зимой 2009 года уже опробовали белорусскую технику. Тогда пришла первая партия из 12 машин.

Они показали себя хорошо, не ломались, но недостаточно справлялись с минусовой температурой. Эту проблему быстро разрешили на заводе-изготовителе и добавили мощности в печки специально для сибирских «рогатых». «Утепленные» троллейбусы идеально подошли для наших погодных условий.

С каждым обновлением парка троллейбусы становятся все более комфортными для пассажиров.

Если в старых троллейбусах было три ступеньки, в оранжевых «ТролЗах» — уже две, то в белорусских моделях вообще нет ступеней, они низкопольные.

В мае специалисты ТТУ отправили в Белоруссию трех инженеров: в течение нескольких дней их знакомили с особенностями работы и починки троллейбуса.

Дело в том, что в новых моделях троллейбусов (как и в «ТролЗах») используется асинхронный тяговый двигатель. Техника съедает в четыре раза меньше электричества, но более капризна в эксплуатации.

Троллейбусов старой модели (ЗИУ) в городе осталось мало — 30 штук, но все они находятся в исправном состоянии и прослужат еще три-четыре года, пока парк не заменят полностью.
Еще 14 машин ЛиАЗ купили пять лет назад, 13 оранжевых двухступенчатых троллейбусов завода «ТролЗа» выехали покорять городские улицы в прошлом году.

Остальные 48 единиц техники будут «белорусами».

Новые троллейбусы будут на каждом из восьми маршрутов, соотношение новых машин и машин старого парка будет примерно одинаковым.

Например, ежедневно на «тройке» работает 17 машин, и половина — новые.

Теперь в Томске каждый второй троллейбус на маршруте «оранжевый» или «белорус».

Тайная жизнь троллейбусного депо

Троллейбусы, еще несколько лет назад казавшиеся вымирающими динозаврами, ожили. Появились новые и удобные виды, парк обновился на 75 процентов. В чем преимущества новых троллейбусов, как они обслуживаются и где будут ездить? Тайную жизнь троллейбусного депо изучала «Городская газета».

Штанга (или попросту «рога») троллейбуса скользит по проводам благодаря медно-нефритной вставке, которая быстро изнашивается. Поэтому на конечной остановке водитель троллейбуса обязательно проверяет ее и при необходимости меняет на новую. / Фото Марии Аникиной.
Кто водит троллейбусы?

В троллейбусном депо работают 450 человек — это почти половина от всех служащих трамвайно-троллейбусного управления. 120 водителей и 160 кондукторов трудятся посменно. Остальные специалисты — электрики, слесари, токари и прочий инженерно-технический персонал.

Учатся на водителя троллейбуса полгода. Но за это время все секреты троллейбусного вождения узнать невозможно, и стажеры-водители на практике узнают, что, например, линии контактной сети в городе не везде висят ровно: где-то чуть выше, где-то пониже. Бывалый водитель знает, что на участке со старенькими провисшими линиями нужно сбавить скорость, иначе штанги, а попросту «рога», оторвутся от проводов. Тогда придется лезть на крышу и поправлять их.

На занятиях в школе водителей троллейбусов рассказывают не только, как рулить, но и как оказать первую помощь «рогатому». Самое уязвимое место машины — башмаки. Это устройства, которые соединяют провод и штангу. Так как троллейбус «скользит» по проводам, между башмаком и контактной сетью находится небольшая медно-нефритная вставка. Она довольно быстро стирается. Поэтому как только водитель замечает, что прослойка прохудилась или вот-вот протрется, ставит замену.

Что есть в троллейбусном депо?

В депо троллейбусы не просто стоят в ночное время: там их моют, ремонтируют и проводят профилактические осмотры. Значительное место в троллейбусном депо отведено именно ремонтному цеху. Там можно обследовать одновременно восемь машин — в полу, как в автосервисе, сделаны канавы.

Короткий 15-минутный осмотр проходят одновременно и водитель, и его транспортное средство. Только троллейбус — технический, а человек — медицинский.

Происходит это два раза в день — утром и вечером. Кроме того, после смены троллейбусы еще и моются. В цехе располагаются две мойки: от обычных они отличаются лишь размерами щеток — они двухметровые. А лобовое и заднее стекла приходится ополаскивать вручную швабрами.

Мелкой работой вроде смены медно-нефритной вставки профессиональные слесари в цехе ремонта не занимаются. Это может сделать сам водитель на конечной остановке.

— Для профилактики обязательно проверяем контроллеры под панелью управления троллейбусом и щетки на вентиляторах, — рассказывает Анатолий Борисович, слесарь депо с 1976 года, — но контроллеры горят чаще всего. Становятся черными, а без них троллейбус не может ехать. Они ведь связаны с тяговым двигателем, а тяговый двигатель — это сердце троллейбуса, как у машины мотор.

Многие поломки у троллейбуса похожи на автомобильные. Ведь «рогатый» — по сути та же машина, только работает на электричестве, а не на бензине. Вот и приходится где деталь поменять, где сальник колеса исправить, чтоб масло не вытекало.

Рядом с ремонтным цехом находится токарная мастерская, чтобы выпрямлять и делать на месте небольшие детали для машин. Ну и, конечно, на территории депо есть склады для хранения шин, смазочных материалов и прочего нужного оборудования.


Опубликовано в 40 номере от 10 сентября 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010