Вся краска для дорожной разметки у нас привозная — ярославская и омская. В год на разметку тратится около трех миллионов рублей: на закупку краски, ее нанесение (оплату труда рабочих) и, наконец, на техобслуживание и бензин для спецтехники — одной машины «Контур-300». Одна, потому что работа эта сезонная. Менять цвет краски, например, с белого на желтый такая машинка может на ходу — попеременно забирая ее из разных баков.
При нажатии откроется полная версия графики:
Наносить разметку желтой краской в Томске начали всего несколько лет назад. Желтая сплошная разметка, нанесенная вдоль бордюра или прямо на нем, запрещает остановку, прерывистая — стоянку, желтый зигзаг на проезжей части (как, например, было на Главпочтамте) обозначает остановку общественного транспорта. Практика оказалась успешной, и в следующем году, возможно, появятся новые участки с желтой разметкой.
― Хотелось бы, чтобы дорожной разметки в Томске стало больше, — говорит Юрий Руденко. — Сейчас мы обсуждаем этот вопрос с мэрией. Поскольку есть места, где ее нет вовсе, а есть, например, площадь Соляная — с обозначениями островков безопасности. Но и даже это еще далеко не все, что можно нанести на одном участке дороги. Можно дублировать предупреждающие знаки, пешеходные переходы, островки безопасности, направление движения и др.
Но на все сразу средств в бюджете не хватает.
В Томске постоянно пробуют новые технологии по повышению «заметности» дорожной разметки. В разметке загородных трасс используются световозвратные материалы (стеклянные шарики — микросферы).
В городе эта технология себя не оправдала: шарики очень быстро вышаркиваются шинами, и поры, которые от них остаются, забиваются пылью, из-за чего полоса из белой превращается в серую.
Затем обратили внимание на опыт соседнего региона: в Кемерово использовали так называемый «кошачий глаз» — это продолговатые катафоты, которые устанавливаются в полосы разметки. Но и в Кемерово, и в Томске проводится уборка снега грейдером, из-за которого они отскакивают от проезжей части и «погибают». В целом, говорят в СМЭУ, особой необходимости в светоотражающих технологиях для городской дорожной разметки нет — она теряется, когда есть искусственное освещение: водитель сам может осветить разметку фарами. Поэтому экономически более оправдано наносить обычную краску два раза в год.
В идеале дорожная разметка должна наноситься в ночное время. Летом в Томске так и делают. А вот осенью, когда ночные температуры значительно понижаются, работать приходится и днем. Потому что для этого должна быть соблюдена определенная температура: плюс 10 градусов воздух и плюс 5 асфальт. Самое сложное в нанесении дорожной разметки — это сохранить ее до полного высыхания, то есть чтобы автомобили не растащили краску на шинах в первые 10 минут после ее появления.
Кто рисует разметку на томской дороге?
Самоходная машина «Контур-300»
В Томске такая машина только одна. Она была произведена в Белоруссии. Ее купили в 2004 году за 1,5 млн рублей. Сейчас стоимость этой машины — 2,5 млн рублей.
Чем оснащена:
- Бортовой компьютер для задания типа линии. Машина может прочертить линию от 10 см шириной до 40 см
- Гидравлический насос
- Резервуар для краски емкостью 300 кг. Расход краски при этом 600 грамм на метр квадратный
- Автоматический распылитель краски
Максимальный наклон дороги, по которой может пройти машина, — 20 градусов.
Для разворота машине необходимо три метра.
Максимальная скорость передвижения — 12 километров в час.
«Контур-300» может работать в потоке машин, так как обладает небольшими размерами: 3150 x 1300 x 2050 мм. Краске достаточно 10-20 минут, чтобы она высохла. В состав современной дорожной краски входят мрамор и вяжущие смолы. Эти вещества добавляются, чтобы между поверхностью разметки и асфальта была минимальная разница.