Городская газета

«Деньги, падайте с неба!» О чем молятся российские мэры и почему Москве все равно?

Просмотры: 1 147

Дороги, благоустройство, детские сады, ремонт школ и поликлиник — все эти вопросы упираются в деньги. Те деньги, которыми городской бюджет вовсе не богат. Что же можно сделать, чтобы Томск стал богаче и получил возможности для развития? / Олеся Ященко.

Конечно, деньги с неба просто так не падают. Нужно попасть в федеральные программы и привлечь в Томск инвесторов. Тогда будут строиться детские сады и дороги, а у нас будут рабочие места и зарплаты.
Откуда город деньги берет?

Бюджет любого города состоит из трех основных источников дохода.

Это то, что город заработал на своей земле и имуществе, плюс налоги. Например, Томск по разным видам налогов собирает около 15 млрд рублей в год. Это как если бы каждый томич, включая пенсионеров и младенцев, ежемесячно отдавал в бюджет по 2 500 рублей. Но с каждого собранного рубля нам остается примерно 11 копеек, остальное уходит в Москву и область.

Своих доходов хватает лишь на поддержание жизнедеятельности: выплату заработной платы врачам и учителям, ямочный ремонт дорог, минимальную уборку мусора.

Поэтому мудрая бюджетная вертикаль предусматривает движение средств не только из Томска в область и Москву, но и обратно. Называется это «безвозмездные поступления и субсидии из областного или федерального бюджета».

Областного бюджета, который финансирует еще 16 районов нашего региона, где тоже разбиты дороги, не хватает детсадов и нужно оборудование в больницы, на все не хватает.

Но потенциально у любого города есть еще один источник средств, который позволяет воплощать в жизнь какие-то масштабные проекты вроде строительства метро, аэропорта, новых больниц или детсадов. Это Москва, в которой деньги есть, но «слезам она не верит» и просто так их не дает.

Придут ли деньги из Москвы?

Придут, если город будет больше участвовать в федеральных целевых программах. В 2011 году в России будет реализовываться 63 программы на общую сумму 980 млрд рублей. То есть все эти сумасшедшие деньги отдадут регионам. Вопрос — каким?

Естественно, идет жесткая борьба. И здесь важно все: не только активность власти, но и сильные технические службы, способные разработать документы и правильно оформить заявку в федеральный центр, наличие лоббистов со связями, которые могут замолвить слово о конкретном регионе и его заявке в нужных московских кабинетах.

Говорят, самая большая команда таких лоббистов работает на Чукотку. Недаром этот регион уже получил 20 млрд федеральных рублей до 2013 года.

Чтобы попасть в одну только федеральную программу нужна стопка грамотных документов высотой в 10-15 сантиметров. И лоббист, который донесет эту стопку до нужного московского чиновника. И люди, которые «продвинут» эту стопку из одного кабинета в другой, причем в каждом получая положительную визу.

И Томску срочно нужны люди, которые умеют делать «правильные» заявки, те, кто умеет их подсунуть нужным людям в нужное время.

«Пенталгин» и помидорки черри

«Если ты такой умный, почему ты такой бедный?!» — это высказывание про Томск. С таким количеством студентов и профессоров мы точно должны зарабатывать своими мозгами. Как это уже давно делают во всем мире.

Так, ученые крупнейшего иерусалимского университета полвека назад вывели новый сорт помидор — помидорки черри. Запатентовали их, и с тех пор целый университет существует во многом за счет этого патента. Вы покупаете помидорки черри? Так знайте, тем самым вы вносите свою небольшую лепту в доходы иерусалимского университета.

У Томска таких идей могло быть много. Если бы мы могли создать условия для реализации этих идей и финансовой отдачи от них, сегодня Томск был бы совершенно другим городом. Например, «Пенталгином-сити».

Пятнадцать лет назад, если бы все карты сложились удачно, наш город мог бы жить на «Пенталгине». Основу для этого обезболивающего, одного из самых продаваемых лекарств, вывели в конце 90-х в Томске, на нашем химфармзаводе. Если бы тогда изобретение запатентовали на международном уровне, если бы тогда завод остался томским… Если бы еще пару «бы», то город получил бы столь крупного налогоплательщика, что не было бы нужды искать средства на ввод новых дорог, на лизинг на новые троллейбусы, решать проблему трудоустройства. Но тогда, в эпоху становления рыночной экономики, в разгар капитализации и «прихватизации», город не смог сохранить завод, его «увели» вместе с идеей и изобретенным «пенталгином». Нам осталась только гордость за то, что известнейшее лекарство изобретено томичами.

Но такие идеи еще могут быть у Томска.

Поликремний, 3D-телевидение и другие инновационные разработки технико-внедренческой зоны уже существуют. Теперь нужно создать такие условия, чтобы они превратились в заводы, выпускали продукцию и получали прибыль. А город — налоги в бюджет.

Как инвестиции превращаются в зарплату томичей?

Наши чиновники очень любят щеголять умными словами вроде «инвестиции», «инновации», «модернизация».

На самом деле любые инвестиции в Томск — это зарплаты рядовых томичей. Например, если завтра к нам придут инвесторы, готовые строить нам новые здания детских садов, то десятки воспитателей и нянечек получат места работы с зарплатами.

В декабре в Томске открывается современный завод по производству плит МДФ (для изготовления мебели, дверей, отделки интерьеров) — а это сотни рабочих мест с неплохой заработной платой. А завод будет еще и крупным налогоплательщиком.

В Томске уже есть программа создания четырех промышленных парков, когда несколько инвесторов будут вкладывать средства в строительство новых или в развитие уже существующих заводов в пригородных территориях.

Это были бы тысячи рабочих мест с хорошей зарплатой. И миллионы налогов в городской бюджет. Осталось только реально заинтересовать этим бизнес.

ЭКСПЕРТ

Как можно привлекать инвестиции в Томск?

Денис Молотков,
заместитель мэра по инвестиционной политике:

— Нужны две вещи. Во-первых, политическая воля и благоприятный инвестклимат, когда нет бюрократических барьеров, а губернатор или мэр легко дают свои сотовые телефоны и все вопросы можно решить с ними напрямую.

Во-вторых, реализация наших возможностей. Нам нужно определить комплексную программу развития и наши точки роста.

Мы с пафосом говорим, что Томск — самый умный город, каждый пятый — студент или профессор, а мы — инновационная столица мира. Но не считаться с этим нельзя. Любая крупная компания испытывает дефицит интеллектуальных кадров, и то, что мы можем решить этот вопрос, отрицать глупо.

Но чтобы мир узнал о наших уникальных возможностях, ему нужно об этом рассказать. Нам нужен масштабный, хоть и пафосный, проект под названием «Будущее Томска». Над ним можно (и даже нужно!) иронизировать, но без него нам точно нельзя.

Нам необходимы современные промышленные парки, где будут строить заводы, а это — тысячи рабочих мест. И этим специалистам мы должны обеспечить комфортную среду в городе. Значит, нужны новые детские сады, новая система вывоза мусора, доступное малоэтажное жилье, новые дороги и общественный транспорт.

Под все эти проекты есть федеральные программы, по которым Томск может получить финансирование.

Сейчас наряду с переговорами с частными инвесторами, мы работаем и над заявками в эти федеральные программы.

Не могу обещать, что получится все, но: если бить все время в одну точку, результат обязательно будет.


Опубликовано в 44 номере от 5 ноября 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010