Городская газета

«Дотянуться до Кремля» Томские «деревяшки» могут стать всемирным наследием ЮНЕСКО

Просмотры: 2 594

Можете представить себе Россию без Красной площади и московского Кремля? А Париж без Триумфальной арки и собора Нотр-дам? А каким бы скучным стал мир без архитектурных шедевров Венеции, без Афинского Акрополя или пирамид Хеопса. Так и наш Томск перестал бы быть самим собой без старинных домов с богатой деревянной резьбой. Про нашу деревянную архитектуру можно не только гостям рассказывать, ее можно сделать мировым достоянием под охраной ЮНЕСКО. / Ирина Бородина.

В томском зодчестве соединились восточная и славянская культуры. На месте, где построили Томск, раньше жили татары, поэтому кое-где в архитектуре города сохранились восточные мотивы. Это хорошо видно по резьбе деревянных домов на улице Татарской (бывшая Татарская слобода): пышность декора, крыши в форме шатров, «короны» на окнах. Наши деревянные дома отличаются и от европейских, которые строили по канонам скандинавской и античной культур.

С 2005 года в Томск приезжают профессора и студенты из университетов Карлсруэ и Дармштадта в Германии. При помощи лазерного оборудования они определяли состояние конструкций и деталей без разборки дома. Сканировали лазером, исследовали пробы дерева в Институте леса, в Томске и у себя в Германии.

Немцы утверждают, что наши деревянные терема могут простоять еще 200-300 лет, если вовремя их ремонтировать и реставрировать. Так, в домах на улицах Татарской и Беленца за сто лет разрушились лишь инженерные коммуникации, а сами стены в хорошем состоянии.

Сохранить деревянную архитектуру Томску помогла, как ни странно, Транссибирская магистраль. Тем, что прошла мимо. В Тюмени и Красноярске, например, из-за строительства Транссиба исчезло несколько сотен деревянных зданий, остались только отдельные купеческие дома.

Немецкие архитекторы еще в 2005 году заговорили о том, что наша деревянная архитектура могла бы стать мировым достоянием. Тогда специалисты областного департамента по культуре начали переписку с экспертами из ЮНЕСКО.

Всего в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО — 24 российских объекта, включая московский Кремль и исторический центр Санкт-Петербурга. Деревянная архитектура Томска может стать двадцать пятым.

Как попасть в мировой список?

Сделать это не так просто: всего в него вошли только 911 объектов со всего мира. В год страна может подать заявку только на один объект. А ее оформление может занять несколько лет.

Для ЮНЕСКО нужно выбрать и отреставрировать архитектурный объект. Не отдельное здание, а целый ансамбль, например, несколько подлинных усадеб. Рядом не должно быть новостроек и гаражей, запрещено любое строительство. Международные эксперты даже не поедут осматривать объект, если о нем не заботятся местные власти.

Памятники мирового значения на территории одной страны никогда не повторяются. Например, от России в списке уже есть деревянные церкви в Кижах, значит, другая деревянная церковь, скорее всего, не попадет под охрану ЮНЕСКО. Все объекты должны быть уникальными.

В 2005 году Томск мог выбрать в качестве такого объекта Татарскую слободу: деревянная резьба в этом районе самая необычная в Сибири. На прошлой неделе дома в этом районе осматривала Романа Челонтковска, эксперт из Международного комитета архитектурного наследия ЮНЕСКО. Шесть лет назад она уже была в Томске. А в этот раз отметила, как изменилась Татарская слобода: уже невозможно найти даже квартал без новостроек. Теперь Томску нужно искать другой ансамбль. Скорее всего, это будет улица Шишкова.

Сейчас Романа Челонтковска помогает Иркутску в оформлении заявки на включение в мировое наследие. Томск пока не подал заявку в ЮНЕСКО.

Какая польза от ЮНЕСКО?

Главная цель этой организации — сделать известными и защитить уникальные объекты во всем мире. Никаких средств она не выделяет. Эксперты только охраняют памятник: запретят любое строительство, будут регулярно исследовать почву и воздух, чтобы экология не ускорила разрушение деревянного дома. О Томске узнают во всем мире. В Москве к деревянному зодчеству отнесутся иначе, будут выделять федеральные средства на его восстановление.

Но пристальная охрана ЮНЕСКО приемлема не для всех городов. Так, исторический ансамбль долины реки Эльбы в Дрездене исключили из списка всемирного наследия, потому что рядом построили новый мост. Эксперты ЮНЕСКО предупредили власти: уберете мост, тогда сохраните статус. Но горожане решили: новый мост для них гораздо важнее.

Возможно, в этом году из списка вычеркнут и Санкт-Петербург. Правительство города хочет отказаться от статуса, так как эксперты предъявляют очень высокие требования к сохранению объектов в историческом центре.

Деревянные дома, у которых есть будущее

Во всем мире начали не только сохранять, но и строить новые деревянные дома



Два года назад в Берлине выросло самое высокое современное деревянное здание на сегодняшний день — семиэтажка в престижном районе Пренцлауэр Берг. Сейчас в Германии уже целый квартал таких зданий.

В Норвегии в этом году начнут строить деревянную 17-этажку, где разместят культурно-офисный центр.

Ученые из Хельсинки спроектировали «умный» деревянный дом, сделанный из сосны. В нем будут солнечные батареи и коллекторы, то есть он сам вырабатывает тепло и электричество. Он может эксплуатироваться как в холодной Финляндии, так и в южной Европе.

В Арабских Эмиратах строят целый деревянный квартал, который обойдется в 2,5 млрд долларов. Из дерева будут возводить не только жилые дома, но и отели. Для арабов это нестандартный материал.



В 1990-х годах в Архангельске благодаря усилиям местного предпринимателя появился 13-этажный деревянный небоскреб. Но при строительстве владелец нарушил закон, и дом снесли по решению суда.



В Японии до сих пор сохранилось одно из самых высоких и старинных деревянных зданий — храм Тодайдзи. Ему 1300 лет. Здание несколько раз переносили и реконструировали. Высота пятиэтажного храма — 49 метров.

ЭКСПЕРТЫ

«Доживут ли дома до XXVI столетия?»

Матиас Пфайфер,
профессор, декан архитектурного факультета Университета Фридерициана, г. Карлсруэ, Германия:

— Наши исследования показали, что дерево теряет прочность со скоростью от двух до шести миллиметров в столетие. Поэтому в Европе срок службы деревянных домов доходит до пятисот и даже до восьмисот лет. До 2005 года мы были знакомы с деревянным зодчеством Томска только по книгам. Теперь убедились в богатстве местной деревянной архитектуры. Культура строительства конца ХIX — начала ХХ века в Томске была на очень высоком уровне. Видно, что работали профессиональные архитекторы, строители и плотники. Деревянные дома достаточно прочные, очень красивые и экологичные, отлично адаптированы к климатическим условиям Сибири. Если бы удалось предотвратить дальнейшее уничтожение деревянной архитектуры Томска, город был бы вполне достоин защиты ЮНЕСКО.

«К стене дома должно быть приятно прикоснуться ладонью»

Романа Челонтковска,
профессор Гданьского университета и Высшей ландшафтной школы в Тучоли, член Международного научного комитета архитектурного наследия ICOMOS UNESCO, председатель ICOMOS в Польше:

— У деревянной архитектуры Томска есть своя уникальная специфика. Таких орнаментов в резьбе, как на домах в Татарской слободе, я не встречала нигде в мире. Планирую вернуться в Томск со студентами и совместно с русскими и польскими плотниками отреставрировать какой-нибудь исторический объект. Подобную работу мы уже делали в прошлом году в Вологде. Мы выберем здание, которое действительно нуждается в реставрации. После ремонта в нем разместится Центр польской культуры в Томске. Сейчас в Польше архитекторы снова начали использовать дерево. Чтобы деревянные дома были безопасными для жителей, все детали в них пропитываются очень дорогой химической смесью. Она не дает дереву возгораться. Мы принципиально не покрываем дерево сверху ни краской, ни лаком — приятно прикоснуться к настоящему материалу ладонью. В моду входит и деревянная резьба, архитекторы ищут новые решения в декоре зданий.

«Деревянный Томск можно сохранить и без ЮНЕСКО»

Вячеслав Глазычев,
профессор Московского архитектурного института, член Общественной палаты, член Международной академии архитектуры, президент Национальной академии дизайна:

— Не обязательно обращаться в ЮНЕСКО, чтобы сохранить деревянную архитектуру от пожаров и новой застройки. Оформление заявок и переписка могут отнять много времени и оказаться бесполезной волокитой.
Томск — уникальный город, где более шестисот зданий с очень сложным декором, не характерным для русских городов. Их нужно сохранять и реставрировать. В Иркутске власти до сих пор не научились этого делать, и деревянные кварталы горят. Возможно, поэтому власти и решили подать заявку в ЮНЕСКО.
Не во всех городах архитекторы нашли способ «ужиться» со старинной застройкой. Трудно вписывать в нее новые здания, но возможно. Просто с каждым домом придется провести большую работу, и делать ее должна сильная общественная краеведческая организация. Для каждого квартала следует составить собственный бренд-бук, альбом с образцами — какие лавочки должны стоять в этом районе, беседки, как оформлять супермаркеты и новые здания. Здесь должно быть учтено все: цвет, материал, высота, объемы, декор. Деревянные кварталы могут вновь стать модными — если организовать в них небольшое клубное пространство, маленькие дома приемов. Во всем мире уже началась новая волна деревянного строительства. Мы в этом плане позорно отстаем.

Пять пунктов путешествия по деревянному Томску

Ул. Алеутская, 1

Этот дом в Сосновом бору строили по типовому проекту петербургских архитекторов. В нем прослеживаются норвежские традиции — похожие дома есть в норвежском городке Тронхейм. Дом построен в русском стиле, но с элементами модерна: крыша сложной конструкции практически достигает уровня первого этажа.


Ул. Татарская, 46

Характерный дом начала XX века. На кирпичном основании построено два этажа. Из типовых построек того периода (модерновых) дом выделяет ажурная барочная резьба с восточными мотивами. Верх наличников вырезан в форме короны. Эркер на втором этаже завершается шатром, покрытым металлической чешуей. Во дворе дома построен флигель.


Ул. Октябрьская, 66

Один из самых старых домов в Томске — ему около 180 лет. Здание хорошо сохранилось. Эта постройка — типичная для первой половины XVIII века. На каменном основании возведен двух¬этажный дом с мезонином над вторым этажом. Дом построен в русском стиле — симметричное здание без украшений.


Кузнечный взвоз, 6

Обычно в домах, построенных на таком возвышении, не делают балкон. Здесь традиционные барочные формы — резьба на карнизе дома и пилястрах (цветочные мотивы) — соединяются со смело вынесенной верандой. Над балконом находится сложный элемент — купол, на котором установлен декоративный фонарь-маяк.


Пр. Кирова, 7

Архитектор Крячков спроектировал свой дом в стиле модерн в 1909 году. Здесь нет привычной резьбы. На кирпичном основании построено два этажа, а третий — мансардный. Особенность
дома в его планировке — в центре каждого этажа находится большое светлое помещение. На третьем этаже большой зал соединен с мансардой, на втором имеет балкон.


Опубликовано в 51 номере от 25 февраля 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010