Городская газета

«С огнем играете!» Короткое правдивое путешествие в мир фламенко

Просмотры: 2 103

Есть танцы, где важнее всего техника исполнения. Это не про фламенко. В этом искусстве самое главное — импровизировать и нарушать правила. Поэтому на родине фламенко — Испании — ни один испанец не скажет, что он не умеет импровизировать. Фламенко не только танец, это еще и стиль музыки и пения. Это стиль жизни. / Ирина Бородина.


Чаще всего с веером исполняют гуахиру — танец крестьянки. Веер акцентирует внимание зрителя на пластике рук танцовщицы. Диаметр веера — около полуметра. / Фото Екатерины Шестаковой.

Самый музыкальный город в Испании — Херес-де-ла-Фронтера, который находится в Андалусии. Каждый десятый житель Хереса, включая стариков и детей, — артист фламенко. Однако в путеводителе по Испании вы и слова не найдете о современных самородках из Хереса. Мало какому путешественнику удается попасть на закрытые семейные фиесты. Гордые жители никогда не выступят для туристов, в отличие от горожан Мадрида и Барселоны.

Секреты фламенко здесь передаются из поколения в поколение. Пятьсот лет назад именно цыгане из Андалусии соединили испанский и цыганский народные танцы. Танцуя на полусогнутых ногах, но с прямой спиной, андалузский народ демонстрировал свою непокорность испанской королеве.

Танцоры назвали себя «фламенкос», что значит «огненные», «цветущие», «фламинго».

Фламенко не такой строгий танец, как вальс или фокстрот, где существует четкая последовательность движений. Фламенко — это танец-импровизация. Единственное, что в нем неизменно, — ритм, но у каждого из танцев он особенный. В Испании в школах фламенко несколько часов в неделю танцоры отрабатывают только ритм — хлопками, каблуками, кастаньетами и даже тростями. Эмоции и движения артисту подсказывает мелодия. На детских утренниках в Испании принято ставить «взрослую» музыку и танцевать вместе с детьми. Поэтому ни один испанец не скажет, что не умеет импровизировать.

И грустный, и зажигательный

Существует более 50 видов танца, но все их можно разделить на две группы. Хондо — «глубокое фламенко» — здесь танцор при помощи движений рассказывает историю своего персонажа, чаще трагическую. Этот танец исполняется сольно или в паре. Вторая группа — фестеро, то есть «праздничное фламенко». Стиль более ритмичный, легкий и быстрый. Его чаще танцуют группой — либо на праздниках, либо перед туристами.

Как танцуют фламенко?

Даже если готовится сольный номер, танцор никогда не выходит на сцену в одиночку. Фламенко создает целая команда: танцор, певец и гитарист. Первым вступает гитарист (токаор). Музыканты фламенко пользуются особой техникой — они перебирают струны двумя пальцами. Так гитарист имитирует движения танцора фламенко, который отбивает ритм двумя каблуками. Правда, в некоторых мелодиях можно ударять по струнам всей кистью, подражая раскрытию веера танцовщицей. Следующим мелодию подхватывает певец — контаор. Особым хриплым голосом (примерно как у Высоцкого) он погружает зрителя в настроение танца. Только через несколько минут на сцену выходит танцор (байлаор).

На семейных фиестах испанцы не просто танцуют, а разыгрывают спектакль-фламенко, где переплетаются оба стиля — и хондо, и фестеро. Мини-пьеса состоит из нескольких сценок — знакомство прекрасной дамы с сеньором, бой с соперницей (или соперником), признание в любви и т. д. Все эмоции и действия герои показывают только танцем и пластикой, без слов.

Жизнь за три минуты танца

В обычной жизни Валерия Кулешова — студентка и журналист, но стоит ей только выйти на сцену, как она превращается в неприступную героиню средневекового романа. Можете смотреть на нее сколько угодно — восхищаться и аплодировать, но танцовщица фламенко не достанется вам никогда.

Надо перед тем, как выходишь на сцену, представить себе испанку. Она в таком же платье, как у тебя, с такой же прической. Как она себя держит? Как сидит, разговаривает? Надо принять эту испанку такой, какая она есть, и впустить ее в себя. Научиться жить в этом образе хотя бы несколько минут. Я не знаю, в чем тут магия, но каждый раз, когда так делаешь перед выходом, зритель в зале меняется.

Моя героиня всегда страдает. Для меня фламенко — как запасная комната. Когда устаешь от привычной обстановки, заходишь туда и становишься, кем захочешь. Ты там можешь быть брошенной матерью или покинутой женщиной. Многие образы и движения музыка навевает. Вообще, фламенко — это лучший антидепрессант, обо всем забываешь.

Я исполняла танец в черном платье, при приглушенном свете. У меня была только одна «дробушка» за весь номер. Танец был театрализованный, в нем все строилось на эмоциях. Это история женщины, у которой отобрали ребенка. Она плачет, страдает, рвется к нему, но ее не пускают. В конце у нее жизнь все равно налаживается. И она счастлива от того, что как женщина и как мать себя реализовала. Все это за три минуты. И главное… зритель все понял.

А вот как танец выучить? Румбу или гуахиру? Какие-то танцы смотришь на видео, привозишь с мастер-классов. Но все равно все модифицируешь под себя, ты ведь свои эмоции вкладываешь, а не чужие. Досконально все повторить невозможно.

Понравился мне один молодой человек, но никак он мне не поддавался! Тогда я решила свою проблему станцевать. Танец был театрализованный. Я выходила на сцену и делала вид, что читаю любовное письмо. Под конец улыбка потихонечку уходит — становится понятно, что он мою героиню бросил. Дальше записка рвется и начинается горе и страдание. «Истории о…» всегда больше нравятся, чем статичные танцы. Они интереснее и эмоциональнее. Молодой человек, кстати, после танца мне «сдался» — проблема решилась сама собой.

Есть такая известная танцовщица Сара Барос. На одном из своих концертов она вывела на сцену племянницу. Маленькая пухленькая девочка, в сарафанчике и сандаликах, лет восьми. Артисты начали хлопать ей ритм! Она начала слушать, потом хлопать. Тихонько так, в ритм входила… А потом как пошла дробить! Причем и звука-то особо нет, ведь она не в туфлях, а в сандаликах резиновых. Но какая энергетика! Какой мощный посыл в зал!

Самые популярные танцы во фламенко

Танцы во фламенко различаются ритмом, мелодией и настроением. Никаких специфических движений в них нет, ведь фламенко построено на импровизации.

Тарантос

Тарантос танцуют на похоронах. Это танец-плач, с помощью которого танцор передает свое горе окружающим. Танец медленный, каждое движение исполняется настолько напряженно, что из зрительного зала видно, как дрожат мускулы на теле танцоров.

Гуахира

Это танец крестьянки. Это танец, который традиционно исполняют с веером. Он появился в XX веке. Под веселую и ритмичную музыку танцовщица искусно перемещает в руках веер.

Алегриас

Это жизнерадостный танец, который состоит из нескольких частей – выхода, прогулки и непосредственно танца. В танце большое количество дробей отбивается ногами и много хлопков.

Тангос

Тангос оптимистичный и непринужденный, похож на румбу, но здесь иначе звучит гитара. В румбе мелодия более свободная, с менее выраженным ритмом. Танец часто путают с танго, хотя на самом деле они совсем не похожи. Просто у танцев один общий предок – европейский менуэт.

Севильяна

Севильяна танец исполняется одновременно женщиной и мужчиной, но не в паре. В танце партнеры перемещаются по сцене, меняются местами в такт зажигательной музыке. При этом танец пластичный и грациозный. Стиль зародился в Севилье в XVI веке.

Булериас

Из всех видов фламенко этот танец больше всего построен на импровизации. Название дословно переводится как «суматоха». В танце много сложных переходов, требуется скорость, сила ног для чечетки. Чаще всего этим танцем – шумным и веселым – заканчивают выступления.


Опубликовано в 51 номере от 25 февраля 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010