Городская газета

«У нас два миллиона в год, вот!» А сколько ваш дом зарабатывает на рекламе, интернете и аренде крыш?

Просмотры: 2 968

Невероятно, но факт: жители большинства многоквартирных домов могут не только тратить деньги на содержание и ремонт своего дома, но и зарабатывать на доме, уменьшая тем самым цифры в квитанциях. Но пока мы не хотим заниматься своим имуществом (а оно ограничивается не только стенами вашей квартиры, это весь дом и двор), зарабатывают на нашем доме другие — управляющие компании, рекламные фирмы, сотовые операторы, интернет-провайдеры… / Алексей Филимонов.

Реклама в лифтах

Почти два года назад в лифте нашего подъезда появился рекламный щит. «Кто разрешил»? — подумал я. «Неплохо», — отметила моя супруга. — «Едешь: нескучно, разноцветно». Больше всего рекламные плакаты полюбила моя дочь: «дядя», «ляля», «тетя», «гав-гав» и другие рекламные персонажи сопровождали нас девять этажей на прогулку и обратно.

Но детской радости своих домочадцев я не разделял. И каждый раз, читая отчеты УК «Управа», тщетно пытался найти доходы дома от размещения рекламы в лифте. Ведь понятно, что веселые картинки висят там не бесплатно.

— Мы впустили рекламное агентство «Сибирь» в лифты без согласования собственников, но под свою ответственность, — признается Андрей Краснов, директор УК «Управа». — У нас есть договор, но он безвозмездный, я лично никаких денег с этой деятельности не получаю. Если собственники захотят определить размер платы за пользование их лифтом или вообще убрать щиты оттуда, пожалуйста, это можно решить на общем собрании или написать жалобу.

— Наши дома зарабатывают на рекламе в лифтах, — утверждает Сергей Лыков, директор УК «Маякъ». — По 100 рублей с подъезда. Доходы идут на содержание домов.

— Никто с нами об установке рекламы не договаривался, — рассказывает Евгений Кулаев, председатель ТСЖ «Вектор». — Денег за нее мы тоже не видим, но зато теперь также не видим большой дырки в стенке лифта, которую этот стенд закрыл.

— В дома мы заходили без разрешения лифтовых организаций и порой даже без разрешения УК, — объясняет Евгений Игонин, директор компании «Сибирь». — Действовали на свой страх и риск. Кое-где удавалось прийти к консенсусу, заключить договор с собственниками. Но в основном и УК, и лифтовые компании нам говорили: вешайте, отвечать будете сами. Вообще, мы открыты для собственников, если они захотят работать с нами, будем разговаривать, определять форму сотрудничества.

Что могут получить собственники в случае, если заинтересуются, почему сторонние люди зарабатывают на лифте, содержание которого они ежемесячно оплачивают?

Возьмем мой дом (четырехподъездная десятиэтажка): согласно моим подсчетам, при постоянной наполненности стенда даже наполовину рекламная фирма заработала за два года 53 400 рублей. Если бы на входе мы договорились об аренде, то на вырученную сумму можно было бы провести какие-то работы.

Но пока эти деньги идут исключительно на содержание самой фирмы, а директор остается недовольным тем, что я как собственник и журналист лезу в его дела и считаю его деньги. Звучит это, по крайней мере, странно. Приди я в офис «Сибири» и поставь там свой стол, стул и подключись к интернету и телефону, меня наверняка бы выгнали или начали бы брать субаренду.

Сегодня в Томске развешано 825 стендов, в каждом из них — по 8 плакатов формата А4. Рекламная компания продает каждый плакат за 110 рублей в месяц. По словам руководства, сегодня продается только 50 % от этой рекламной площади. А значит, все томские лифты приносят компании выручку в 4,1 млн рублей в год. При стопроцентной продаже рекламных мест оборот составит уже около 8,2 млн в год.

А ведь во многих домах щиты установлены без согласия жильцов или попросту незаконно. За некоторые стенды арендную плату рекламная фирма не платит. В отдельных домах эта плата идет через управляющую компанию и расходуется (теоретически) на содержание жилого дома.

Например, в обслуживании УК «Управа» 106 лифтов со стендами (выручка при использовании 50 % стендов — 559 680 рублей), в домах УК «Каштачная» — 96 лифтовых стендов (выручка — 506 880 рублей). А видели ли вы в отчетах своей УК такую строку?

Но вины рекламной фирмы в том, что она зарабатывает на имуществе непутевых собственников, нет. Просто мы привыкли только платить за услуги, а вот как научиться пользоваться грамотно своим имуществом, пока сообразить могут не все.

Между тем, жители домов, в которых есть лифты, могут стать «агентами» рекламной компании и начать зарабатывать. Например, заключить договор с фирмой через ТСЖ или УК, повесить стенд и получать процент от рекламной деятельности или фиксированную арендную плату.

Интернет-провайдеры

Знаете ли вы, сколько компаний в вашем доме предоставляет услуги интернет? Кто впустил в подъезд людей, прокладывающих сквозь межэтажные перегородки вашего дома кабель-каналы? Я помню, как сам поставил подпись двум девочкам, которые ходили по дому и предлагали сверхскоростной интернет. А что, дело хорошее. Даешь прогресс в каждую квартиру!

— У нас целый рынок интернет-услуг, — смеется Олег Смирнов, житель дома по ул. Ленская, 57. — Аж шесть провайдеров. Только вот у нас они прописались без ведома жильцов. Когда я на правах старшего по подъезду поднялся на техэтаж, то ужаснулся. Такого количества проводов, опутавших наш подъезд, я не видел никогда, все они протянуты в нарушение норм и правил.

Сначала я обратился в «Жилсервис ТДСК» с вопросом, на каком основании в доме столько провайдеров, попросил предоставить подписи жильцов. Таковых не оказалось. Нам удалось получить договоры от 2009 года, заключенные компанией с тремя поставщиками услуг интернета и кабельного телевидения.

Оказалось, что УК зарабатывает на нашем имуществе. По одному договору ежемесячный платеж в 6 600 рублей с дома с предоставлением бесплатного интернета трем офисам компании.

Два остальных соглашения были более скромными: 100 и 150 рублей в месяц с подъезда. При несложной калькуляции делаем предположение, что только с трех компаний УК получает 91 200 рублей за год. Как оформлены отношения еще с тремя провайдерами — неизвестно, может быть, с директором УК рассчитываются наличными? В любом случае ни «белых», ни «черных» сумм в отчете мы ни разу не видели.

Обратились в прокуратуру: на каком основании управляющая компания сдает в аренду общее имущество дома без согласия собственников.

В письме заместителя прокурора Томска говорилось, что заключение подобных договоров относится исключительно к компетенции собственников дома. Так было выявлено несоответствие требованиям жилищного законодательства.

Теперь, после проведенной прокурорской проверки, УК «Жилсервис ТДСК» призывает жильцов дома провести собрание по вопросу размещения телекоммуникационного оборудования. Иначе они угрожают все эти сети демонтировать. Вопросов о стоимости аренды и внесении доходов в отчет, а также полного отчета по этим доходам вообще не стоит. Но я, как старший по подъезду, добьюсь пересмотра договоров и включения сумм в доходы дома.

После поднятой волны совсем недавно на меня вышел один из провайдеров, не имеющих договора, и предложил обсудить условия сотрудничества с жильцами дома.

Антенна и домофон вне закона?

Давно ли в вашей «жировке» от УК появились строки «домофон» и «антенна»?

Вы не собирались с соседями для встречи с антенной службой и домофонной компанией для определения стоимости их услуг и заключения с ними договора? Значит, это сделала за вас УК и просто включила эти услуги в квитанцию самовольно.

Между тем письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области объясняет это следующим образом: «… Договором на управление многоквартирным домом не предусмотрена оплата услуги «Домофон».

В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается сроком не менее один год». И то же самое сказано по поводу антенны.

Конечно, антенна и домофон в доме нужны, но еще нужно и понимание, что делают обслуживающие их организации на собираемые с вас деньги. Еще один повод собраться и пригласить на встречу представителей УК и фирм по обслуживанию антенн и домофонов.

При нажатии откроется полная версия графики:

ПРАКТИКА

Как начать зарабатывать за счет аренды общего имущества вашего дома?

Создайте домовой комитет или хотя бы выберите старших по подъезду.
Потребуйте от УК, согласно постановлению правительства РФ № 731, все договоры, заключенные с поставщиками услуг и компаниями, разместившими свое оборудование и имущество в вашем доме.
Потребуйте ключи от подвалов и чердаков. Обследуйте все помещения общего пользования
и по информации, предоставленной УК, установите владельцев сетей или оборудования.
Направьте письма в УК и компании с требованием пересмотреть либо заключить договоры пользования общим имуществом и провести встречи с собственниками (домовым комитетом). На время ожидания ограничьте доступ третьим лицам (кроме сотрудников УК) в помещения общего пользования.
Совместно с УК установите форму отчета по доходам или встречным услугам с договорных отношений.

ОПРОС

А как ваш дом зарабатывает на свое содержание?

Владимир Петров, председатель ТСЖ «Высотка», г. Северск:

— Наш дом самый высокий в Северске. Мы, можно сказать, сердце телекоммуникаций закрытого города. После создания ТСЖ пришлось провести ревизию всего здания, описать оборудование, установленное на общем имуществе. Начали узнавать, на каком основании оно там находится.

Разослали письма компаниям с требованием заключить с ТСЖ договор об аренде имущества дома. Большинство на контакт не пошли. Общим собранием собственников «высотки» было решено ограничить доступ представителям компаний в подъезд и на технический этаж.

Со стороны организаций последовали судебные иски в отношении ТСЖ, попытки наложить административные взыскания, 18 заявлений в милицию, жалобы в городскую администрацию. Была даже тяжба с северским телевидением, чья антенна установлена у нас на крыше. Все это мы прошли с достоинством и выиграли каждое дело.

Теперь ТСЖ зарабатывает на аренде общего имущества 180 тысяч в месяц, почти 2,2 миллиона рублей за год. В то время как ежемесячная плата жильцов за содержание и ремонт всего 72 тысячи. За счет поступлений от аренды нам удалось снизить тариф на 5 рублей с квадратного метра в течение двух лет.

Последний суд, который мы выиграли, обязал собственников нежилых помещений на первом этаже оплачивать ремонт и содержание общего имущества по тарифам ТСЖ, а это еще 39 тысяч в месяц.

Тамара Помогалова, председатель домового комитета дома по адресу Иркутский тракт, 53:

— На крыше нашего дома оператор сотовой связи собрался разместить свое оборудование. По старинке — втихушку. Вроде ходили по квартирам с вопросом, не против ли этого жильцы. Соседи неохотно открывали дверь. Не знаю, почему «сотовики» вышли на меня, может, потому что потерпели фиаско в сборе подписей, может, потому что я храню ключи от чердака. Дому предложили 120 тысяч рублей в год. Теперь по квартирам пошла уже я — убеждать всех, что мы можем на этом заработать. Некоторые встречали меня с недоумением: как это? Приходилось объяснять, потратила четыре дня на обход. Набрав необходимое число подписей, заключили договор через УК «Управа». Теперь всех интересует, куда пойдут эти деньги. Будем ремонтировать подъезды, скорее всего.

Сергей Цурков, директор УК «Стройсоюз»:

— Жильцы одного из обслуживаемых нами домов по проспекту Кирова, 53 уже два года зарабатывают на рекламе сотового оператора, размещенной на стене дома. В прошлом году стоимость была 7 тысяч в месяц, с начала 2011-го договор уже на 96 тысяч в год. Все деньги учитываются и идут на текущий ремонт.


Опубликовано в 52 номере от 18 марта 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010