Городская газета

Простые движения Как избавляться от пробок, пока нет денег на новые дороги

Просмотры: 2 374

Самый простой и эффективный способ борьбы с заторами на дорогах — платный проезд. Например, в Лондоне ввели платный въезд в исторический центр. В рабочее время попасть в него можно за восемь фунтов (около 400 рублей). От оплаты освобождены автомобили полиции, скорой помощи, пожарной службы, такси и мотоциклы. Для тех, кто постоянно ездит в эту часть города или проживает в ней, скидка — 10 %. Въезд на Манхеттен в Нью-Йорке обходится чуть дешевле — восемь долларов (около 250 рублей) с легкового авто и 21 доллар с грузовика (630 рублей). / Ирина Бородина.

Жители городов во всем мире давно знают, каково это — стоять в пробках. Ежедневно в Москве образуется около восьмисот заторов, а в 2010 году больше всего пришлось простаивать в заторах жителям Лондона, Дублина, Парижа, Берлина. В Томске ситуация пока не такая серьезная, но на проспекте Ленина движение уже перегружено в полтора-два раза. / Фото Полины Зайцевой.

На Западе запрещено оставлять машину на улице. У каждого жилого дома, ресторана или офисного центра есть своя парковка, если нет — езжай на платную стоянку. Если дом построят без парковочных мест, вряд ли удастся продать хоть одну квартиру в нем. В Токио за неправильную парковку штрафуют даже велосипедистов.

В Томске решили последовать этому примеру: в этом году организуют платные автостоянки и многоэтажные парковки во всех районах города. Под них уже выделены участки на ул. Северо-Каштачной, в районе ДОСААФ, на пересечении ул. Высоцкого и Иркутского тракта, на ул. Беринга и в Степановке. Подготовлен проект шестиуровневой парковки на 364 места. Ее общая площадь порядка 13 тысяч кв. м, а покупка одного места обойдется в 250 тысяч рублей. В Томске уже есть многоуровневые стоянки на проспекте Фрунзе и улице Говорова, но цена ячейки в них в два раза больше — около 600 тысяч. Возможно, в городе появится и автоматическая лифтовая парковка на 54 места.

Хочешь кататься — плати

Еще один способ снизить количество машин на проезжей части — высокие налоги. Во всех странах с платными дорогами сохраняется транспортный налог. В европейских странах он включен в стоимость бензина. Так, власти Сингапура ввели огромные налоги на импортные автомобили. Пошлина на импорт составляет 41 % от стоимости авто, еще 140 % нужно заплатить, чтобы поставить технику на учет в полиции.

Перед покупкой авто сингапурцы еще приобретают специальную лицензию на вождение на ежемесячном государственном аукционе — одну из 10 тысяч. Цена лота доходит до 20 тысяч долларов. Только потом можно покупать машину.

Все вырученные с платных дорог, парковок и штрафов деньги власти городов направляют на ремонт улиц, метро, покупку новых автобусов.

В Томской области решили внедрить похожую систему и создать региональный дорожный фонд. Из него будут финансировать ремонтные работы, проектирование и строительство новых улиц. Планируется, что фонд будет собирать в год порядка двух млрд рублей за счет акциза на бензин и транспортного налога. В этом году введут плату за использование дорог области транспортом грузоподъемностью более 12 тонн.

Умные дороги

В Нью-Йорке и Лондоне на въезде в платную зону установлено несколько тысяч видеокамер. Они считывают номер машины. Если до 22:00 автомобилист не оплатит проезд, его оштрафуют. В случае нарушения правил дорожного движения проступок зафиксирует видеокамера, и штраф придет автомобилисту по почте. А в Европе штрафы куда серьезнее наших — от двухсот до пяти тысяч евро.

Система слежения обошлась Лондону в 200 млн долларов, а Нью-Йорку — в два раза дороже. Правда, окупились сенсоры и видеокамеры за три года.

В Сингапуре на всех дорогах через километр установлены видеокамеры, также они есть на светофорах. В автобусах и такси работают транспондеры — приборы, фиксирующие скорость и местонахождение машины.

В Токио все данные о ситуации на дорогах стекаются в единый центр. Оттуда информация о заторах и авариях рассылается по навигаторам, которыми оснащены почти все автомобили в городе. Сводки публикуют в интернете, передают по ТВ и радио, на уличных экранах.

В Томске тоже можно получить штрафную квитанцию по почте. Сотрудники ГИБДД ежедневно устанавливают в разных местах города десять передвижных фотофиксаторов. В них встроены датчики — если водитель превысил скорость, техника сфотографирует номер его машины. Все данные поступают на компьютер в машине сотрудников ГИБДД, а в конце смены фотографии загружают в центральный компьютер. По номеру машины устанавливают владельца и отправляют штраф по почте.

Пока в городе есть только шесть видеокамер, которые следят за общественным порядком. Ими оборудованы и все железнодорожные переезды.

Много автобусов и социальные акции

Удобный общественный транспорт — быстрый, недорогой, с разными маршрутами — позволит отказаться от использования машин в будни. Люди поедут на авто только в выходные — за город и за покупками.

В Лондоне, перед тем как вводить плату за въезд в центр, мэр в два раза увеличил количество автобусов и маршрутов, снизил стоимость проезда в метро. В Сингапуре власти пошли дальше. У каждой организации свой собственный график работы. Начало и конец трудового дня различаются, служащие выезжают из дома в разное время, и часа пик не бывает вообще.
Одна из популярных социальных акций в США и Европе — «Поделись машиной». Среди работников, которые живут по соседству, принято по очереди подвозить друг друга до офиса, а детей — до школы.

В Томске тоже есть такое движение. Уже четыре года работает сайт dovezu.tomsk.ru. Здесь водители публикуют объявления о своих ежедневных маршрутах — время и место выезда, количество свободных мест. Чаще всего водитель и пассажир делят стоимость бензина пополам, иногда водители соглашаются подвезти бесплатно — за интересный разговор.

Отдельные полосы

Они нужны не только для общественного транспорта, но и для поворотов.

В Торонто практически на каждом перекрестке крайние полосы отведены для тех, кто хочет повернуть направо. Так водителям не приходится ждать, пока проедут впереди стоящие машины. Эти полосы не регулируются светофорами. Водители едут по ним свободно, пропуская пешеходов.

В 2005 году в России появились первые полосы с реверсивным движением — на мосту через Волгу, трасса Саратов-Энгельс. Обычно для реверсивного движения используется средняя полоса. В разное время дня, в зависимости от потока машин, направление на ней меняется. У дороги установлены специальные светофоры с дополнительной стрелкой. Если она горит — направление прямое, перечеркнута — обратное. В 2007 году две такие полосы открыли в Самаре, в 2009 году — в Москве.

На центральных улицах Томска летом могут появиться выделенные полосы для общественного транспорта — на проспекте Фрунзе и улице Сибирской.

Как бороться с пробками?

В 1930-х годах думали больше о машинах. Сейчас движение пытаются сделать максимально удобным для людей.

Но меры по улучшению ситуации на дороге не должны быть однобокими. Кроме строительства новых улиц, проблему можно решить разными способами. Главное — делать это вовремя. Например, сначала сгладить повороты и расширить перекресток, потом продлить дополнительную полосу. Через несколько лет организовать кольцо или многоуровневую развязку. Но любые меры — и развязки, и расширение — временные. Спустя время ситуация изменится и придется выдумывать новые способы борьбы с пробками. Платный проезд, система штрафов — не более чем креативный подход к планированию. Это позволит наполнять дорожный фонд и копить средства на более масштабные решения.

В России только начинают применять современные методы. К платным дорогам жители пока не готовы. В этом году в Москве власти планируют увеличить штраф за парковку на тротуаре в 15 раз, открыть несколько реверсивных полос.

В Томске в прошлом году ввели кольцевое движение на улицах Сибирская и Алтайская. До этой меры средняя скорость по улице Красноармейской на этом участке была 18 км/час. Сейчас она выросла в два раза — до 32 км/час. Кроме того, в городе выровняли дорожное покрытие на проспекте Фрунзе, улице Нахимова и проспекте Ленина, реконструировали одиннадцать трамвайных переездов.

Этим летом на 11 перекрестках Томска появятся дополнительные полосы для правого поворота. Будет расширен железнодорожный переезд на улице Смирнова: здесь будет две дополнительные полосы и новое покрытие. Все это позволит немного разгрузить движение на этих направлениях.

Как улучшить движение на дорогах

1. ПОЛОСА ДЛЯ ПОВОРОТА НАЛЕВО

Если за цикл светофора 3-4 машины поворачивают налево, им нужна отдельная полоса. Водителям не придется ждать, когда повернут впереди стоящие, а количество повернувших автомобилей увеличится в 2-3 раза. Отдельную полосу для поворота налево можно выделить только на пятиполосных дорогах. Стоимость — от 37 млн рублей на перекресток.

2. ПОЛОСА ДЛЯ ПОВОРОТА НАПРАВО

Обычно к дороге пристраивают дополнительную мини-полосу длиной 80—100 м для поворота направо. Ее можно не регулировать светофором, но водителям придется пропускать пешеходов. Благодаря выделенной полосе пропускная способность перекрестка увеличится на 70 %. Стоимость — от 37 млн рублей на перекресток.

3. УВЕЛИЧЕНИЕ РАДИУСА ПОВОРОТА

Если угол поворота острый, водителям троллейбусов и маршруток приходится заезжать на соседнюю полосу. Обычно скорость на повороте 10-15 км/час. Если радиус поворота увеличить до нормы, то поднять скорость можно до 25 км/час. Стоимость — от 5 млн рублей на один перекресток.

4. УЛУЧШИТЬ ВИДИМОСТЬ НА ДОРОГЕ

Рядом с пересечениями улиц нельзя высаживать деревья, строить дома. На расстоянии 50—60 метров от перекрестка водитель уже должен видеть всю обстановку на дороге. Улучшить видимость просто — достаточно убрать высокие деревья и высадить на их месте кустарники; вовремя вывезти снег, чтобы вдоль перекрестков не было больших сугробов. Стоимость — от 10-12 тысяч рублей (за тополь).

А все, что не по трафику…

Как в мире справляются с пробками на дорогах

В мегаполисах есть специальная должность — инженер трафика. Обычно это целая команда специалистов, которая разрабатывает план борьбы с пробками. Трафик-инженеры не только проектируют новые дороги, но и придумывают, как избавиться от пробок другими методами — при помощи ввода платы за проезд, налогов на машины, систем регулировки движения.

Такие способы, как выделение полос под общественный транспорт, реконструкция и организация колец на улицах, только первые шаги в планировании городского движения.

Наука о дорожном движении — трафик-инжиниринг — возникла в Нью-Йорке еще в 1930-х годах, после того как в городе появились первые заторы. Трафик-инженер — одновременно архитектор, дизайнер, социолог и психолог. Основное правило этой науки — минимум дорожных знаков и умная архитектура дороги. Ведь только она диктует водителю поведение, а не знаки и разметка. Именно трафик-инженеры, а не полиция в Европе решают, где поставить светофор и как разметить улицу.

Не во всех городах мира есть высококлассные специалисты по трафику. Пекин, Шанхай и Богота раз в несколько лет приглашают экспертов из Лондона и Сингапура. Одним из самых известных трафик-инженеров был датчанин Ханс Мондерман. Первая его работа — центральная площадь в Драхтене. Она ежедневно пропускает 22 тысячи автомобилей, десятки тысяч велосипедов и пешеходов. На ней нет ни одного знака и светофора, только «зебра».

Идея Мондермана — это «броуновское движение». Датчанин пришел к выводу, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходит не из-за ошибок людей, а из-за неверной реакции на чужую ошибку. Водители, чересчур увлеченные знаками и светофорами, перестают замечать других участников движения. Мондерман настаивал, что, не имея перед глазами знаков, все автомобилисты станут вести себя осторожнее. Ведь чем больше предписаний, тем меньше осознание собственной ответственности — такова психология человека.

Последователи прозвали датчанина «гуру трафика» и продолжают внедрять его идеи.

В площадь Шарля де Голля в Париже «упирается» 12 магистралей, по форме она напоминает звезду. Здесь нет никаких знаков, определяющих приоритеты дорог, и светофоров тоже нет, так что все пересекают площадь так, как им вздумается. Этот перекресток признан одним из самых опасных в мире, тем не менее, французы утверждают, что дорожные «подсказки» только усугубят ситуацию.


Опубликовано в 54 номере от 15 апреля 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010