Городская газета

Секреты самого долговечного искусства Как появляется мозаика на стенах томских храмов?

Просмотры: 1 713

В отличие от деревянных икон и фресок, мозаике не так страшны перепады температуры, влажность, им практически не грозит выцветание на солнце. Большинство мозаичных икон в томских храмах выполнено художником-монументалистом Алексеем Потемкиным. / Текст и фото Марианны Аксеновой.

— Мозаика — не просто икона, — поясняет Алексей Потемкин, — это монументальная работа, которая выполняется с учетом плоскостей и пространств храма. Очень важна гармония с архитектурным ансамблем – чтобы мозаика и стены храма жили единой жизнью.






























— Мозаика — это богословие в красках, — рассказывает он. — Через это изображение верующие приобщаются к духовности. Искусство храмовой росписи, мозаики, иконописи дано не каждому художнику. Здесь нужен не только талант и умение рисовать, необходимо чувствовать будущее изображение. И, безусловно, верить.

Мозаика не может существовать сама по себе, отдельно от стен здания, в котором она будет находиться. Нужно учитывать архитектуру, гармонично вписать мозаичную икону в пространство храма, с учетом его особенностей: высоты и света этого помещения.

Соответственно, и религиозный сюжет приходится перерабатывать с учетом особенностей мозаичной кладки. Если необходимо сделать несколько мозаичных икон для одного храма, продумывается связка между ними, орнамент.

Например, мозаика Спаса Нерукотворного украсила вход в Богоявленский собор. Спас Нерукотворный — это изображение лика Христа на полотенце, но есть и другой вариант иконы — плат с ликом Спасителя поддерживают ангелы. Архитектурный ансамбль Богоявленского храма подсказал Алексею Потемкину, что изображение нужно сделать с ангелами. А размеры ниши натолкнули на мысль об орнаментальном дополнении композиции.

В мастерской художника, в мансарде томской пятиэтажки, на взгляд обычного человека творится абсолютный хаос: повсюду разнообразные эскизы на альбомных листках и огромных ватманах, у стен — работы, готовые к монтажу. На полу разложены детали будущих икон, уже набранные на пластилиновой основе руки, лики, а на столах россыпью разбросаны разноразмерные кусочки смальты.

На самом деле, каждый кусочек смальты или эскиз лежит в нужном месте.

Сейчас в мастерской Потемкина трудятся четыре выпускницы колледжа культуры — Ирина Кузнецова и Надежда Пырсикова, Екатерина Клишина, Екатерина Праслова. Они под руководством Алексея «набирают» рисунок на фанере, на которую нанесен тонкий слой пластилина. Научить церковному искусству нельзя, но поделиться техникой реально, считает он.

Смальта — водостойка, устойчива к морозам, к многим агрессивным средам. Но создание мозаики из смальты — ручной труд, требующий аккуратности и тщательности подбора цветов.

Мозаика: как это делается

Главный материал в мозаике — смальта. Это непрозрачное цветное стекло, получаемое по специальной технологии выплавки с добавлением различных оксидов ме¬таллов.
Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой.

Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает иллюзию живого цвета, мерцания. Смальта также может быть золотой и серебряной. Она обладает эффектом внутреннего свечения, глубины, и является одним из наиболее долговечных материалов. Византийские мозаики из смальты пережили более тысячи лет, не потеряв красоты и яркости. Смальта — дорогостоящий материал, средняя цена за квадратный метр составляет около семи тысяч рублей. Самая дорогая — золотая смальта, содержащая тончайшие листы сусального золота. Цена ее зависит от страны-производителя: Китай — около 60 000 руб., Испания — до 130 000 руб.


Опубликовано в 52 номере от 18 марта 2010 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010