Городская газета

Шесть, семь или восемь? В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу

Просмотры: 1 327

По закону, дети могут идти в школу с шести с половиной лет. А могут и в восемь. Решение за родителями. В этом возрасте каждый месяц имеет значение. Начиная с физического развития, ведь придется носить тяжелые учебники в портфеле и смирно сидеть 45 минут подряд, заканчивая разницей в возрасте между одноклассниками, которая может плохо сказываться на их взаимоотношениях.
Так в каком возрасте лучше всего отправить малыша в первый класс? Как определить, насколько он готов к школе? / Анна Котова.

Аня, Марк и Владик учатся в 1 классе школы № 8. Всем троим исполнилось по семь лет только в этом году. «И в садике, и в школе интересно! — говорят мальчишки. — Но в школу все равно очень хотелось, потому что тут больше знаний можно получить». «Я вот раньше немного умел считать», — продолжает Владик, — а теперь — хоть до скольки, хоть до ста!» «А мне скучно было в садике, — возражает им Аня. — Мы там целыми днями только играли и ничего не делали». / Фото Василия Вершинина.

У Натальи — две дочки. Когда летом прошлого года старшей Кате, спокойной и довольно усидчивой девочке, исполнилось семь, шестилетняя Лена взбунтовалась: «Я тоже пойду в школу, и точка!» Младшая сестренка отличалась более боевым характером, активностью и тягой к знаниям: вместе с Катей рисовала, пыталась выводить буквы и порой даже обходила сестру по результатам. «Ну что я могу с ней сделать», — вздохнула мама, и счастливая Лена отправилась в первый класс.

Первую четверть самая юная в классе ученица провела на «ура». Учителя восхищались: такая маленькая, а такая умненькая!

— А потом начались проблемы, — рассказывает Наталья. — Лена стала часто болеть, нам даже пришлось на некоторое время забрать ее из школы и перевести на индивидуальное обучение.

— Хотя ребенок эмоционально готов к учебе и изо всех сил стремится в школу, этих самых сил ему может не хватить, — комментирует ситуацию Елена Балабанова, медицинский психолог детского кабинета психоневрологического диспансера Северска. — Школьная программа не делает скидку на возраст. Поэтому даже если ребенок не по годам умный и тянется к знаниям, не стоит идти у него на поводу.

Не умеешь — научим!

По стандартам умение читать и писать вовсе не является обязательным для будущего первоклассника. Гораздо важнее для него в этот период жизни хотеть всему этому научиться. Первый класс — он на то и первый, чтобы научить.

— Но чем ребенок лучше читает, тем ему самому будет легче, — говорит Ольга Хохлова, учитель начальных классов школы № 8. — Ему не придется тратить силы и время на раскодирование букв. Иначе он будет очень быстро утомляться, а это мешает успешности.

И все же в первую очередь нужно обратить внимание на здоровье ребенка, его физическое и эмоциональное развитие: достаточно ли окреп позвоночник, насколько быстро малыш утомляется и как реагирует на новую обстановку, когда чужие люди что-то от него требуют.

Не тестируют, но наблюдают

За этими факторами следят специалисты психолого-медико-педагогической комиссии, которая есть в каждом детском саду, на протяжении всего времени пребывания ребенка в нем.
В последний, выпускной год комиссия выдает официальный документ — заключение о готовности ребенка учиться в школе. По закону проводить тестирования, экзамены и даже собеседования при выпуске из сада и поступлении в школу запрещено.

— Это нарушает права ребенка, — объясняет Татьяна Суханова, главный специалист комитета по общему образованию. — В возрасте шести-восьми лет знания и умения — это совершенно не показатель. Успеваемость ребенка по программе может измениться в течение года, и это зависит от адаптации — его эмоциональной готовности к школе.

Правда, в классах, например, со спортивным или художественно-эстетическим уклоном допускается проведение собеседования для выявления склонностей. Но даже ребенка с менее ярко выраженными умениями все равно обязаны принять в такую школу.

Комиссия дает оценку уровня развития речи, логического и образного мышления (как он умеет сочинять и фантазировать), внимательности, зрительной памяти, моторики, а также степени тревожности ребенка (как он чувствует себя, общаясь с незнакомыми, приходя в незнакомое место), его энергии и настроению. Все это ребенок демонстрирует в игре, в общении со сверстниками и взрослыми, а не в режиме экзамена.

Если вы считаете, что ребенку уже скучно в детском саду, не торопитесь со школой, советуют психологи. Лучше запишите его в художественную, музыкальную школу или спортивную секцию. Это поможет ему плавно войти в новый ритм жизни, постепенно привыкнуть к нарастающей нагрузке, даст время достаточно окрепнуть и продлит детство.
В шесть, семь или восемь лет?

Какие могут возникнуть проблемы, если отдать ребенка в школу слишком рано или, наоборот, поздно? Во-первых, из-за разницы в возрасте могут быть конфликты с одноклассниками. Все же лучше, когда ребята ощущают себя равными.

Еще одна сложность: отставание от программы или, наоборот, ее опережение. В первом случае постоянная гонка за чуть более старшими одноклассниками может переутомить ребенка и начисто убить в нем тягу к знаниям и желание учиться. Во втором — ребенок просто-напросто будет скучать на уроках.

— Конечно, некоторые дети в шесть лет оказываются лучше развиты эмоционально и интеллектуально, чем восьмилетние, — говорит Ольга Хохлова, — но чаще всего шестилетки более наивные, открытые и доверчивые. У них абстракция еще не так развита, они мыслят конкретно (например, знают, что на урок надо нести учебники, и приносят совсем не те). Просто они в силу возраста не успевают анализировать, что происходит вокруг, и сделать свои выводы.

Тест для родителей

Ваш ребенок готов к школе, если:
  • Он легко переносит физические нагрузки и быстро восстанавливает силы.

  • Он умеет соблюдать дисциплину. Например, выполнять задание ровно столько времени, сколько требуется.

  • Он способен выдерживать режим дня. Он понимает, что сейчас нужно делать одно, а потом — другое, и не протестует.

  • Он умеет уступать. Зачастую дети теряются, когда поднимают руку, зная ответ, а их не спрашивают. Ребенок должен понимать, что в классе таких, как он, будет много, и не всегда внимание будет обращено именно на него.

  • Он умеет управлять своими эмоциями. Например, выполняя какое-нибудь задание, внезапно не встает и не начинает прыгать или бегать по комнате, или петь в автобусе просто потому, что именно в этот момент ему так захотелось.

  • Он умеет действовать по правилам. Этот навык проявляется, например, в умении участвовать в сценках.

  • Он владеет основными понятиями: правый-левый, большой-маленький, близкий-далекий и т. д.

  • Он может удержать в памяти и последовательно выполнить два-три указания.

  • Он способен слушать других, не перебивая.

  • Он различает слова, начинающиеся на разные звуки (например, «лес-вес»).

  • Он способен пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность фактов.


Опубликовано в 53 номере от 1 апреля 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010