Городская газета

Рядом с домом или в гимназию? Как выбрать школу для первоклассника?

Просмотры: 1 133

На первый взгляд, все школы одинаковые. Ведь во всех преподают одни и те же предметы, есть факультативы, проходят контрольные и экзамены, на которых школьникам нужно продемонстрировать определенный минимум знаний в соответствии с государственным образовательным стандартом. Но некоторые родители все же предпочитают водить своих детей в школы, расположенные не так близко к дому.
Так как же выбрать школу? Есть несколько вариантов. / Анна Котова.

Сегодня Людмила Викторовна в очередной раз забирает из школы своего внука-первоклассника Сашу:

— У нас тут целая династия уже выучилась: две бабушки (я и моя старшая сестра), Сашин папа, Сашин старший брат. И его младшая сестренка тоже сюда пойдет. Бабушкам она была удобна по расположению. Папа учился сначала в другой школе, по району, но ее закрыли, и с пятого класса он учился здесь. А потом она нам уже родной стала. Так что в начале этого учебного года мы особо не думали, куда отдавать Сашу. Образовательную программу тоже не выбирали — они ведь постоянно меняются. Но видим, что он справляется.

У Ольги Румянцевой двое детей. Пока младшая дочка еще только учится ходить, старший сын Тимофей заканчивает первый класс. Забирать Тимофея из школы Ольга приходит вместе с дочерью. Так что районная школа для них – самый удобный вариант.
«Это был главный принцип выбора школы, – рассказывает Ольга. – И еще мы постарались не попасть в класс, в котором учат по программе «Школа-2100». Она слишком сложная, на мой взгляд. А с адаптацией проблем не было – ребенок ходил сюда в подготовительную группу. И с учителями мы уже были знакомы. Так что школой довольны во всех отношениях». / Фото Алены Кардаш.
Вариант № 1: рядом с домом

За каждой школой закреплены микрорайоны. А значит, и дети, которые в них живут. Это гарантирует, что мест хватит всем. Но родители вправе выбрать для своего ребенка любую другую школу.

Правда, иногда узнать, возьмут вашего ребенка или нет, удается только в августе — когда закончится комплектование классов «местными» первоклашками и станет понятно, остались ли свободные места.

Местная школа хороша тем, что ребенок может самостоятельно добраться до дома. Первокласснику не придется тратить лишних сил на дорогу с тяжелым портфелем за спиной после целого учебного дня.

— У школы рядом с домом есть и еще одно важное преимущество, — говорит Вероника Тарасова, ведущий специалист учебно-методического центра департамента по вопросам семьи и детей. — Для быстрой адаптации, а, соответственно, и хорошей учебы важно общение после школы. Когда ребятишки после уроков все вместе идут домой, играют, барахтаются в снегу, это помогает им выстроить отношения с одноклассниками, стать «своими». Те же дети, которых сразу после звонка забирают родители на машине, могут чувствовать себя отдельно от всех.

Вариант № 2: по программе

Сегодня в школах применяются семь учебных программ. Они практически не отличаются набором предметов, ведь все школьники обязаны получить определенный минимум знаний. Разница в том, какими путями они будут их получать и какие навыки при этом нарабатывать.

Например, система Эльконина-Давыдова учит ребятишек строить гипотезы и формулировать выводы. В отличие от традиционной системы, в которой они узнают новое правило и отрабатывают его, выполняя задания, здесь создаются условия для того, чтобы они самостоятельно выявили парадокс и задумались: а почему не так, почему не получается?

В «Перспективной начальной школе» дети учатся самостоятельно искать информацию, много работают со словарями и справочниками. Причем, по всем предметам. Правда, учебный комплект по этой программе — один из самых дорогостоящих.

В «Школе-2100» для тех, кто уже усвоил тему, в рабочих тетрадях припасены задания более сложного уровня.

— Это не очень хорошо, — отмечает Ольга Крупская, методист по начальным классам информационно-методического центра Томска, — зачастую первоклассникам дается материал и пятого, и даже седьмого класса. Больше, чем стандарт. Например, в четвертом классе они уже могут изучать прямую речь, хотя она не стоит в программе начальной школы. Некоторые родители жалуются, что ребенок перегружен. Другие на то, что ребенок не прошел тот материал, задания по которому остались у него в рабочей тетради невыполненными.

Применение той или иной программы зависит от учителей. Педагог может по собственной инициативе познакомиться с программой, пройти обучающие курсы и начать применять ее в своем классе. Почти 40 % классов томских школ обучают детей по традиционной программе.

Со следующего учебного года вступит в силу новый образовательный стандарт, который отменит ряд учебных программ, показавших свою несостоятельность. Каких — пока неизвестно.
— Сокращение их количества связано еще и с тем, что такое изобилие затрудняет переход учащихся из одной школы в другую, — поясняет Сергей Епанешников, начальник отдела по общему образованию.

Вариант № 3: выбираем учителя

И все же лучше выбирать не программу, а учителя, советуют специалисты. В начальной школе важнее, чтобы ребенок попал к доброму и понимающему педагогу, который сможет варьировать нагрузку в соответствии с успеваемостью каждого ребенка в классе и деликатно подходить к эмоциональным и психологическим особенностям малышей.

— Все образовательные программы примерно одинаковые, — рассказывает Юлия Саликаева, — поэтому мы искали для Владика в первую очередь хорошую учительницу. Читали отзывы в интернете, разговаривали с родителями, чьи дети уже учатся в школе, и, конечно, общались с самими учителями. Выбором мы очень довольны, педагог, действительно, оказалась замечательной: и нам нравится, и самому Владику.

Вариант № 4: по набору факультативов

Со следующего учебного года изменятся нормы нагрузки в начальной школе. Она будет состоять из двух частей: инвариантной (обязательной) и вариативной (факультативной).
Обязательная нагрузка — это двадцать часов в неделю, отведенных на уроки, вместо восемнадцати прежних (добавят по часу русского языка и чтения).

На факультативы (это кружки и секции, которые и раньше существовали во всех школах) теперь будет отводиться по 10 часов в неделю на каждого ребенка. Школьник будет вправе сам выбрать себе внеурочные занятия по душе, но обязательно — в объеме десяти часов.

Поэтому еще один критерий при выборе школы — то, чем ваш ребенок будет заниматься после уроков, — французским языком или шахматами. Перечень факультативов уже можно посмотреть на сайтах школ.

Вариант № 5: по статусу школы

Средняя школа, гимназия или лицей? Разницы между гимназией и средней школой в первом-четвертом классе нет. Ни по набору предметов, ни по нагрузке. Детей обучают по единым стандартам.

Со среднего звена гимназисты изучают отдельные предметы по более углубленной программе. Правда, в Томске есть и средние школы с углубленным изучением отдельных предметов (например, в школе № 16 это информатика, математика, литература и биология, еще здесь есть классы с архитектурно-художественным уклоном и классы с изучением славянских языков: польского и украинского) и с художественно-эстетическим уклоном (школа № 58).

Лицеистом может стать только старшеклассник. Например, Томский гуманитарный лицей набирает учеников, начиная с 9 класса. Лицеи готовят ребят к поступлению в конкретные вузы, а уроки ведут не только учителя, но и преподаватели, например, из ТГУ.


Опубликовано в 55 номере от 29 апреля 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010