Городская газета

Какие остановки подойдут Томску? Путешествие по автобусным остановкам всего мира

Просмотры: 2 394

Представляете, если на одной из томских улиц появились бы автобусные остановки в виде футбольных ворот? А на проспекте Ленина от Лагерного сада до Главпочтамта все остановки были бы студенческими — например, в виде магистерских шляп… Нужен ли остановкам необычный дизайн или они должны быть, прежде всего, функциональными и удобными? / Ирина Бородина.

Там, где городская среда бывает опасной, как, например, в Бразилии, правильная остановка — островок безопасности. Она хорошо освещена, рядом есть пункт полиции и магазин. Поздно вечером здесь совсем не страшно.
Интернет, газон и солнечные батареи

В европейских мегаполисах большинство автобусных остановок — универсальные. Чаще всего это простые металлические конструкции с автоматами продажи билетов, интерактивными картами и расписанием транспорта. На таких станциях есть интернет. Пользователи могут узнать, где находятся автобусы в реальном времени, спланировать свой маршрут, посмотреть рекламу на электронной доске объявлений и просто посидеть в Сети. Ведь основная функция остановки — сделать ожидание автобуса наиболее комфортным.

Дизайнеры Малайзии на стенах конструкции развесили полиэтиленовую пленку с «пупырышками», в которую в магазинах заворачивают технику. Она бережет пассажиров от травм, а пока ждешь транспорт, можно полопать «пузырьки». Раз в несколько недель пленку меняют.

В США ученые из Массачусетского университета скрестили остановки и айфон. Они придумали систему EyeStop: остановка работает на солнечной энергии, но также оснащена сенсорными экранами. К интернету пользователи могут подключаться через свои мобильники и ноутбуки.

На крышах автобусных остановок в провинциальных городах Великобритании садоводы выращивают газон. На центральных улицах здесь мало деревьев и клумб, поэтому их стали размещать на крышах киосков, магазинчиков и остановок.

Вместо знака «Осторожно, дети» в Великобритании строят остановки в виде школьного автобуса. Эта остановка – ориентир для водителя: рядом с дорогой есть школа.

В маленьких городах и исторических частях мегаполисов автобусные остановки не такие футуристичные. Они являются произведениями молодых дизайнеров и знаменитых архитекторов. Городские муниципалитеты объявляют конкурсы на дизайн остановок и спонсируют воплощение лучших проектов в жизнь. В испанской провинции Качерес есть автобусная станция в форме сложенного бумажного листа. Она порядка 20 метров в длину и 6 в высоту. Выполнена конструкция из бетона, но совсем не похожа на обычную остановку, больше на музейный экспонат.

Новые остановки в Перми проектировала студия Артемия Лебедева. Они сделали несколько серий с различными изображениями. Например, здесь — работа «Лица XX века» Алексея Курбатова.

В России необычные автобусные остановки тоже есть. В Москве, на Поклонной улице, стоит конструкция в форме футбольных ворот. Она появилась в прошлом году перед началом чемпионата мира по футболу. Правда, идея принадлежала не властям, а одной из компаний-спонсоров события. Да и дизайн не оригинальный — в городе Сан-Паоло, в Бразилии, уже есть подобный проект.

А что в Томске?

Уже этой осенью на улице Учебной появятся новые остановки. Все они будут выполнены в едином стиле. Эскизы будущих станций придумали архитекторы «Томскгражданпроекта». Они сделали три варианта остановочных комплексов — простой навес, остановка с киоском и остановка с торговым павильоном.

В основе автобусных остановок — крепкий металлический каркас. Остальные элементы дизайна — это плиты, которые крепятся к конструкции. Их можно изготовить из ударопрочного пластика или стекла. Если, например, часть фасада торгового павильона или навеса будет повреждена, ее отремонтируют за один день — заменят старые детали новыми, как в конструкторе лего.

Одна современная остановка обойдется в среднем в 760 тысяч рублей. Правда, строить их будут не на бюджетные деньги, а на средства инвесторов. Если какой-то предприниматель захочет открыть магазины на остановках, ему придется взять в аренду у муниципалитета целую улицу участков. Он обустроит их в едином стиле и будет сам следить за порядком: вовремя вывезет снег и уберет мусор. Возможно, на этих остановках появятся видеонаблюдение и кнопки вызова полиции.

Таким образом, у каждой остановки в городе будет свой собственный арендатор — ответственное лицо.

Например, красные остановки на Иркутском тракте оживят улицу. На Московском тракте используют нейтральные цвета — коричневый и зеленый, которые будут гармонировать с деревянной архитектурой. На остановке можно будет открыть только небольшой павильон. Рядом с ним могут быть ларьки с мороженым, мультикассы и киоски Роспечати. Остальные сооружения снесут. Если инвестор нарушит обязательства, администрация расторгнет договор аренды.

Сейчас в городе более 500 автобусных и троллейбусных остановок, а также 45 трамвайных. В этом году инвесторы появятся у первых 12 остановок на улице Учебной. В течение 7-10 лет все остановочные пункты будут сданы в аренду.

Автобусная остановка может стать частью пиар кампании. Для рекламы парфюма в Европе несколько навесов стилизовали под театральную сцену.

ЭКСПЕРТ

Среди типовых остановок могут быть дизайнерские

Олег Лещинер, архитектор:

— Все остановочные комплексы в городе — разномастные, поэтому для наших улиц типовой проект будет хорошим вариантом. Однако, конечно же, все зависит от качества исполнения. С другой стороны, не всегда массовое изделие можно вписать в районы с деревянной застройкой, исторические кварталы. В этом случае можно играть с цветом и материалами. В будущем среди однотипных остановок могут появиться и оригинальные решения. Именно по этому пути и шли европейские архитекторы. Вообще, в таких малых формах, как автобусная остановка, достаточно много свободы для фантазии. Улицы могут быть тематическими: остановки в виде теремков, футбольных ворот и т. д. Кстати, первая курсовая работа любого студента архитектурного факультета — как раз автобусная остановка. Правда, качество проектов не всегда хорошее, но какие-то идеи можно реализовать или развить.


Опубликовано в 57 номере от 27 мая 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010