Городская газета

Нам что, магазинов мало? Томск занимает четвертое место в Сибири по количеству населения, первое место по уровню средней зарплаты и последнее — по количеству магазинов

Просмотры: 3 114

Вроде бы торговых точек в городе не сосчитать, а таких, чтобы уровень торговли соответствовал современному, практически нет. Почему в Томске сложилась такая ситуация? Есть ли перспективы по ее изменению к лучшему? / Ирина Бородина.

В Томске четыре тысячи магазинов. Но среди них нет ни одного, соответствующего всем современным стандартам. Возможно, именно поэтому томичи тратят на покупки меньше новосибирцев и красноярцев, хотя по уровню средней заработной платы мы опережаем соседей. / Фото Никиты Грейдина
Сколько в Томске магазинов?

3 800 разных торговых точек: супермаркетов, ларьков, торговых центров. Совокупная площадь магазинов Томска — около 570 тысяч квадратных метров. Много это или мало?

В октябре прошлого года в России начал действовать новый закон о торговле. По нему на каждую тысячу жителей должен приходиться минимум 521 квадратный метр торговых площадей. Цифра эта выбрана не случайно, а по итогам масштабного исследования. Жители ряда городов отвечали на вопросы: сколько времени они тратят на выбор и покупку разных видов товаров, кто в семье отвечает за шопинг, как часто они ходят по магазинам. В Сибири такие опросы проходили в Омской и Новосибирской областях. По результатам анкет и было вычислено оптимальное количество торговых площадей для горожанина.

В нашем городе этот показатель выше нормативного минимума на десять процентов — 571 квадратный метр на тысячу человек. Однако не все магазины работают качественно и ассортимент товаров в Томске небольшой по сравнению с соседними городами. Почему так получилось?

Транспортный тупик

Основная причина — в транспортной удаленности Томска. Так, в столице девять вокзалов и семь аэропортов, сюда можно привезти товар из любой страны и найти своего покупателя. Основные клиенты столичных магазинов не москвичи, а приезжие из Подмосковья, России и иностранные туристы. Именно поэтому порядка тридцати процентов всего товарооборота страны реализуется в Москве.

В каждом регионе страны есть транспортный узел, который берет на себя десять-пятнадцать процентов всех продаж округа. В Сибири это Красноярск и Новосибирск. В них есть международные аэропорты, через города проходит Транссибирская магистраль. В Томске работают только два небольших вокзала и маленький аэропорт. Таким образом, товары могут попасть в город только через Новосибирск или Москву. Даже поставки из Китая сначала приезжают в Новосибирск, а потом в Томск, хотя наш город расположен ближе к границе. В итоге в Москву, Новосибирск, Красноярск и другие крупные города перевозка товара обходится дешевле, чем доставка до Томска.

Мы мало покупаем?

Когда предприниматель открывает любой магазин — крупную сеть супермаркетов или киоск у дома, — то старается представить в нем максимальное количество товаров. В течение первых двух-трех месяцев владелец оценивает, что хорошо продается в его магазине, а что плохо. Потом товары с низким спросом покидают полки.

Например, когда в городе появился гипермаркет «ФОГ», в нем продавалось около пятидесяти тысяч разных товаров. Теперь на прилавках магазина осталось порядка 22 тысяч наименований. Особенно сократился ассортимент в кризис: томичи стали выбирать менее дорогие товары и продукцию местных производителей.

Именно поэтому мы не сможем найти в Томске редких товаров: их приобретал небольшой процент жителей, на них не было спроса. Продажа не окупала затрат на производство или доставку товара, поэтому предприниматели перестали включать их в свой ассортимент.

Слабая конкуренция

До 2003 года конкуренции в томской торговле практически не было. Супермаркеты и торговые центры работали в разных районах города, в них отоваривались те, кто живет рядом. Когда в 2003 году началось строительство первого гипермаркета «Томь», местные предприниматели морально уже готовились к закрытию своих небольших сетей и магазинов. Некоторые из них обращались в высшие инстанции с просьбами запретить строительство гипермаркета. «Он же нас съест!» — высказывали бизнесмены свое возмущение властям.

И правда, с открытием гипермаркета многие из них потеряли своих клиентов. Томичи пересмотрели свой шопинг, ведь теперь можно экономить время и покупать все под одной крышей, а не ходить по разным магазинам. Только через полгода, увидев, насколько выгодно работать по-крупному, томские предприниматели начали создавать проекты своих гипермаркетов.

Большие торговые центры выгодны не только бизнесменам, но и потребителям. Чем крупнее сеть, тем выше в ней качество товаров и обслуживания. Когда в городе появляются крупные торговые сети, остальные просто вынуждены «подтягиваться» под их стандарт, иначе растеряют покупателей. Растет качество, ассортимент товаров и квалификация персонала. Появление крупных сетей не влияет только на продажи узкоспециализированных лавок, бутиков: табачных, винных или ювелирных магазинов.

Работа продавцов становится еще более качественной с приходом в город европейских торговых центров. Например, в российских сетях еще встречаются и переклейка ценников на залежалых товарах, и хамство у кассы, и недовесы. В европейс­ких сетях стандарты качества выше российских.

Руководство немецкой сети «Метро» за полгода до открытия торгового центра в Томске начало готовить персонал. Они отобрали администраторов и управляющего и несколько месяцев обучали их в своих гипермаркетах в Омске и Новосибирс­ке. По-особому в «Метро» отбирали не только персонал, но и местные товары. На производство отправились эксперты компании из Москвы и соседних регионов. Они оценивали не только готовый продукт, но и то, насколько качественно его производят на всех этапах. В итоге поставляют свою продукцию в «Метро» только 32 томских предприятия.

Когда появятся Ашан и ИКЕЯ?

В этом году руководство двух крупных торговых центров — Ашан и ИКЕЯ — примет решение, будут эти магазины в Томске или нет. Возможно, с их появлением часть местных супермаркетов не выдержит конкуренции и закроется.

Для ИКЕИ еще три года назад зарезервировали участок земли на восточном выезде из города, по направлению к Иркутскому тракту. Если торговый центр появится в Томске, то он будет почти в два раза больше новосибирского — 129 тысяч квадратных метров против семидесяти.

В феврале на Красноярском экономическом форуме мэр Томска Николай Николайчук встретился с гендиректором французской сети «Ашан Групп» Жан-Пьером Жерменом. В марте томичи показали французам варианты земельных участков. Пока французы не подпишут договор, место будущего торгового центра держат в секрете. Каким будет магазин, также неизвестно. Однако он точно будет не меньше новосибирского, а это порядка пяти тысяч квадратных метров.

Обычно ИКЕЯ и Ашан появляются в российских городах вместе. Ашан редко строит свои супермаркеты и чаще просто арендует торговые площади у шведов. Однако для нашего города руководство французской сети рассматривает и возможность создания собственного торгового центра. После скандала со взятками ИКЕЯ заморозила строительство в Санкт-Петербурге и Самаре, поэтому если магазин и откроется в Томске, то не раньше 2013 года. Ашан может выйти на томский рынок раньше.

Что будет с томскими магазинами?

Как отмечают владельцы торговых сетей города, спрос на товары среднего и премиум-класса в Томске растет. Например, в прошлом году средний чек в «Метро» составлял 3 026 рублей, а сейчас поднялся до 3 500 рублей. Это значит, что томичи стали больше тратить на покупки.

Сейчас продажи на рынке держатся на уровне 2007 года. В кризис спрос на товары упал на девять процентов, и только в прошлом году томичи стали выбираться из «ямы» — показатели выросли на одиннадцать процентов. К декабрю, прогнозируют эксперты, по уровню потребления Томск выйдет на показатели 2008 года. Таким образом, спрос на товары будет только расти.

Местные предприниматели уже ощутили положительную динамику и начали развивать свои торговые сети. Например, начато строительство нового торгового центра на Комсомольском проспекте. Комплекс площадью 42,3 тысячи квадратных метров откроется в конце 2012 года. В нем будет продуктовый гипермаркет, магазин бытовой техники, кинотеатр и ресторан. В этом году также зарезервированы площадки под новые магазины на Каштаке и в Северске.

Открывать новые магазины планируют и иногородние торговые сети — «Холидей», «Быстроном», «Поляна», «Мария-Ра».

— Из порядка четырех тысяч магазинов, существующих в Томске, нет ни одного, соответствующего всем современным стандартам, — считает заместитель мэра по инвестиционной политике Денис Молотков, в недавнем прошлом сам бизнесмен. — Исключением является только торговый центр «Метро». Но этот формат работает с определенной категорией покупателей, поэтому он менее комфортабелен. Хотя за последние пять-семь лет магазины Томска все же преобразились. Произошли значительные изменения на карте ритейлеров Томска. Появились магазины, построенные по всем канонам, с правильной логистикой, что позволило предпринимателям снизить издержки. Это хорошо, но не достаточно.

Современный торговый центр должен быть комфортным для человека, там должно быть приятно не только делать покупки, но и отдыхать. В торговых центрах могут быть рестораны, кинотеатры, детские площадки.

Надеюсь, открытие такого ритейл-парка в нашем городе перевернет представление томичей о гипермаркетах. Он послужит примером для остальных торговых сетей города и покажет, каким должен быть современный магазин.

ЭКСПЕРТЫ

Усилится ли конкуренция с приходом новых магазинов?

Максим Ширяев, директор по торговле ООО «Компания Холидей»:

— Спрос растет, особенно по сравнению с кризисным периодом. Средний чек в нашей сети увеличился на пять процентов и к концу года вырастет еще. Причем томичи стали покупать больше товаров разных ценовых сегментов: как премиум-класса, так и дешевых. Динамика есть, собственно, по­этому мы и расширяемся.

Появление в городе торгового центра METRO на наших супермаркетах и дискаунтерах не сказалось. Все-таки это совершенно другой формат торговли, ориентированный в основном на компании, а не на рядовых потребителей. Появления Ашана магазинам также бояться не стоит. У магазинов шаговой доступности эта торговая сеть не отнимет клиентов: тех, кто привык покупать колбасу, молоко и хлеб именно там. Ведь на другой конец города из-за такой мелочи не поедешь.

А вот гипермаркетам Ашан составит серьезную конкуренцию — они ориентированы на тех, кому удобно раз в неделю покупать все необходимое, делать разнообразные покупки в одном месте. Конечно, пока неизвестно, где будет и будет ли Ашан. Например, если он встанет в микрорайоны, то и «Абрикосам», и «Холидеям» придется тяжело.

Нужно ли Томску больше торговых центров?

Мария Курносова, руководитель по внешним коммуникациям «Ашан Россия»:

— Томск — крупный научный и инновационный центр Сибири, активно развивающийся и растущий. Без сомнения, его жители нуждаются в хорошо оборудованных и комфортных торговых центрах, где удобно и приятно совершать покупки. Полагаю, что городу нужны магазины разных форматов: как крупные торговые центры, построенные по принципу «все под одной крышей», так и гипермаркеты шаговой доступности, которые находятся рядом с домом. И те, и другие найдут «своих» покупателей.

Ольга Разумовская, управляющий торговым центром «Метро»:

— На сегодняшний день рынок Томска далек от насыщения, а значит, у нашей компании огромный потенциал для дальнейшего развития как в городе, так и в регионе. Мы ориентированы на профессиональных клиентов, таких, как малый и средний бизнес, и «Метро» — практически единственный участник рынка подобного формата торговли, компания успела занять свою нишу в Томске.


Опубликовано в 61 номере от 4 августа 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010