Городская газета

Каким сделают Томск бизнесмены? Известные томские предприниматели считают, что городу нужны дороги европейского уровня, безопасность на улицах, больше оригинальных достопримечательностей и… политической свободы

Просмотры: 1 629

Недавно наша газета рассказывала о том, как нынешней весной студенты из Томска и других городов России участвовали в игре «Креативный город», где придумывали новый облик современного мегаполиса. Полет молодых фантазий не обременял большой жизненный опыт и близкое деловое знакомство с российскими реалиями. Поэтому придумывали студенты всласть — и модные общежития, которые можно было бы транспортировать с места на место с легкостью конструктора «ЛЕГО», и бесплатные книжные полки прямо на улицах города, чтобы читать в любую погоду и в любой подворотне, и гибрид кафе с прачечными, для приятного общения. Эх, молодость, молодость… Выслушав юные восторженные проекты, мы решили обратиться к тем, кто не на словах, а на деле уже многого достиг в своей жизни. То есть — к известным томским бизнесменам и предпринимателям. / Константин Фролов.

Что бы им хотелось изменить в родном городе? Чего в нем не хватает или, наоборот, что является лишним? Как сделать его более комфортным для жизни?

Предприниматели, конечно, не студенты — бесплатными книжками на улицах города их в восторг не приведешь, и общежитие им хоть золотом покрась — жить они в нем вряд ли согласятся. Наши собеседники оказались, как и следовало ожидать, людьми умудренными, и потому от вопроса «Что бы вам хотелось изменить в Томске» они не растворялись в радужных приятных мечтаниях, а наоборот — впадали в глубокую тоску, начинали судорожно вздыхать и мучительно о чем-то думать. Некоторые, правда, в ответ заливались нервным смехом. Пожалуй, только Игорь Иткин да Аркадий Майофис быстро нашлись с четким ответом. Причем Иткин затронул сразу несколько тем — скоростной автобан к Новосибирску, объединение Томска и Северска, объединение всех томских вузов в один крупный национальный исследовательский центр, вынос промышленных предприятий за черту города. Сразу видно, что человек об общегородских проблемах не впервой задумывается.

Владислав Левчугов в первую очередь заговорил о монополизме энергетиков. По его словам, с такой энергетикой ни о каком процветании Томска мечтать не приходится — ведь на сегодняшний день электроэнергия в Томской области стоит для предприятий дороже, чем в Америке или Европе.

— То, как сейчас работают энергетики и вообще все коммунальные службы города, — страшный бич для нашей экономики и всей городской инфраструктуры. Монопольное положение на рынке этих услуг просто не дает нам никаких шансов на развитие Томска в будущем. Ведь даже при такой извращенной системе тарифов, при непрерывном росте цен энергослужбы и коммунальщики умудряются не выполнять возложенные на себя договорные обязательства. От этого страдает и бизнес, и все рядовые томичи, которые оплачивают из своего кармана растущие аппетиты монополистов.

Аркадий Майофис говорить о политике сразу отказался (хотя, наверняка, хотелось), а перевел разговор в чисто практическое русло. Сдержался. Зато президент группы компаний «Элекард» Андрей Поздняков скромничать не стал и рубанул, что называется, по-молодецки, сплеча:

— Мечтаю, чтобы Томск стал настоящим островом свободы. Чтобы здесь можно было свободно говорить, дышать, заниматься бизнесом и никакая партия (ну, вы понимаете) не имела монополии на власть.

На вопрос, отчего такое стремление к свободе у человека вроде бы материально совершенно независимого, возглавляющего одну из успешнейших томских фирм с мировым именем, Поздняков честно ответил:

— В том-то и дело: надо, чтобы в Томске было еще десять, двадцать, сто таких же фирм, как «Элекард». Спрашиваете, допекли меня? Ну да, допекли. Приезжают знакомые из других стран — мои же бывшие сотрудники, и, пожив у нас немного, начинают жаловаться на недостаток свободной прессы, свободного мнения. А про свободу бизнеса и говорить нечего — сами понимаете. Если самые способные и умные стремятся за границу — что ж хорошего мы у себя здесь построим?

И большинство остальных опрошенных нами бизнесменов, как оказалось, вовсе не считают, что постройка в Томске, например, какого-нибудь нового моста, аквапарка или необходимого количества детских садов способны сделать нас всех счастливыми.

Профессор Вениамин Хазанов ответил почти по-булгаковски: «Разруха у нас в головах, а счастье горожан, как и отдельного человека, вовсе не зависит от его материального достатка. Можно жить и не богато, но при этом достойно, уважая друг друга, ценя и бережно относясь к тому, что уже есть. Начинать изменять что-то к лучшему надо с самих себя — со своего двора, подъезда, не лениться, не переоценивать самих себя и не мечтать о манне небесной».

Это, конечно, вовсе не значит, что строить и изменять что-то к лучшему в городе предприниматели не хотели бы. Наоборот, конкретных советов по благоустройству Томска у этих людей достаточно. Но многим из них уже ясно, что настоящее благополучие достигается за счет гармонии внутри себя.

«Финансовые проблемы были и остаются во все времена, но город был бы лучше, если бы мы сами относились друг к другу добрей, внимательней, проявляли не показную заботу о ближних, о своих дворах и улицах. Это главное — остальное приложится», — заметил в заключение один из наших собеседников.


Современная, скоростная трасса до Новосибирска европейского уровня — необходимое условие для экономического и социального развития города. Новый аэропорт — это, конечно, замечательно, однако для Томска и томичей куда выгодней было бы иметь настоящую хорошую дорогу, по которой можно было бы добраться до Новосибирска за два часа. Области и городу необходимо, наконец, исправить ошибку, допущенную нашими предками, и вывести регион из положения транспортного тупика.

Игорь Иткин,
президент ООО «Фирма «СТЕК», генеральный директор ОАО «ТПО «Контур»:

Выйти из транспортного тупика

— Действующая сейчас трасса до Новосибирска находится на уровне проселочных дорог в какой-нибудь европейской стране, причем не очень даже богатой. Она попросту опасна для грузоперевозок. А ведь дороги играют ключевую роль в развитии любого региона. Развитие авиалиний сейчас весьма недешево, небезопасно и сопряжено с массой проблем на государственном уровне. Естественный выход из нашей коммуникационной отрезанности — строить настоящую трассу к столице Сибири.

Все, что касается создания новых комфортных мест отдыха — от уютных гостиниц европейского уровня до детских уличных площадок, — должно всячески приветствоваться, поскольку все это до сих пор является в Томске острым дефицитом. Дело возведения таких объектов сейчас тронулось с «мертвой точки», однако до совершенства, судя по отзывам тех, кто имеет возможность сравнивать Томск с другими городами, еще очень далеко.

Аркадий Майофис,
Председатель совета директоров ООО «Томская Медиа Группа»:

Добавить городу обаяния

— Мне не хватает в Томске каких-то фишек, которые бы отличали его от остальных городов России. Когда ко мне приезжают гости, я могу вспомнить лишь одно-два места в городе, которые можно было бы им продемонстрировать. Эти фишки можно придумывать — не обязательно, чтобы за ними стояли какие-либо традиции или реальные истории. Например, все знают, что никакого лох-несского чудовища нет, но туристы едут именно к этому озеру. Томску необходимо больше малых скульп­турных форм вроде памятника Чехову. Конечно, нужны детские площадки, игровые парки, наподобие того, что я видел в Вене, — такие места отдыха, которыми можно было бы гордиться.

***

Безопасности много не бывает — к такому выводу пришло большинство наших экспертов. Томск в этом плане — для детей и пенсионеров, водителей и пешеходов, обеспеченных и не очень граждан — не особо выделяется на карте России. Громкие убийства, аварии на дорогах, деятельность мошенников и хулиганов постоянно привлекают внимание общественности. Значит — нужно больше хороших полицейских, адекватных законов и взаимного уважения на улицах.

Григорий Мошкин,
вице-президент по маркетингу ООО «Томская Медиа Группа»:

Начать уважать друг друга и… закон

— Выстраивать культуру отношений между горожанами можно и административно-силовыми методами — в этом нет ничего ненормального. Ведь еще лет десять назад удалось заставить томских автомобилистов уважать пешеходов, и сделано это было с помощью милиции и ГИБДД. Когда-то это было в диковинку, а сейчас мы уже привыкли к такой вежливости. В Европе уважение к закону прививалось на протяжении веков по этой же схеме. Но придумывать законы, призванные, как в цивилизованных странах, оберегать граждан — задача не очень сложная, главное — заставить их выполнять.


Долгосрочная стратегия обустройства городской территории — иными словами, генеральный план развития Томска — по-прежнему требует внимательной работы всей общественности. Объединение Томска и Северска (не на словах, а на деле), вынос промышленного производства за черту города в специальные зоны — основные этапы будущего переустройства города.

Вениамин Хазанов,
Генеральный директор ООО «Инновационные Фармакологические Разработки», профессор:

Убрать заводы за город

— Главной целью развития города видится создание комфортной среды обитания для всех томичей. В рамках этой стратегии рано или поздно встанет вопрос о переносе всех больших и малых промышленных предприятий за черту города. Во всех цивилизованных странах эта мера принята уже давно, нам же еще только приходится над этим думать.


Опубликовано в 64 номере от 15 сентября 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010