Городская газета

Томск: не место для игр Почему предприниматели не открывают детские сады, развлекательные центры и семейные кафе

Просмотры: 1 411

Правда ли, что дети для нас — самое главное? Какие тут могут быть сомнения! Однако если познакомиться с предпочтениями предпринимателей, с тем, в какие проекты они готовы вкладывать деньги и собственные силы, то может возникнуть впечатление, что самое главное — это пиво и сигареты. Почему в Томске так мало мест, где дети могут развлечься или научиться чему-то новому? Что мешает развиваться бизнесу для детей: административные преграды, отсутствие интереса со стороны предпринимателей или нежелание родителей платить за дополнительные блага для своих чад? / Анна Котова.

Хорошо, если недалеко от дома есть место, куда можно привести ребенка поиграть. О том, что потребность в таких услугах есть, предприниматель Константин узнал в прошлом году. С трудом разобравшись в тонкостях открытия своего маленького дела и собрав необходимые документы, он получил разрешение на установку надувного мини-батута на улице Киевской, 11.

— Не хватает информации о том, как все это организовать, — сетует предприниматель, — много времени тратишь на хождение по инстанциям. И хотя эта ниша у нас в городе пока не очень занята, мне еще рано говорить об окупаемости проекта. Во-первых, из-за сложностей с обслуживанием. Прошлым летом удалось поработать всего два месяца — были проблемы с электроэнергией. Попытки подключиться через управляющую компанию рядом стоящего дома успехом не увенчались, пришлось временно ограничиться электрогенератором, а это вещь весьма ненадежная. Этим летом по той же причине аттракцион работал всего две недели. Во-вторых, это сезонный бизнес. И даже в сезон мешает плохая погода. Но все равно, в день мой аттракцион посещает около двадцати человек, и стоимость родителей вполне устраивает — сорок рублей за десять минут.

Условия для такого бизнеса в Томске весьма щадящие — стоимость аренды муниципальной земли составляет всего 160 руб­лей за квадратный метр в год.Теперь в планах у Константина — на зиму попробовать установить свой аттракцион в одном из торговых центров.

Кому выгоден детский сад?

Для родителей, которые не согласны на муниципальный сад или пока не получили путевку, в Томске работает тринадцать частных садиков. Правда, мало кому удается удержаться в этой сфере. Родители жалуются, что не всегда помещения или уход за детьми соответствуют нормам, а оплата за такие услуги составляет порядка десяти тысяч рублей в месяц.

— Этот бизнес не окупается в девяноста процентах случаев, — говорит Виктория Вельке, директор частного детского сада «Винни-Пух». — Очень сложно найти помещение, приходится сталкиваться с коммунальными трудностями: об­устройство окружающей территории, тепло, электроэнергия — трудно во всем этом разобраться. В законодательстве нет четко прописанных норм, касающихся частных садов: ничего не ясно с налогооблагаемой базой и отношениями с пенсионным фондом. Приходилось собирать информацию по крупицам. Инициативу со­здания частных детских садов все одобряют, но практической помощи никто не оказывает: можно было бы ввести налоговые льготы и другие формы стимулирования. Но и сами предприниматели еще не готовы предложить качественную услугу — нет специалистов. Это порождает недоверие со стороны родителей к частным садам.

К ним действительно предъявляется множество различных, в особенности санитарных, требований. Отчасти по­этому предприниматели неохотно идут в эту сферу. Процесс открытия сильно тормозится множеством трудностей: например, по переводу жилого помещения в нежилое. Сейчас областная администрация решает, как можно упростить ситуацию.

Почему не развиваются «развивайки»?

Рынок в сфере детских развивающих центров на данный момент с легкостью может вместить еще не одно учреждение — бум рождаемости последних лет обеспечит им гарантированный поток клиентов. Что же мешает появлению новых центров?

Самый больной вопрос для предпринимателей — помещение. Оптимальный вариант — взять его в долгосрочную аренду в одном из строящихся микрорайонов, где много потенциальных клиентов. Но найти подходящее свободное помещение не просто. Арендодатели отдают предпочтение магазинам, которые готовы вносить большую арендную плату. По этой причине многим развивающим центрам не удается выстраивать долгосрочные отношения со своими клиентами, зарекомендовать себя и закрепиться в этой сфере. Вторая проблема — подбор персонала. Если у крупных развивающих центров, таких как «Хобби-центр», давно сложившийся коллектив педагогов, то руководители маленьких «развиваек» жалуются на непрестижность данной профессии и нежелание людей работать в этой сфере из-за низких зарплат.

— Если у развивающего центра достаточно клиентов, то я не вижу причин, по которым педагог получает маленькую зарплату, — утверждает Михаил Сидоров, руководитель школы английского языка «Британия» и детского центра «Развивайка». — Ведь количество клиентов напрямую зависит от качества работы. У хорошего педагога всегда занимается много детей. Например, к нашим педагогам родители во­зят детей из разных районов. Проблема заключается в том, что таких педагогов на всех не хватает. Но это проблема не только нашего города. Например, в Кемерово и Барнауле ситуация еще хуже. Да и в европейской части страны, во многих крупных городах сфера дополнительного образования детей находится в зачаточной стадии развития как раз по причине нехватки высококлассных педагогов. Начинать всегда тяжело, но на поддержку, например, со стороны власти рассчитывать не стоит. Наличие муниципального финансирования может снизить эффективность работы: если есть возможность получить какие-либо средства, зачем крутиться и что-то выдумывать?

СОСЕДИ

Как в Кемерово привлекают предпринимателей к открытию частных детских садов

Томские предприниматели, решившие открыть частный детский сад, порой сетуют на то, что им довольно сложно разобраться во всех юридических тонкостях организации и регистрации такого предприятия. Мол, нет четко прописанных норм в законодательстве, а от чиновников добиться какой-либо внятной информации практически невозможно. И еще на то, что местные власти могли бы как-то стимулировать бизнес, например снижением арендной платы или налоговыми льготами, но, видимо, не заинтересованы в этом.

Мы решили сравнить условия существования томских предпринимателей и их «коллег по цеху» из соседнего Кемерово.

В Кемерово сегодня работает 160 муниципальных детских садов и всего 2 частных. Это притом, что количество населения в Томске и Кемерово примерно одинаковое. Зато здесь содержание ребенка обходится родителям в шестнадцать тысяч рублей в месяц против десяти тысяч в Томске.

Тем не менее, проблема нехватки мест для нашего соседа так же актуальна. Поэтому кемеровские власти стараются привлекать бизнес в эту сферу.

И в Томске, и в Кемерово работают центры поддержки малого предпринимательства, которые выделяют субсидии на открытие бизнеса, а также помогают в составлении бизнес-планов. Правда, наши соседи пошли дальше: дошкольный отдел управления образования проводит для предпринимателей консультации по организации бизнеса именно в сфере частных детских садов.
Помимо субсидий, с июня этого года кемеровские предприниматели (как начинающие, так и действующие) могут получить грант в размере 300 тысяч рублей.

Теперь Кемеровская администрация решает вопрос о снижении арендных ставок и налога на имущество для предпринимателей, открывающих частные детские сады.

Дети, пожалуй, самая благодарная аудитория для бизнеса. Они готовы день и ночь играть, развлекаться, пробовать что-то новое. Правда, сфера детских услуг — от развлечений до дополнительного развития — в Томске находится далеко не на самом высоком уровне. И родители вынуждены пользоваться тем, что есть. / Фото Алены Кардаш.
Если отдых, то семейный

Развлекательный бизнес в нашей стране — рынок парков аттракционов, детских и семейных развлекательных центров — находится пока на начальной стадии развития. Потому что здесь требуются большие инвестиции, у такого бизнеса долгий срок окупаемости, не до конца прописаны «правила игры». По­этому многие инвесторы предпочитают не рисковать, выбирая устоявшиеся и высокодоходные форматы. Проще спроектировать и построить торгово-развлекательный комплекс — формат и технология отработаны по всей России, — а операторов (и торговых, и в сфере развлечений) искать среди федеральных сетей. Правда, до сих пор развлекательная составляющая торговых центров в Томске ограничивалась лишь детскими игровыми зонами, а самостоятельные развлекательные центры обслуживали лишь определенную категорию жителей. Что такое полноценный семейный развлекательный центр, томичи не могли себе представить.

Это многомерный, требующий комплексного подхода вид бизнеса. Так почему в Томске пока нет подобного семейного развлекательного центра?

— На мой взгляд, ключевое слово «пока», — считает Лилия Самойлова, директор северского центра семейного отдыха «Радушка». — Такой формат появился три года назад. В каком-то смысле мы были пионерами, и, открыв центр в Северске, сильно рисковали — и идея новая, и условия закрытого города для бизнеса — всегда большой минус. Наши коллеги, «братья по цеху», тогда нас не во всем понимали. Теперь же, три года спустя, ориентацию на отдых всей семьей подхватывают и в Томске. Поэтому уже в ближайшее время отдохнуть всей семьей, с детьми, родителями, а может, даже бабушками и дедушками, будет возможно. Главное, на мой взгляд, — это четко сформировавшаяся потребность в семейном отдыхе, а значит, рынок ответит адекватным предложением.

Начинающих бизнесменов «детская тема» привлекает. Например, в этом году над такими проектами задумались восемнадцать человек. И это только те, кто обратился в центр поддержки предпринимательства. Самые популярные идеи — детские центры, логопедические и языковые курсы, организация детских праздников. Иногда встречаются и идеи, например, по открытию детской парикмахерской. Сегодня девять проектов уже перешли на стадию реализации.

ЭКСПЕРТЫ

Готов ли Томск развлекаться «по-крупному»?

Ида Деменская, региональный директор федеральной сети семейных развлекательных центров «FunCity», Санкт-Петербург:

— Для открытия крупного развлекательного центра, подобно нашему, необходимо минимум 800 тысяч жителей. Это первый критерий, который оценивают руководители сетей, когда рассматривают новые города для вхождения на рынок. Томск — полумиллионник, но ведь у вас есть близлежащие города, например, Северск. Они вполне могут обеспечить поток. Что же касается спроса на такие услуги, то томичи готовы отдыхать в крупноформатных центрах, не смотря на то, что в Томске средний чек по Сибири — далеко не самый высокий. Но у вас пока нет достойных центров отдыха, которые могли бы охватить аудиторию от самых маленьких до взрослых и предоставить не только место для игр, но и развлечь, занять, научить чему-то.

Что мешает открываться детским центрам?

Елена Гражданцева, директор детского развивающего центра «Сема», Томск:

— Выживать в сфере детских развивающих центров могут либо те, у кого большой опыт работы и имя, либо те, кто открывает его по франшизе. Еще один вариант — дополнительные услуги, например, детский сад. Часто «развивайки» закрываются, не проработав и года. Тому есть три основные причины: высокая стоимость аренды, сложности с набором персонала (педагогов достаточно, но мало кто идет работать из-за низкой зарплаты) и сезонность спроса. Кроме того, посещение занятий в «развивайке» является необязательным, поэтому родители лишний раз предпочитают оставить ребенка дома, если дождь, холодно или он себя неважно чувствует. Потребность в таких услугах в Томске есть, но родители зачастую не готовы за это платить — сказывается низкий уровень заработной платы. Думаю, это проблема именно регионов. Например, в Москве подобных центров несравнимо больше, но там и уровень доходов выше.


Опубликовано в 62 номере от 18 августа 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010