Городская газета

Каким сделают Томск дизайнеры? Они мечтают открыть музеи и выставки прямо на улицах города, построить «доходные дома», запретить делать рекламу из дешевых материалов и ввести разноцветную униформу для чиновников разных рангов

Просмотры: 2 935

Наш разговор практически с каждым героем этого материала начинался с продолжительной паузы. Дизайнеры первым делом пытаются понять, а есть ли необходимость создавать что-то новое? Может, прежде нужно навести порядок в том, что есть, или избавиться от чего-то лишнего? / Анна Котова.

— Любая потребность в новом — это новый уровень культурного развития, который никогда не появится, пока человеку негде спать и нечего есть, — говорит Антон Усачев, фрилансер. — Пока в России не будет среднего класса (по уровню доходов) как значительной прослойки населения, не будет никакого «лучше». Проблемы у Томска — такие же, как и везде. Правда, Томск все же отличает более высокий культурный уровень, и это радует. На самом деле.

Дизайнеры хотели бы чтобы в Томске появилось здание, в котором был бы конференц-зал для открытых лекций, встреч, обсуждений. Куда можно было бы пригласить ведущих деятелей искусства и не только. В коридорах можно организовать выставочное пространство, где могли бы демонстрировать свое творчество даже простые жители города.

Анна Цырфа,
дизайнер, преподаватель факультета журналистики ТГУ:

— Плюс само это здание можно сделать арт-объектом. Например, куб, который раз в год перекрашивался бы. Вот, например, был ты в Томске в 2010 году, сфотографировался у куба, в следующем году приехал, а он уже другой. Много денег на это не нужно: достаточно позвать графитчиков, купить им краску и объяснить, что от них требуется. Они сами с удовольствием позовут своих друзей из соседних городов. Точно так же, например, были оформлены стены в центре города к 9 мая.

Изменить подход к понятию «дом»

Большим конкурентным преимуществом томских предприятий могли бы стать доходные дома.

— Главное, чтобы квартиры в них ни в коем случае не отдавались в собственность. Аренда по вменяемой цене за счет объема сдаваемого жилья, — говорит Анна Цырфа, дизайнер, преподаватель факультета журналистики ТГУ. — Это должно быть маленькое (но полностью укомплектованное, вплоть до картинок и вазочек) жилое пространство и большая общественная зона. Не подъезд, а холл, как в гостинице. Это приводит к тому, что люди не мусорят там, где живут, и больше общаются. Сюда же можно добавить сервисы: группу продленного дня для детей, столовую, где можно провести день рождения, кинозал, который можно арендовать.

Еще одна идея — изменить сам принцип формирования городской среды: работать в городе, жить за городом.

— Создавать одноэтажную Россию, наподобие одноэтажной Америки, — предлагает Семен Ермаков, дизайнер студии «Провинция». — Только не точечной застройкой, а комплексно. И чтобы каждый владелец отвечал за внешний облик своего участка. Плюс построить магистраль до города, которая, кроме того, соединялась бы с федеральной трассой.

Центр города увешан рекламой и вывесками. Из-за этого его лицо становится пошлым, считают дизайнеры. Нужно законодательно запретить использование дешевых материалов для изготовления магазинных вывесок, особенно находящихся на «красной линии». Архитекторы могли бы разрабатывать функциональные фасады, на которых было бы предусмотрено место для вывесок и рекламы. Примеры грамотно вписанных в среду вывесок в Томске есть, но их не мешало бы регулярно мыть. И даже эпатирующие элементы оформления (как, например, «голодный» сапог на козырьке мастерской по ремонту обуви на проспекте Ленина) можно делать более изящными.

Дмитрий Беляев,
агентство по печати и массовым коммуникациям «Беляев и Ким»:

— В Челябинске есть такая пешеходная зона, называется Кировка. Эта улица — гораздо лучше и интереснее, чем Арбат в Москве. Она более продуманная, с большей любовью сделанная, более красивая. Даже на вывесках «Coca-cola» нет красно-белой гаммы. А надо сказать, что вся Кировка — это ретро, конец девятнадцатого века, как у нас, в Томске. Власти договорились с носителем очень яркого стиля, и компания разместила рекламу в стиле ретро в коричнево-кремовых цветах, какой она и была у нее изначально.

Сохранить стиль

Большинство дизайнеров мучает вопрос: откуда берутся здания, которые, мягко говоря, совершенно не вписываются в историческую застройку? Особенно в городе с собственным архитектурно-строительным университетом. Примеры успешного обыгрывания пресловутого «томского стиля» существуют (например, здание магазина «Галерея» или пристройка к бывшему зданию ЗАГСа на Ленина), но даже эти успехи сводятся на нет самыми простыми мелочами.

— Необходимо полностью извести в исторической части Томска сайдинг и тротуарную плитку! — настаивает Роман Романюк, редактор издательства «Деловой Петербург», выпускник ТГАСУ. — Попытки «облагородить» деревянные (пусть и покосившиеся) дома, обшив их сайдингом, выглядят ужасно. Как если бы на винтажное платье от Шанель нацепили бы китайский спортивный костюм с рынка, мотивируя это желанием «поприличней и посовременнее выглядеть». То же самое — и с тротуарной плиткой. Видимо, она призвана олицетворять собой брусчатку и тем самым «поддерживать связь времен». Но исторические здания Томска — это, прежде всего, элегантно подобранные детали, призванные обращать на себя внимание, не напрягая взор. Опоясывать их современной плиткой непонятной конфигурации как минимум странно.

— Пластиковые окна убивают ценность деревянной архитектуры, — продолжает Александр Залуцкий, член Союза дизайнеров России, Новосибирск. — Если томичам она дорога и важна, то они должны найти технологическое решение. Томску, как и Новосибирску, не хватает современной и интересной архитектуры взамен серости советского строительства и безвкусия «новорусской» точечной застройки.

Такой элемент городской среды, как музеи, вовсе не является устаревшим для современного жителя Томска. Устарело наше к ним отношение, отношение самих музеев к себе.

Денис Раудсепп,
дизайнер студии «Провинция»:

— Надо смотреть на опыт других стран. И дело даже не в том, что музеев и арт-площадок в Европе больше, а в том, как они организованы. Вот, например, стоит какой-нибудь наш музей в своем уголочке, и что там происходит, чем он живет, никто, по сути, и не знает. Проводит он редкие экскурсии для школьников, и все. Нет никакой активности, нет движения.

Городу нужна удобная навигация

Все создаваемое должно быть не «красивым» и «современным», а удобным и понятным, считают дизайнеры. Фирменный стиль, в поиске которого Томск находится уже не первый год, мог бы найти выражение в удобной навигации. Единый стандарт вывесок, нумерации домов, указателей, номеров «маршруток», информации об остановках. Чтобы было понятно, куда ты едешь, причем как стоя на остановке, так и сидя в самом автобусе.

На остановках можно поставить стойки с бумажными картами, в идеале — электронные терминалы по типу мультикасс, с электронной картой города.

Но навигация — это не только указатели. Каждому району города можно было бы присвоить определенный цвет или даже стиль, а внутриквартальное пространство организовать так, чтобы даже ночью в незнакомом районе нельзя было заблудиться. Это достигается единым расположением зданий и оформлением дворов.

«Можно рекомендовать людям ходить, например, по понедельникам в зеленой одежде, по вторникам — в красной. Пускай будет повеселее. Или, как в фильме «Кин-дза-дза», определить разные цвета штанов для чиновников, чтобы знать, кто перед нами. Это была бы навигация по чиновникам. Навигация во всем!» — предлагает Семен Ермаков, дизайнер студии «Провинция»

Город — это его жители

Томичам важно обратить внимание на самих себя, считают дизайнеры.

— Проблема в людях, их отношении к жизни и друг к другу, — говорит Алена Фоминых, директор студии «Провинция». — Ведь хочется возвращаться не столько в город, в котором есть достопримечательности, сколько в тот, где люди, например, не оттаптывают вам ноги в транспорте, не хамят. Можно, конечно, поставить красивые урны на уровне руки, как в Турции. Но вопрос в другом: повлияет ли высота урны на то, куда люди будут бросать мусор? Нужно призывать людей задумываться об этих вещах. Может быть, с помощью какой-то социальной рекламы.

НАБЛЮДАТЕЛЬ

Зона Комфорта

Дизайнер Артемий Лебедев о том, от чего зависит внешний вид городов в России и Европе

Автор достаточно много путешествует, посетил более пяти сотен различных мест более чем в 120 странах. Во время этих поездок нельзя было не заметить разницу во внешнем виде городов. И нельзя было не заметить, что в одних странах хорошо, а в других плохо. Хорошо в Европе. Плохо в Африке. Хорошо в Азии. Плохо в России. И нельзя было не сделать вывод о том, что на разницу во внешнем виде городов влияет разница в психологии людей.

Нет желания дома у себя держать русскую электрическую или газовую плиту. Она просто плохая, хотя, возможно, законы физики у нее соблюдаются хорошо, и конвекция работает, и с инженерной точки зрения там все продумано. То же самое верно по отношению к русским автомобилям, домам, отелям, любому сервису — список бесконечен.

В других странах лучше машины, лучше журналы, телевизор лучше и так далее. Какую вещь ни возьми, хочется европейскую или японскую, но совершенно не хочется русскую.

У каждого человека существует зона комфорта, независимо от того, где он находится. Даже у бомжа есть такая зона, она ограничивается его коробкой из-под холодильника. Автор полагает, что на разницу в уровне жизни зона комфорта граждан влияет гораздо больше, чем богатство страны.

У человека, который живет в Европе, зона комфорта распространяется дальше, чем его квартира: она захватывает его лестничную площадку, его дворик, его улицу, его квартал. Его центр города. (Окраины европейских городов при этом так же ужасны, как и наши: панельное жилье везде довольно жуткое, и французский шахтерский городок мало чем отличается от донецких унылых окраин.)

В России традиционно зона комфорта заканчивается у человека его входной дверью. Обивка, которую он сделал себе на дверь, еще будет входить в зону комфорта, а вот сантиметр от порога уже нет. Человеку все равно, что там: страшная масляная краска, велосипед или какой-то пятидесятого года сундук, выставленный соседями.

Очень редки случаи, когда кто-нибудь делает ремонт у себя в подъезде. Человек идет в соседние квартиры, а там говорят — денег нет, не дадим. Ну, может быть, найдется второй олигарх, который скинется. И вот два человека (это в лучшем случае) ремонтируют подъезд, а остальные их ненавидят и стараются… нарисовать там что-нибудь или разбить. Или не закрыть входную дверь, чтобы бомжи пришли. Наши люди не готовы принимать расширение зоны комфорта.

Пример разницы между российским и европейским мышлением — город Санкт-Петербург. Который был построен с нуля по европейской модели и до сих пор является европейским городом, несмотря на то, что сто лет находился в отрыве от европейской цивилизации. Его довольно быстро отмыли, и выяснилось, что он неплохо сохранился.

И сегодня разница между Питером и другими городами огромная, потому что Питер использует и применяет все, что есть в Европе. В Питере есть летние кафе прямо на тротуарах. Даже в Москве такого пока нет, потому что взятки такие, что большинство людей не готовы участвовать в этом процессе.

И еще вторая отличительная черта — то, что здесь не асфальтируют тротуары. В России исторически принято асфальтировать тротуары так же, как и дороги. Видимо, когда изобрели асфальт, его стали класть где только можно. Больше ни в одной стране мира нет асфальтированных тротуаров, только у нас. А в Питере их нет, потому что это Европа, и стены, которые здесь стоят, влияют в том числе и на дороги. Это значит, что зона комфорта там немного выходит за пределы квартиры, и есть у города шанс скакнуть дальше, чем другие города.

В основу этого параграфа положено выступление автора на Международном экономическом форуме в Петербурге в 2010 году, за год до того, как в Москве начали класть брусчатку на тротуары. К сожалению, брусчатка на Тверской нервно курит в стороне по сравнению с каменными плитами на Невском.

Хотелось бы, конечно, чтобы это было не только в Питере.

Что еще входит в зону комфорта русского человека? Безусловно, одежда: люди любят покупать себе красивую одежду. Даже когда они выходят из дома и идут по дровяным мосткам, они всегда это делают в очень красивой обуви, очень красивых брюках или красивом платье. Оно должно быть очень дорогим и на последние деньги купленным.

И машина, безусловно, входит в зону комфорта. Человек с удовольствием покупает себе очень дорогую машину. Причем с ходу непонятно, как это он на нее заработал 150 тысяч долларов, а в компании, которой он владеет, туалетные кабинки разделены не сплошными стенами, а маленькими перегородочками, как в школе. То есть все видят и слышат, что происходит в соседних кабинках.

Человеку, у которого машина за 150 тысяч долларов, не стыдно быть владельцем работы, где его коллеги и сотрудники работают в таких условиях. Ему все равно, потому что это работа. Работа находится за пределами зоны комфорта руководителей. Так устроено в большинстве русских компаний.

Это принципиальное различие между тем, что есть у нас и на Западе. На Западе люди с удовольствием построят хороший сортир, даже если никогда не будут туда сами ходить. Но они будут знать, что сделали что-то, что обеспечит комфорт другим людям — знакомым и незнакомым. И с удовольствием вымостят дорожку, посадят деревце и так далее.

В России автору не известен ни один пример, когда какой-нибудь муниципалитет построил парк или сквер, основная концепция которого заключалась бы в том, что там уютно. Чтобы просто была скамеечка и дерево, которое бросает тень. Монументальные скверы — обязательно, мемориальные скверы — пожалуйста, скверы с памятниками — сколько угодно. А просто скамеечку поставить, это людям не приходит в голову, потому что им просто не приходит в голову, что так может быть.

Начать расширять свою зону комфорта очень просто: нужно для начала разрешить в ней оказаться хотя бы еще кому-нибудь, кроме себя.


Опубликовано в 66 номере от 20 октября 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010