Городская газета

Завод высокой культуры Откроется ли в Томске креативный кластер?

Просмотры: 1 862

В двадцать первом веке за билет на заброшенный завод платят больше, чем за вход в чопорный музей. В крупных городах мира в опустевших зданиях заводов и фабрик открываются центры современного искусства… Дойдет ли эта лихорадка до Томска?

«Люди должны найти комфортное креативное пространство в Томске. Иначе они поедут искать его в другие места». Владимир Кондратьев, автор проекта креативного кластера в Томске.

Что такое креативный кластер?

Сообщество творческих предприятий, объединенные общей территорией или собранные в одном здании. Чаще всего это комплекс галерей, зрительных залов, мастерских, магазинов, кафе и офисов с удобной инфраструктурой.

Что такое творческие индустрии?

Виды деятельности, которые построены на использовании творческих способностей и интеллектуальной собственности. Эта деятельность а) относится к сфере культуры; б) может создавать добавочную стоимость и рабочие места. К творческим индустриям обычно относят музыку, изобразительные искусства, кино, исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, ремесла, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, интернет, компьютерные технологии, культурный туризм.

Владельцы ненужных теперь площадей за сравнительно небольшие деньги отдают их модным художникам, музыкантам, экспериментальным театрам, фотографам, модельерам. Тем идеально подходят кирпичные стены, большие пространства и бездонные потолки.

Рядом с художниками охотно селятся и другие творческие индустрии — галереи, издательства, рекламные фирмы и интернет-агентства. Такие центры носят название креативных кластеров.
Одним из первых арт-кластеров в России стал «Винзавод», который переманил в здание бывшего производства лучшие галереи современного искусства столицы. Через несколько месяцев он стал достопримечательностью Москвы.

Креативные кластеры открываются в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Перми. В ближайшие годы такой центр может появиться и в Томске.

По крайней мере, проектов существует уже несколько.

Автор одного из этих проектов — Владимир Кондратьев. Профессиональный дирижер по первому образованию, он стал одним из немногих в стране дипломированным специалистом по креативным кластерам.

Творческие индустрии были его специальностью в Московской школе социально-экономических наук. Нельзя сказать, что его необычная специальность была совсем уж невостребованной — уже несколько лет он работает заместителем директора зрелищного центра «Аэлита». И столько же времени Владимир Кондратьев и команда его единомышленников вынашивают проект центра современного искусства. Они считают, что сегодня город созрел для своего кластера.

— Ничего принципиально нового в этом нет. Кластером является любая технико-внедренческая зона или такие места, как Силиконовая долина или Рурская долина.

— Почему обязательно нужна какая-то «зона» или «долина»?

— Важна географическая близость. Замкнутое пространство, в котором можно создать особую среду. Тогда атмосфера начинает подпитывать людей, которые в ней оказались. Нужен комплекс из крупных зданий, где можно разместить галереи и мастерские. Строить такие специально для художников невыгодно. Можно воспользоваться заводами как «вторичным жильем». По крайней мере, такой тон задали московские «Винзавод», «Артплей», «Красный октябрь».

— За счет чего формируется особая атмосфера арт-кластера? Что тянет сюда людей?

— Художнику тут обычно удобно — в том числе экономически. Представьте, здесь находится его мастерская, и тут же — выставочное пространство, где работу можно показать, постоянный поток людей, которым интересно искусство и они могут его покупать. Поэтому стены кластера обычно вмещают весь «производственный цикл». Прибавьте сюда творческую конкуренцию, постоянный обмен идеями, постоянное присутствие зрителя…

— Откуда, собственно говоря, возьмется зритель? Почему он пойдет сюда, а не в музей или тот же дом культуры?

— Классические учреждения культуры — это такая моноуслуга. Нужно прийти к определенному часу, получить небольшую дозу впечатлений и уйти «окультуренным».

В кластере другая идеология. Здесь нет жестких рамок, которые диктуют условия поведения. Здесь я должен сесть, здесь я должен хлопать, здесь удивляться, или плакать. Все разрешено.
С практической точки зрения креативный кластер — это супермаркет искусства. Например, в кластере Аrtplay, который посвящен дизайну, вы можете оказаться и как зритель, и как покупатель, заказывая все — от авторской мебели до архитектурного решения своего дома. Это важно и для художников — тут «творческая экономика» наполняется деньгами.

— Зачем Томску нужен свой кластер?

Давайте признаем: аксиома, что Томск — это культурный город, свое уже отработала. Содержание нужно обновлять! И так называемая академическая культура, и современное искусство играют в этом большую роль. Те люди, которые рождают инновации в экономике, в технологиях — это тоже творческий класс, которому нужна соответствующая среда. Иначе к нам никто не поедет, а те, кто есть, разбегутся.

Креативный кластер — уже часть мировой культуры. Он нужен уже хотя бы для того, чтобы томичи имели представление о том, что происходит в современном искусстве, не выпадали из общего контекста. Несмотря на географию.

В чем мой личный интерес? Я хочу создать такое место, где будет комфортно горожанам, творческим людям и резидентам кластера, в противном случае я будуискать креативное пространство в других городах или странах.

— Будет ли кем этот кластер наполнять? В томской культуре не так уже много людей в принципе…

— Людей в культуре и в творческом бизнесе в Томске как раз довольно много. Нам просто негде про них узнавать. Кто знает, например, о томских мультипликаторах? О томских модельерах? О дизайнерах? Сейчас нет ни одной полноценной арт-площадки, где томичи, например, студенты могли бы знакомиться с лучшим из происходящего в городе.

Конечно, сегодня мы не сможем открыть всемирно известный центр культуры. Но место, уникальное в масштабе страны, появиться может. Сегодня такие есть в столицах, в Перми. Сибирь для современного искусства — это неосвоенная территория. Самое время начать.

— Насколько экономически реально возникновение креативного кластера в Томске?

— Настолько же реально, как и любой другой бизнес. Кластер — это не меценатство, не благотворительный проект. Это предприятие, со своей прибылью и рисками. Как любой другой фирме, ему нужны бизнес-план и инвесторы. Бизнес-расчеты у нас готовы, мы параллельно ищем инвесторов, в первую очередь — тех людей из промышленности, которые готовы посмотреть на свои пустующие помещения в новом свете, и… отбираем будущих резидентов.

— Как люди бизнеса реагируют на ваше экстравагантное предложение?

— Они не считают его экстравагантным. Большинство из них — люди, которые повидали мир. Как правило, они понимают, что люди, их творческий потенциал сегодня — это главный ресурс. От этой мысли до создания творческого кластера — один шаг.

Крупнейшие кластеры городов России

Винзавод Москва

Этот центр современного искусства открыт в 2007 году бизнесменом Романом Троценко на месте комбината «Московская Бавария». Здесь разместились такие известные галереи, как «Риджина» и «М&Ю Гельман», и десятки других творческих компаний и объединений. Славе «Винзавода» послужила и активная образовательная деятельность: здесь работают школы искусств, школа коллекционеров и экспертов и программа «Креативные индустрии».

Артплей Москва

Кластер «Артплей», занявший здание завода «Манометр» в Москве, стал всероссийским центром развития дизайна и архитектуры. Здесь нашли пристанище более трехсот компаний архитектурно-строительного рынка, более сотни дизайнерских бюро и мастерских, Британская высшая школа дизайна. Плюс множество галерей, шоу-румов, кафе, магазинов и великолепная крыша, на которой проходят десятки мероприятий.

Лофт-проект «Этажи» Санкт-Петербург

Арт-пространство в центре Северной столицы приглашает любителей современного искусства стать не просто посетителями галерей и магазинов. «Этажи» — это культурный центр и комплекс гостиниц и хостелов, которые позволяют вам стать жителем этого причудливого мира.


Опубликовано в 65 номере от 1 октября 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010