Городская газета

А убирать кто будет? Новые противогололедные реагенты, 316 машин спецтехники и 20 диггеров для уборки тротуаров

Просмотры: 1 831

В нашем городе больше тысячи улиц, проспектов, переездов, переулков и трактов. Если бы снег в городе не убирали вовсе, то за зиму нас накрыло бы ровным шестидесятисантиметровым слоем. А куда девается снег с городских улиц? Кто не спит по ночам, чтобы утром мы спешили на работу не по свежему гололеду, а по цивилизованной тротуарной плитке? И как сделать, чтобы снега было меньше, а убирать его стало легче? / Анна Котова.

Сейчас, пока снега еще не так много, томские улицы чистят чуть больше сорока единиц техники Спецавтохозяйства. За первые полмесяца они уже собрали девять с половиной тысяч тонн снега. Это примерно одна двадцать пятая часть того объема, который вывозится за всю зиму. / Фото Марии Аникиной.
Сколько раз убирают снег?

Разные улицы убирают по-разному. Категорий «разности» — четыре. То, в какой список попадет та или иная дорога, зависит от степени ее загруженности общественным транспортом, от состояния проезжей части и от того, проезжают ли по ней важные гости города. Причем такая классификация — по «важности» — есть только в Томске. Ее ввели в прошлом году. И она не имеет отношения к федеральной, которая определяет строительные нормативы (например, ширину проезжей части).

Категория «0» — самая ответственная. Это Губернаторский квартал, Дом приема губернатора (Белинского-Пирогова), весь проспект Ленина от Лагерного сада до улицы 5-й Армии. Эта зона должна содержаться в идеальном состоянии.

Первая категория — это улицы с наибольшим количеством общественного транспорта. Например, проспект Мира, ул. 79-­й Гвардейской Дивизии, Дальне-Ключевская, Б. Куна, Елизаровых. Здесь должна быть соблюдена максимальная безопасность, поэтому применяется полный технологический цикл уборки.

Улицы второй категории — с меньшим количеством автобусов или вовсе с их отсутствием. Это Московский тракт (от переулка Базарного до Коммунального моста), улица Карташова от Комсомольского до Вершинина, Кузнецова, Котовского, Лыткина.

Третья — самая «неудачная» категория (для ходьбы, езды и уборки): такие улицы только гравируют. Их много на Степановке и Черемошниках, преобладают в частном секторе.

Кому — Ленина, а кому — Пушкина?

Чтобы не запутаться и убрать все улицы вовремя, их поделили между несколькими предприятиями. Самое крупное — Спецавтохозяйство. Ему достались самые важные участки нулевой категории.

Четыре городских района приводят в порядок четыре частных комбината по заказу городской администрации. Все они работают уже более двадцати лет.

Еще несколько частных структур вывозят снег и мусор с присоединенных территорий, например, в Лоскутово или Тимирязево. Это удобно, чтобы не гонять технику с города, а значит — не загазовывать воздух и не создавать пробки.

А вот парки и скверы убирает от снега Горзеленхоз. За внутриквартальные территории отвечают администрации районов, которые нанимают подрядчиков.

Куда девается снег?

Во многих городах снег не вывозят. Его оставляют прямо на улицах. Но Томск из-за плотной застройки не может себе этого позволить.

У нас для этих целей существуют десять снегоотвалов. Большое значение при выборе такого места имеет «плечо» — расстояние от территории уборки снега до отвала. Это значит, что если чистят, например, Ленина в районе Лагерного сада, то отвозить снег на Высоцкого — нерационально. Увеличивается количество техники на проезжей части, затрачивается много времени.
Снег из Советского района вывозят в Хромовку, с Октябрьского — на улицу Березовую, на Мостовую — с Ленинского района.

Есть у Томска и резервные полигоны — они не используются в настоящее время, а «хранятся» про запас. Например, на улице Мелиоративной.

Плавить снег — не проще

Все снегоплавильные машины сконструированы для условно чистого снега: в котором нет песка и мусора. Иначе они постоянно будут забиваться. К тому же в среднем такая машина стоит около двадцати миллионов рублей. Гораздо выгоднее обновить состав (например, купить новые КАМАЗы, которые будут служить и зимой, и летом), чем покупать технику, которая нужна всего три месяца в году. Поэтому проще, дешевле и безопаснее для экологии снег вывозить. К тому же места для этого — достаточно.

— В 2008 году мы купили канадскую снегоплавильную машину, — рассказывает Николай Диденко, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска. — Попробовав ее в деле, мы пришли к выводу, что применять ее можно только для таяния чистого снега со скверов, парков, внутриквартальных территорий. За час она растапливает сто восемдесят-двести кубометров чистого снега, это восемнадцать-двадцать самосвалов. Но если растапливать в ней снег с проезжей части, которую мы посыпаем песко-соляной смесью, ее производительность ниже за счет потери времени на удаление твердого осадка. Тем не менее, снегоотвалы сильно удалены от города, а гонять туда машины дорого. Поэтому необходимо решать вопрос о массовом применении снегоплавильных машин. Кроме того, в Новосибирске прорабатывается вопрос строительства стационарной установки.

Чем вам не нравится песок?

По СанПиНу натрий-хлор (соль) запрещен к использованию. Соль негативно воздействует на газоны и деревья. Тем не менее, самый популярный реагент, которым посыпают дороги и тротуары, — это песко-соляная смесь. Она дешевая, привычная, но не очень хорошо сказывается на обуви горожан и автомобилях. К тому же соль растворяется, а песок остается и забивает ливневую канализацию. В этом году Томск решил опробовать в борьбе с гололедом новый химический реагент. В его состав тоже входит соль, но главные составляющие — кальций, карбомид и магний. Они безопаснее, работают до минус двадцати пяти градусов, но есть большой недостаток: если «растворенный» снег не убрать в течение часа, вся эта кашица застынет. Он кратно дороже песко-соляной смеси, но и расход у реагента ниже. Так, на один квадратный километр дорог потребуется четыреста килограмм пескосоляной смеси стоимостью 140 рублей. Или пятнадцать килограмм реагента стоимостью 120 рублей.

СОСЕДИ

Подогреть, посолить, подсластить.
Мировой опыт борьбы с гололедом

МОСКВА СЫПЕТ РЕАГЕНТАМИ

В этом году улицы столицы будут посыпать новыми, более щадящими реагентами. Разработали и новую технологию уборки снега: теперь москвичам не придется соприкасаться с кашей из снега и реагентов. Дорожным службам предписано немедленно убирать снег и отвозить его на снегоплавильные пункты, 24 часа в сутки поддерживая дороги в состоянии «черного асфальта».
Всего на противогололедные вещества Москва потратит около двух миллиардов рублей. Закупленная в этом году техника оснащена специальными дозаторами, которые могут распределить реагенты по поверхности с точностью до грамма. Это поможет экономить на расходе веществ.

МРАМОРНАЯ И ГРАНИТНАЯ КРОШКА

В Финляндии скользкие дороги посыпают такой крошкой, соль там запрещена. После очередного снегопада сверху насыпают еще слой крошки. Весной ее собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, моют, а следующей зимой используют снова.

В Швейцарии и Австрии дороги обрабатывают фрикционными материалами — смесью песка и мелкого щебня.

ПОДОГРЕВ ДОРОГ

В Норвегии тепловые магистрали прокладывают прямо под тротуарами и автомагистралями, поэтому ни снег, ни лед на них не задерживается, а тает.

Кроме того, дороги поливают горячей водой с песком. Технология проста: песок смешивается с водой, нагретой до 95 градусов, а затем раскидывается по дороге. Горячая вода мгновенно подтопляет лед, что позволяет песчинкам проникать до асфальта. А когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу.

ЧЕСНОЧНАЯ ПРИПРАВА

В американском штате Айова после длительного снегопада закончились запасы реагентов.

В местную управу позвонили руководители компании-производителя сухих приправ «Тонс».

У фирмы образовался резерв просроченной чесночной соли, и вместо того, чтобы уничтожить товар, владельцы компании предложили пустить его в дело — совершенно безвозмездно. Как оказалось, чесночная приправа спасает от гололеда не хуже других средств.

СОЛЬ С САХАРОМ

В Швеции уже три года используют новую смесь. Дорожная соль, наполовину смешанная с сахаром, замедляет ржавение автомобиля на 50 % и уменьшает попадание в природу тяжелых металлов, находящихся в дорожной соли. Такая смесь дольше лежит на дорогах, и они при этом быстрее высыхают.

Проект дорожного управления Швеции столкнулся, однако, с несколькими проблемами. Используемый сахар в шесть раз дороже соли. Управление пока не может импортировать промышленный сахар, поэтому используется обычный, пищевой.

В США тоже пробуют подслащивать гололед, используя отходы ликеро-водочного производства.

Сахаристая субстанция, остающаяся после изготовления спиртного, значительно усиливает действие соли, которой коммунальные службы посыпают заледеневшие дороги. Если опрыскать соль сиропом, то она крепче прилипает к дорожной поверхности, и расходуется такая смесь меньше.

Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что чудодейственные средства такой смеси сильно преувеличены. Другие жалуются, что после ее применения на улицах воцаряется сильный запах патоки.

МИНЕРАЛКА

В Ярославской области два года назад придумали бороться со льдом «минералкой».

Дорожные службы города Пошехонска решили использовать вместо соли и песка минеральную воду, поднятую из скважины с большой глубины. Пить ее все равно нельзя. Оказалось, что работать с «минералкой» и быстрее, и дешевле. К тому же от минеральной воды и машины не ржавеют, и обувь не портится.


Опубликовано в 68 номере от 18 ноября 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010