Городская газета

Как перестать быть самим собой Что заставляет обычных программистов, менеджеров и студентов становиться рыцарями, колдунами или спецагентами?

Просмотры: 963

Хорошо «отыграть» свою роль, максимально погрузиться в нее, снять внутренние барьеры помогает внешний антураж — костюмы, атрибутика. Вряд ли можно почувствовать себя средневековым рыцарем в тренировочных штанах и зеленом покрывале вместо плаща.«Я стою в доспехах, и как будто сила появляется, как будто возвращаешься к историческим корням», — раскрывает тайну преображения реконструктор Алексей.

— Мы как-то раз играли на заброшенном химзаводе. По легенде весь мир разрушен. Я был одним из цыган-кочевников, которые остановились в уцелевшем городе Дрездене. Иду и вижу силуэты врагов. У меня в руке «автомат», я стреляю, несусь к окну и прыгаю вниз… Хотя до земли — метра три, как минимум. Но в момент игры совсем забыл про это. Я поступал, как мой персонаж… Таких эмоций я давно не испытывал!

Эту и другие приключенческие истории за чашкой кофе мне рассказывает ролевик Максим. В обычной жизни он студент-пятикурсник гуманитарного факультета. В реальности игровой — церковный служащий Бастиан Новак, жаждущий власти вампир Дориан Гракх или невзрачный советский ученый. Все зависит от конкретной ролевой игры — игры, где человек становится героем живого кино.

Кто они?

Многие представляют себе ролевиков людьми, которые застряли в мире грез и бегают по лесам с деревянными мечами. На самом деле ролевые игры стали развлечением, которое, как сноуборд, парашютный спорт или бальные танцы, требует немалых материальных затрат. Сегодня это хобби взрослых и успешных людей.

— Раньше ролевики прочно ассоциировались с неудачниками и маргиналами. Сегодня такие люди есть, но их мало, — смеется Алексей. — Например, реконструкторы — это взрослые адекватные мужики, которые в жизни многого добились и могут себе позволить, например, потратить на один комплекс настоящих доспехов порядка ста тысяч рублей. Или даже больше.

Алексею двадцать четыре, он организует успешные бизнес-процессы. Ролевыми играми он увлекся больше десяти лет назад, затем начал заниматься реконструкцией и воссозданием исторических объектов, одежды, утвари, воспроизведением исторических битв.

Зачем они это делают?

— Мы как-то раз играли в гражданскую войну 1920-х годов. Я был бравым бандитом Михеем из лесной банды, который грабит всех подряд. Это типаж, поведение которого в обычной жизни мне не свойственно, — рассказывает Егор. — Игра дает возможность побыть другим. А когда игра заканчивается, ты снова становишься самим собой.

Ролевые игры бывают разные. Можно играть дома с друзьями в настольную ролевую игру, а можно сделать игровым пространством город или целое поле. И там уже окунуться в средневековье, попробовать построить ельцинскую Россию или побегать по декорированным обломкам мира после ядерного взрыва. В общем, миром фей и эльфов ролевые игры не ограничиваются.

Любая игра — это не хаотичное скопление людей. Их собирает человек («мастер»), который выбирает сюжет, придумывает игровой мир и героев, прописывает их характеры, социальный статус и задачи, которые нужно решить во время игры. Раздает или рассылает эти описания игрокам. Затем начинается самое интересное — игра и то, как люди себя ведут в «ролях» и взаимодействуют друг с другом.

Маша пять лет назад попала в «ролевую» компанию и с тех пор участвует в играх. Сейчас ей девятнадцать, она работает официанткой.

— Вот твоему герою в ходе игры надо занять верхушку власти. Ты пытаешься это сделать как герой и одновременно как бы проверяешь себя: «Могу я быть таким или нет?» — рассказывает она. — Это как школа актерского мастерства: примеряешь роль и играешь ее. При этом учишься добиваться поставленной цели любыми средствами.

Тайна преображения

Хорошо «отыграть» свою роль, максимально погрузиться в нее, снять внутренние барьеры помогает внешний антураж — костюмы, атрибутика.

— Думаешь, почему девушкам нравится надевать исторические платья? — делится Александра. — Потому что сразу чувствуешь себя в другом социальном статусе!

Однако просто костюмов недостаточно. Нужны декорации и оборудование. Этим занимаются специальные люди — игротехники. Вместе с мастерами они составляют команду организаторов, которые делают игру, следят за ее ходом и взаимодействием игроков.

— Это все равно что попасть в фильм: ты герой, и ты сам пишешь сценарий вместе с другими. И непонятно, чем все может закончиться, — рассказывает Дмитрий.

Он работает менеджером проектного отдела, увлекается ролевыми играми больше десяти лет. Дима сравнивает их с психологическими тренингами личностного роста. Например, в процессе игры нужно захватить власть в рамках готовой модели мира или построить новое общество, посмотреть, насколько оно стабильно и жизнеспособно, как будут вести себя игроки. Над всеми этими вещами можно размышлять, выносить из них что-то для себя. По сути, ролевая игра — широкое поле для социальных экспериментов, апробирования разных моделей поведения. Ведь в играх нет готового сценария, герой всегда в развитии.

— У меня есть знакомые, которые были замкнутыми. Стали играть, пробовать решать какие-то проблемы из жизни в играх. И поняли, что все возможно. Начали в реальности действовать так же решительно, — рассказывает Дмитрий. — Мне самому игры помогли раскрыться. В игре тебя поставили в непривычную ситуацию, и ты учишься строить логические схемы, просчитывать ходы. Из этого можно вынести много для себя.

Для кого-то ролевые игры — это способ сменить обстановку, отдохнуть и развлечься.

— Все сбегают по-разному от бытовой суеты, — говорит Всеволод. — Год назад я сознательно решил поехать на большую игру на три дня. Там собралось много народу, все в костюмах рыцарей, лордов, крестьян… В первый день это напоминало сумасшедший дом. Но когда видишь все это, уже не можешь ощущать себя обычным человеком из XXI века. Ты забываешься в этом пространстве. Вроде и понимаешь, что это игра, но когда идешь по лагерю мимо кустов, внимательно смотришь: а нет ли там «разбойников»…

Стать не собой

Я рассматриваю фотографии с игр. С них на меня смотрят настоящие герои фильмов или спектаклей в сценических костюмах. А еще, когда слышишь про адреналин и возможность побыть тем, кем хочешь, или, наоборот, таким, каким ты однозначно не будешь, хочется выключить компьютер, пнуть ногой офисный стул, поскидывать вещи в рюкзак и рвануть на какую-нибудь игру.

/ Текст и фото: Екатерина Шестакова.


Опубликовано в 66 номере от 20 октября 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010