Городская газета

Мечтать не вредно

Просмотры: 986

verxov

Андрей Верхов, читатель «Городской газеты» с 2009 года.

Весь год мы обсуждали скоростной трамвай. На днях власти Томска, Северска и компания «РОЭЛ» подписали соглашение о его строительстве.

Что такое скоростной трамвай в Томске? Хороший коммерческий проект по перевозке северчан в Томск и обратно. Сорок тысяч жителей Северска учатся и работают в Томске, их перевозка способна принести за четыре года один миллиард рублей прибыли.

Что такое скоростной трамвай вообще? Формально — любой трамвай со средней скоростью движения выше 24 км/ч. Но еще со времен СССР скоростным считают трамвай с «выделенной линией». Рельсовый путь не пересекается с маршрутами другого транспорта (потому что использованы эстакады). Путь обычно огорожен (от случайного выбегания людей на рельсы). Это такой трамвай, которому никто не мешает, он не стоит на перекрестках и не ждет, пока рассосется пробка. В Волгограде задача решена кардинально — трамвай спрятан под землю, в туннель. Как метро.

Требует ли скоростной трамвай каких-то особенных «скоростных» вагонов? Нет. Любой трамвайный вагон, даже антикварный, способен ехать сто километров в час и больше. А не ездит лишь потому, что рельсовый путь не соответствует: он должен быть уложен ровно и на прочном основании. В Томске вагон просто «вылетит» из колеи из-за бокового раскачивания. А вот в Праге, где семьдесят процентов парка трамваев состоит из вагонов «Татра» образца 1960 года, эти старенькие «Татры» бесшумно и плавно движутся со скоростью 60-80 км/ч по уложенным на гранит рельсам.

Поэтому я бы на месте томичей не ворчал «зачем нам этот трамвай нужен», а поинтересовался, зачем нам нужны вагоны из Белоруссии. Да, они дешевле немецких, но на скоростной линии могут работать и привычные нам усть-катавские трамваи. Конечно, выбор вагона — дело инвестора, но если речь пойдет о муниципальных деньгах, то вопрос должен быть задан.

И теперь главное: зачем же этот трамвай нужен томичам? Ведь мы-то в Северск ездить не будем, нас туда не пустят. Конечно, трамвай нужен в первую очередь северчанам — ездить быстро и в комфорте. Трамвай нужен инвесторам — извлекать доход. Впрочем, денежный оборот Томска он тоже увеличит.

Но на самом деле уже пора прекращать мыслить Томск и Северск как два отдельных города и начинать мыслить агломерацией. Нужен Северску? Значит, нужен и нам. В конце концов, именно у нас работают сорок тысяч активных и умных северчан, у себя они только ночуют… И заставлять их ездить на автобусах — это прошлый век.

Сегодня в России скоростной трамвай работает в Волгограде, Старом Осколе и Ижевске, а в Сибири — в городе Усть-Илимске Иркутской области. При этом Иркутская область известна не только функционирующим усть-илимским скоростным трамваем еще советской постройки, но и печальной судьбой аналогичного транспортного проекта наших времен.

Новые скоростные линии должны были связать Иркутск с городами-спутниками Ангарском и Шелеховым. Но идея встретила крайнее недовольство иркутян, была воспринята, как ненужная забава властей, и благополучно похоронена в злом обывательском ворчании. Инвесторы никогда не будут вкладываться туда, где их идею не любят, и деньги никогда не пойдут туда, где их не ждут. Проект закрыли, транспортная сеть иркутской агломерации упустила свой шанс на развитие, а граждане продолжают ездить в Иркутск автобусами частных перевозчиков или на собственных авто. Долго, дорого, не всегда комфортно.

Шанс на развитие — он, как волшебная птица счастья, летит по прямой и назад не возвращается. Очень бы не хотелось, чтобы этот шанс упустили томичи, в массе своей тоже склонные поворчать.


Опубликовано в 69 номере от 8 декабря 2011 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010