Городская газета

Девочкам вход воспрещен Секреты кадетского корпуса

Просмотры: 2 571

Кадетский корпус — территория, закрытая для простого человека. Все понимают, что учеба в кадетском корпусе подразумевает строгую дисциплину и военную подготовку. В чем на самом деле кроется секрет кадетского образования? Как оно появилось в России? Почему про них снимают фильмы и пишут книги? / Марина Сенинг, фото: Екатерина Шестакова.

«Прометеевцы» привозят с раскопок боевые снаряды времен Великой Отечественной войны, как немецкие, так и советские. Иван Григорьевич любит их сравнивать. Часто сравнение снарядов проходит не в пользу германских. «У нас мужики хоть и пьют, но соображают», — говорит он про советское оружие.

Директор Томского кадетского корпуса, полковник запаса Сергей Шиляев похож на казака из старых советских фильмов. В темно-синей форме и с усами на смуглом лице. Он говорит четко, по-армейски и слегка снисходительно:

— Все говорят: у вас военное учебное учреждение. Нет, мы воспитываем будущих мужчин, а не будущих офицеров. У нас сейчас на военную профессиональную службу идет только двадцать пять процентов выпускников.

Будущие мужчины на первый взгляд ничем не отличаются от простых подростков. Также бегают по коридорам на переменах, дают друг другу прозвища и могут поставить подножку. В глазах рябит от одинаковых синих рубашек, мечущихся по узкому коридору корпуса. Но звенит звонок, и они моментально разбегаются.

С чего все начиналось

Первый кадетский корпус в России появился в 1732 году при императрице Анне Иоанновне. Кадетское образование было престижным, хотя и не сугубо военным. Уже тогда сложилась традиция принимать в кадеты в первую очередь детей из семей военнослужащих или из обедневших дворянских семей.

Все изменилось с приходом Михаила Кутузова. Он воспитывал кадетов в первую очередь как солдат, не гнушаясь наказаний. России нужны были сильные офицеры.

Российские императоры, начиная с Александра I, отправляли в кадетские корпуса своих сыновей, внуков и других младших родственников. К началу XX века Россия осталась единственной страной в мире, где существовало кадетское образование.

Во время Великой Отечественной войны по этому типу начали открываться суворовские и нахимовские училища. Но они имели военную ориентацию, готовили именно будущих офицеров.
Новые кадетские корпуса в стране появились в девяностые годы. И отличия между ними и суворовскими училищами сегодня постепенно сглаживаются.

Зачем идут в кадеты

Сегодня в кадетском корпусе тоже много мальчишек из семей военнослужащих, из неполных и многодетных семей.

Половина — из деревень, объясняют свой выбор тем, что могут здесь получить хорошее образование. У одиннадцатиклассника Артема Портнягина из Парабели в Томске учился брат. Мать воспитывала Артема одна.

— Я решил, пусть уж лучше меня обеспечит государство, чем буду сидеть на шее у мамы, — говорит Артем. И уехал.

«Кадетство»

В конце августа корпус выезжает в детский лагерь, «на сборы». Это время — самое тяжелое для тех, кто только поступил в кадетский корпус. Там жестче дисциплина, условия проживания, больше физических упражнений. Некоторые не выдерживают и сбегают.

Проблемой для других становится задача влиться в коллектив.

— Сюда же приходят люди, которые были лидерами в своих классах, — рассказывают десятиклассники Матвей Филимонов и Никита Давыдченко. — И вначале каждый старается и в этом, новом, классе проявить себя. В седьмом у нас шла борьба между комнатами. Группы собирали. Не то что драки, какие-то споры. Просто не общались, игнорировали друг друга. Но сейчас уже сложился коллектив.

Сложившийся коллектив — это то, из-за чего про кадетов снимают фильмы и пишут книги. Так называемое «кадетское братство». Ребята признаются, что таких друзей, которых они обрели здесь, «на гражданке» у них нет.

— Это обычные дети! — говорят про кадетов их учителя. — Просто носят форму и воспитываются в жесткой дисциплине. А так они ничем не отличаются от детей в школе! Домой мальчишки могут уехать только на выходные и каникулы. Но если есть хоть одна «двойка» за неделю, кадет остается в корпусе и все выходные читает учебники.
Насколько они обычные

Кадетский корпус для ребят — это игра в армию. Распорядок дня, уборка, чины, которые дают отличившимся.

И хоть эти чины существуют только в стенах кадетского корпуса, родители ребят ими безмерно гордятся. Пожалуй, даже больше, чем сами кадеты.

Для родителей кадетский корпус — некое волшебное место. Каждую неделю сын приходит оттуда поумневшим и подросшим на пару миллиметров.

— Он при поступлении был ростом метр пятьдесят. А сейчас вырос до 177 сантиметров! — говорит Венера Васильевна, мама девятиклассника Жени Гавриленко.

Она подробно рассказывает, что Женя стал мужчиной «с большой буквы», «со своим характером, со своей точкой зрения».

Женя захотел поступать в кадетский корпус сам. В конце шестого класса он подошел к матери и поставил перед фактом.

— Вы знаете, вот у них в корпусе висят на стене слова: «Жизнь — Родине, честь — никому». Вот этим все сказано. Я больше ничего добавить не могу. Такие они и есть, — заключает Венера Васильевна.

Законы чести кадета прописаны в правилах внутреннего распорядка. Среди них: доброта, смелость, бережливость, бодрость, благородство. Там же указаны возможные проступки и меры наказания. Так же, как и во времена Кутузова, самым распространенным является лишение увольнительной.

— Здесь-то они все одинаковые. А вот когда их выведешь куда-то… Своей формой они привлекают внимание, и сами гордятся ей. Подбородки сразу поднимаются вверх, плечи расправляются, спины выпрямляются. Если нужно долго стоять где-то на параде — через «не могу» выстоят. 9 Мая носочки тянут так, что, кажется, сейчас взлетят. И вот смотришь на них тогда и думаешь: все простишь, — смеется Ольга Перепелкина, учитель русского языка и литературы.

Что нельзя, но все равно происходит

— К старшеклассникам учителя и начальство относятся по-другому, не так, как к младшим, — рассказывают кадеты. — Мы дольше здесь пробыли, нам немного больше позволяется. На новогодний бал можно пригласить своих девушек, только чтоб они были одеты в бальные платья. А младшим классам нельзя. Да и кого они пригласят?

С девочками кадеты общаются в основном на выходных. Есть еще социальные сети, в которых можно «посидеть» на перемене перед информатикой. Девочки могут приходить в кадетский корпус, когда здесь нет занятий. А такие минуты выпадают редко.

В кадетском корпусе есть танцевальный коллектив «Байладорес». Он состоит из кадетов и девочек «с гражданки». Частенько именно там и возникают «пары».

Общаться с девочками по телефону тоже непросто. Мобильные телефоны в кадетском корпусе запрещены. Но они все равно есть у большинства кадетов.

— Если офицеры увидят — заберут телефон и отдадут только после одиннадцатого класса, — говорит кадет Максим Романов. Телефоны всячески прячутся.

Это не единственная запретная вещь, которая есть у ребят. Но их «кадетское братство» ревниво охраняет каждого и находит все больше тайных мест для неуставных сокровищ.

— Можно сбегать купить поесть что-нибудь на ночь. Тут забор-то… Кипятильничек можно привезти, чайник литровый. Все это прячется, никто об этом не узнает. Тумбочки у нас проверяются офицерами, но в комнате и без того столько мест!..

В заборе вокруг кадетского корпуса есть заветная дырка. Через нее ребята бегают в город. Об этой дыре все знают: и воспитатели, и преподаватели. Не знают только, кто именно бегает.

Каждый день кадета расписан: до обеда – уроки, после – самоподготовка и кружки. Волейбол, борьба, футбол, танцы, шахматы, основы православной культуры… Кадеты должны ходить как минимум на два кружка.
Как взрослеют

Есть два события, после которых ребята-кадеты резко меняются. Первое — это прыжок с парашютом. Прыгают все старшеклассники.

— Шагнуть в бездну глубиной восемьсот метров — это все-таки накладывает отпечаток, — улыбается Шиляев. — Ребята переступают через себя, через страх высоты и прыгают. И летят. «Там такая тишина и покой… — говорят потом. — Попробуйте…»

Второе событие — это поездка в Новгородскую область. Каждый год туда ездит поисковый отряд «Прометей», что находится в здании кадетского корпуса.

На Новгородской земле воевали две томские дивизии: 336-я стрелковая и 370-я Асиновская. Вот на этих местах сейчас и работает «Прометей» — поднимает останки своих земляков и перезахоранивает их в братских могилах.

Отрядом руководит его создатель Иван Харченко. На одной из полок «Прометея» стоит фотография: аккуратные пирамидки из человеческих костей, на вершине каждой — череп. Пирамидками усыпана вся поляна, но не хаотично, а в строгом порядке: на одинаковом расстоянии друг от друга, в колоннах и шеренгах.

— Это ребята кости собрали, промыли… Разложили так сушить, — рассказывает Иван Григорьевич о фотографии. — Я говорю: «Зачем так разложили?» А они мне: «Это солдаты в строю стоят»… После этого за тринадцать дней мы подняли тела 762 солдат. К концу вахты у меня парни и девчонки перестали смеяться. Я потом три дня их возвращал в реальные условия жизни.
В лесу ребята находят снаряды времен войны, часто — неразорвавшиеся. Иван Григорьевич их взрывает тут же. Как-то при очередном взрыве ему в спину попали осколки. Приехали военные врачи, осмотрели, зашили и сказали, что нужно лежать минимум пятнадцать дней. Но он встал уже на третий день. Все это время ребята от него не отходили ни на шаг. «Это они меня подняли своей энергетикой», — говорит Иван Григорьевич.


Опубликовано в 75 номере от 15 марта 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010