Городская газета

Добро пожаловать на левый берег Каким будет новый левобережный район будущего Томска?

Просмотры: 2 551

Зачем нужна левобережная дорога? Правда ли, что на левом берегу Томи построят студенческий кампус? Почему экологи возражают против строительства на этой территории? Мифы и реальность левого берега.

К 2030 году население Томска увеличится до семисот тысяч человек. И даже миллиона квадратных метров жилья, которое сегодня строится в новых микрорайонах Зеленые горки, Высотный, Солнечная долина, будет недостаточно. Нужно осваивать новые территории — например, на левом берегу Томи. Каким должен быть левобережный район будущего Томска? Административно-деловым центром, малоэтажным районом с коттеджной застройкой или новой зоной отдыха? // Анна Котова.

Сегодня левый берег является самой перспективной территорией для развития города. Здесь уже началось строительство левобережного участка будущей томской кольцевой автодороги. Но вопрос о том, каким именно будет левый берег, пока не решен.

Сейчас идет активное обсуждение проекта планировки. С одной стороны, нужно максимально эффективно использовать свободную землю, с другой — не навредить экологии.

Почему город «шагает» на левый берег?

По прогнозам, число горожан в ближайшие двадцать лет вырастет на сто пятьдесят тысяч. Значит, нужно строить новые жилые микрорайоны, предприятия, учебные корпуса университетов. Нужны новые места отдыха и лесопарковые зоны. Нужны новые дороги, которые смогут продублировать нынешние автомагистрали города, тем самым разгрузив существующие улицы.

Расширять городскую территорию только в одном направлении, вдоль берега — нерационально. Например, если бы Томск продолжил осваивать земли за Иркутским трактом или аэропортом, поездка из новых микрорайонов до центра была бы равносильна поездке в соседний город.

— Все города с численностью населения более пятисот тысяч человек, которые находятся вдоль рек, неизбежно вынуждены «шагать» на противоположный берег, — говорит Владимир Коренев, начальник городского департамента архитектуры и градостроительства. — Так что рано или поздно нам придется это сделать. Главное сейчас — распорядиться этой территорией разумно.

Идея возникла не вчера

Проект развития левого берега, включающий в себя строительство кольцевой дороги и третьего моста через Томь, был разработан еще в семидесятых годах прошлого века. Но тогда реализовать его не удалось.

В 2008 году министерство экономического развития РФ объявило конкурс: федерация готова была потратить три миллиарда рублей на финансирование проектов по развитию регионов. У Томска на тот момент был только один готовый проект, подходящий под условия конкурса, — строительство левобережной дороги. В результате город получил 1,6 миллиарда рублей на его реализацию. Правда, на условиях софинансирования: областной и городской бюджеты должны добавить свой миллиард. Именно из-за его отсутствия в прошлом году строительство дороги было приостановлено. В 2012-м областной бюджет выделил необходимую сумму, и работы на левом берегу продолжились.

Энциклопедия левобережного будущего
При нажатии откроется полная версия графики:

Почему возражают экологи

Их опасения вызывает тот факт, что на этой территории расположены подземные скважины водозабора, снабжающие город питьевой водой.

— Освоение левого берега неизбежно. Но делать это нужно разумно, чтобы не лишиться источника питьевой воды, — говорит Леонид Рихванов, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры геоэкологии и геохимии ТПУ. — Эту территорию нужно развивать как зону отдыха. Малоэтажное строительство — коттеджные поселки, дачи — все это вполне допустимо. Только необходимо «консервировать» участки, на которых будет запрещено любое строительство. Большую опасность несет строительство дороги: разливы топлива, выхлопные газы вместе с осадками могут проникать в почву и рано или поздно могут достигнуть водоносного горизонта.

Именно поэтому при разработке проекта развития левого берега в семидесятых годах здесь было запрещено строительство Томского нефтехимического комбината, который перенесли в район Кузовлевского тракта. И именно поэтому лишь часть левого берега, удаленная от водозабора, сможет стать будущим городским пространством.

У водозабора существует охранная зона, состоящая из трех поясов. Первый пояс — это радиус в пятьдесят метров вокруг каждой скважины, второй — триста метров от линии первого пояса, и третий — объединяющий охранные зоны всех скважин. Вблизи артезианских источников не должно быть никаких промышленных предприятий и многоэтажной жилой застройки.

Девяносто процентов скважин находятся на территории Томского района и лишь семь штук — в административных границах города. Проект освоения левого берега затрагивает лишь городскую территорию. При этом участки, на которых предполагается строительство, удалены от охранной зоны артезианских скважин.

Что будет на левом берегу?

От исторического центра новую территорию отделяет лишь мост. Здесь могли бы появиться новые многоэтажные районы со школами, поликлиниками и магазинами. Или, напротив, коттеджные поселки и таун-хаусы. Третий вариант — построить здесь новый деловой центр, перенести административные здания и офисы. Насколько интересна эта земля строительным компаниям города?

— Левый берег — самая перспективная территория для города с точки зрения доступности и экологической чистоты, — считает Алексей Сергеев, директор производственно-строительной фирмы «Континентъ». — Там, наверное, должно быть все: и жилые микрорайоны, и деловой центр, и административная зона, и парки, и малоэтажная застройка, и общественные учреждения. Но разработать схему территориального зонирования нужно было еще до строительства дороги. Иначе может оказаться так, что земля вдоль дороги будет выкуплена, а схема зонирования, которую мы так долго и тщательно прорабатываем, окажется бесполезной. Представляете, что будет, если коттеджи, которые появятся там за это время, придется сносить?

— Мы пока не рассматриваем для себя левый берег как перспективную территорию, — говорит Максим Звонарев, заместитель генерального директора ОАО «Газхимстройинвест». — Осваивать новые земли нужно комплексно. Необходимо наличие точек подключения к энергоносителям, дорог, объектов социальной сферы. Сегодняшнего покупателя не привлекают поселки в чистом поле. И пока не ясно, за чей счет, кем и когда будут решаться инфраструктурные проблемы левобережья, у инвесторов не будет уверенности в возврате вложенных в строительство жилья средств. В пригородах Томска уже достаточно неудачных примеров по строительству коттеджных поселков.

В существующем проекте зонирования левого берега исключено строительство любого промышленного производства и плотная многоэтажная застройка. В целом эту территорию собираются оставить максимально не тронутой — объем свободных земель будет составлять примерно шестьдесят процентов. Под застройку будет выделено лишь несколько зон. Для каждой из них определены свои нормативы, например, ограничена высотность зданий или их назначение.

Пока проект планировки не является официальным документом, а носит лишь рекомендательный характер. Неизвестно, кто будет выкупать земельные участки и застраивать новую территорию. Нет и инженерной инфраструктуры: не проведено электричество, нет газоснабжения, водопровода и канализации. Поэтому потенциальные застройщики пока смотрят на левый берег скептически.

Есть дорога — будет город

Разработчики проекта считают, что как раз левобережная дорога должна стать стимулом к комплексному освоению новой территории. Вокруг нее будет развиваться застройка, она же свяжет уже существующие населенные пункты — Тимирязево, Дзержинку — с улично-дорожной сетью города. В будущем по ней планируют запустить и городской общественный транспорт.

Так что левый берег станет столь же доступным для жителей города, как и его существующие районы. А поскольку в центре города уже невозможно найти территории для строительства крупных общественных объектов, возможно, что матчи «Томи» когда-нибудь будут проходить не на стадионе «Труд», а на левом берегу.


Опубликовано в 79 номере от 17 мая 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010