Возможно, скоро мы будем оплачивать проезд в автобусе по пластиковой карте. Сейчас систему безналичного расчета готовятся опробовать в Северске. Если она себя оправдает, ее введут на территории всей Томской области. // Анна Котова.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ? В автобусах, троллейбусах и трамваях будут установлены считывающие устройства наподобие тех, что используются в магазинах при расчете банковской картой. В качестве подтверждения оплаты пассажир получит чек.
Транспортная карта тоже будет пластиковой. Пополнить количество поездок на ней можно будет в терминале — как счет мобильного телефона. Причем чем больше поездок вы покупаете, тем дешевле вам будет обходиться проезд, — как в метро.
Приобрести ее можно будет, например, в киосках «Роспечати», в почтовых отделениях, в управлении соцзащиты, в профкомах вузов.
ЧЕМ ЭТО УДОБНО? Безналичный расчет проще: не нужно будет ждать сдачу или передавать деньги через весь салон автобуса. Пассажир проводит картой по считывающему устройству, получает чек и выходит на нужной остановке. Во-вторых, можно точно подсчитать всех, кто пользуется единым социальным проездным билетом. Это позволит компенсировать перевозчикам стоимость провоза конкретного количества льготников.
— Мы сможем объективно изучить пассажиропоток, — объясняет Сергей Световец, председатель комитета по транспорту департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области. — Система будет фиксировать, сколько человек вышло на той или иной остановке, в какое время. Таким образом мы выявим пиковые часы на каждом маршруте, сможем закрывать нерентабельные и открывать новые направления.
УЖЕ ВНЕДРИЛИ эту систему в Новосибирске, Кемерове, Омске, Красноярске, Санкт-Петербурге и других городах.
В Петербурге, например, она действует только в муниципальном транспорте: автобусах, троллейбусах и трамваях.
— Это удобно, особенно если считывающие устройства закреплены на поручнях — пассажиру не нужно дожидаться, пока к нему подойдет кондуктор, — рассказывает Евгения Карташова, жительница Санкт-Петербурга.
КОГДА ПОЕДЕМ ПО КАРТЕ? Первыми поучаствуют в эксперименте межмуниципальные маршруты № № 401, 405, 442.
— Мы уже провели переговоры с коммерческим перевозчиками, многие заинтересованы, — рассказывает Владимир Родыгин, заместитель начальника управления ЖКХ, транспорта и связи администрации ЗАТО Северск. — В ближайшее время объявим конкурс на разработку программного продукта. Затем начнем поиск оператора, который будет обслуживать работу системы.
В областной администрации надеются, что систему удастся запустить уже в этом году.
Можно ли будет платить картой в томских маршрутках, пока неизвестно. В отличие от муниципального транспорта, коммерческих перевозчиков нельзя обязать перейти на безналичный расчет.
— Насколько я понимаю, все средства, вырученные за проезд, будут переводить перевозчику в конце месяца, — говорит Юрий Бабинович, бригадир маршрута № 19. — Меня это абсолютно не устраивает: заправлять автобусы и платить водителю и кондуктору я должен каждый день, причем «живыми» деньгами.
ДЕТАЛИ
Карта будет универсальной
Транспортная карта — только часть общероссийского проекта по введению универсальной электронной карты. Она заменит множество «бумажных» документов и будет действовать на всей территории страны.
С ее помощью мы сможем, например, попасть на прием к врачу: на ней будут храниться данные нашего полиса, информация из медицинской карты. Сможем оплачивать коммунальные услуги: на карту будут «записаны» наши паспортные данные и перечень льгот. Для студентов она заменит читательский и студенческий билеты, а также пропуск в общежитие. С помощью нее же можно будет рассчитываться в транспорте.
Ввести эту систему в действие планируется с 2014 года.