Городская газета

По ту сторону реки Где будет построен четвертый мост через Томь?

Просмотры: 4 585

Три столетия своей истории город строился на правом берегу Томи, перебрасывая мосты — сначала деревянные, а затем каменные через Ушайку. Впервые город шагнул на левый берег сорок лет назад, построив капитальный мост. Сколько мостов необходимо Томску сегодня и почему? // Анна Котова.

История Томска неразрывно связана с мостами: именно они определили планировку города и его архитектурный облик. В Томске есть мост-неудачник, который полвека ищет себе место, мост-музей, мост-площадь, мост-старообрядец… А сегодня мосты способны вывести город из транспортного тупика.

Несмотря на то что город получил свое название благодаря реке Томь, жизнь в городе определял ее правый приток — Ушайка. Она делит Томск практически пополам. Сегодня по ней проходит граница между районами города — Советским по левому берегу Ушайки и Октябрьским и Ленинским по правому. Поэтому город не мог развиваться, если бы не строил мосты.

Сегодня в Томске около тридцати мостов — два через Томь, шестнадцать через Ушайку, еще три моста через речку Малая Киргизка, два моста через озеро Керепеть, мосты через речку Басандайка в Аникино, через речку Кисловка (по дороге в Тимирязево и Дзержинское).

А в Университетской роще сохранился каменный мостик через уже исчезнувшую речку Медичку.

Город «рисовали» по мостам

Многие мосты через Ушайку сегодня воспринимаются нами как часть обычной дороги. Например, мост в районе кондитерской фабрики «Красная звезда». Первый мост здесь построили старообрядцы, чтобы соединить два городских района — Петровку (район нынешней улицы Яковлева) и Солдатскую слободу (район улицы Красноармейской).
Только на отрезке от площади Ленина до Комсомольского проспекта сегодня существует пять мостов.

А в восемнадцатом-девятнадцатом веках их было еще больше. И если бы не было моста в районе кондитерской фабрики, жителям Телецентра сегодня было бы весьма проблематично добираться до площади Южной.

— Можно сказать, что именно мосты задали Томску его нынешнюю планировку, — рассказывает краевед Геннадий Скворцов. — Многие магистральные улицы построены именно в тех направлениях, где некогда располагались деревянные пешеходные мостики.

Когда город «дотянулся» до противоположного берега?

До сороковых годов Томск был фактически отрезан от левого берега. В то время там уже существовал поселок Тимирязево — «излюбленное место отдыха томичей», как писали в томских хрониках тех лет. Но добраться туда из города можно было только с помощью паромной или ледовой переправы. В начале сороковых здесь построили понтонный мост (на плавучих опорах), который просуществовал следующие тридцать лет.

В 1968 году в генеральный план города включили строительство капитального моста на этом месте и второго — в районе улицы Бердской.

В это время Томск активно застраивается и получает звание центра нефтегазовой отрасли. Поэтому сообщение с соседними регионами было просто необходимо. В начале семидесятых Союз архитекторов СССР и Госстрой РСФСР даже объявили всесоюзный конкурс на разработку проекта развития Томска. Нужно было осваивать новые территории под жилое и промышленное строительство. Самое интересное, что во всех представленных проектах говорилось об освоении левого берега. Уже тогда проектировщики понимали, что бесконечно развиваться на восток Томск не сможет.
Проект первого коммунального моста разрабатывал московский институт «Гипротрансмост». Это был один из ведущих институтов в Союзе, который специализировался на строительстве мостов. Уже существовавший тогда собственный проектно-изыскательский институт — «Томгипротранс» — занимался проектированием только железных и автомобильных дорог. Мост построили в 1973 году в районе улицы Нахимова.

Как третий мост не мог найти свое место

В течение двадцати пяти лет коммунальный мост в районе Лагерного сада был единственным способом сообщения с западными районами области и трассой на Байкал. В начале девяностых возникла необходимость строительства Северной широтной магистрали. Она должна была связать западную и восточную Россию через Томскую область и таким образом вывести наш регион из пресловутого транспортного тупика.
Одной из составляющих этой магистрали стал еще один мост недалеко от Северска — сегодня его называют «новым». Его построили в 1999 году.

В генеральном плане 2007 года мост, который предполагался в районе Бердской, но так и не был возведен (теперь он стал уже не вторым, а третьим), перенесли в сторону улицы Дербышевского. Но плотная многоэтажная жилая застройка на этом месте не позволила вписать подъездные пути к будущему мосту. Согласно последней редакции генплана, третий мост будет построен в районе переезда на Смирнова (на него будет выходить улица Краснодонская). Невезучий мост, проект которого неоднократно откладывали, наконец, обрел очередную прописку.

Сколько мостов нужно Томску?

В ближайшем будущем мостов через Томь станет не два, а четыре. Помимо моста в районе переезда на Смирнова, еще один планируется в районе деревни Черная Речка.
— Два коммунальных моста для такого города, как Томск, — это мало, — говорит Владимир Коренев, начальник городского департамента архитектуры и градостроительства. — Городу необходимо осваивать новую территорию на левом берегу.
А для того чтобы она была комфортной, должна быть организована ее транспортная доступность. Кроме того, в будущем левобережная дорога, городские магистрали и мосты через Томь будут соединены в большое и малое транспортные кольца. Это позволит связать районы города и распределить транспортные потоки, чтобы избавиться от пробок.

Когда Каменный мост стал каменным

Самому известному томскому мосту через Ушайку, который соединяет переулок Пионерский и улицу Обруб, без малого двести лет. Но тот облик, к которому мы привыкли, и нынешнее название — Каменный — он носит лишь последние девяносто семь лет.

В начале XIX века будущий декабрист Гавриил Батеньков был назначен на должность инженера и приступил к благоустройству Томска. Одним из его проектов стал мост через Ушайку. Вначале он был деревянным. Его строили почти год, в основном, — силами осужденных. На границах моста тогда установили обелиски, увенчанные гербами Российской империи. Среди горожан мост получил название Думский, потому что в здании нынешнего оте­ля «Магистрат» располагалась городская дума.
К концу века мост стал приходить в негодность. Городская дума долго откладывала выделение средств на строительство нового каменного моста, пока к 1911 году деревянное творение Батенькова не пришло в полный упадок: проезжая часть стала проваливаться, а опоры — разрушаться.

Проект нового капитального моста разработал архитектор и преподаватель Томского технологического института (ныне — ТПУ) Константин Лыгин. К этому моменту по его проектам уже были построены Дворец бракосочетаний, Дом офицеров и Губернская аптека. Лыгин окончил Академию художеств в Петербурге. Как рассказывают историки, одним из его любимых мест в северной столице была Стрелка Васильевского острова, на которой возвышаются ростральные колонны. Возможно, именно они вдохновили архитектора на оформление колонн Каменного моста в Томске.

Опубликовано в 81 номере от 14 ИЮНЯ 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010