Что делать, если управляющая компания не выполняет свою работу? Отказывается слышать собственников жилья? Помочь жителям может специальный орган власти – жилищная инспекция. В этом году ее полномочия существенно расширились. Помогло ли это активным жителям? // Алексей Филимонов.
Четыре месяца назад я вместе с участниками нашего конкурса «Стать управдомом за 180 дней» решил создать домовой комитет. С чего начинает любой инициативный собственник? Естественно, с изучения документов и состояния дома. И тут же упирается в нежелание управляющей компании раскрывать эту информацию — она не отвечает на запросы, не предоставляет отчеты, подделывает решения общих собраний, добавляя в них подписи жителей, которые вообще не присутствовали на них.
Уполномочен помогать
За нарушения жилищного законодательства отвечает Государственная жилищная инспекция Томской области. В конце прошлого года в Жилищный кодекс РФ внесли изменения. Жилищная инспекция превратилась в целый департамент государственного жилищного надзора. Его глава Анатолий Бочаров рассказал, что круг их полномочий кратно расширен, а количество инспекторов выросло с семи до девятнадцати.
«Да это же просто праздник какой-то», — я даже потер руки в предвкушении того, что новый областной департамент совершит маленький переворот в ЖКХ. Департаменту законодательно дали надзорные функции, у него появилась возможность привлекать к ответственности управляющие компании, например, за непредоставление собственникам отчетов и документации по дому.
Ждем перемен
Многие наши читатели, рассказывая свои истории о взаимоотношениях с управляющей компанией, сетовали, что у жилищной инспекции «нет полномочий». Такой ответ они получали после своих обращений.
Теперь закон изменил ситуацию. Воодушевленный, я написал обращение в новый департамент, что моя УК нарушает правила содержания общего имущества, не предоставляет сметы на отдельные работы и услуги, завышает расценки и приписывает несогласованные с собственниками работы в годовой отчет, не пускает на осмотр подвальных и чердачных помещений. И — затаил дыхание на тридцать дней, необходимых по закону для получения ответа. Я ждал неминуемой победы после стольких лет бесполезных обращений.
Но новый департамент с увеличенным штатом ответил по-старому: у него нет полномочий. И посоветовал мне создать совет дома и доказывать свою правоту в других инстанциях. Аналогичные ответы получили и другие участники нашего конкурса.
Что может новый департамент?
— Наличие или отсутствие совета дома никак не влияет на порядок рассмотрения жалобы жилищной инспекцией вашего региона, — говорит Андрей Чибис, ведущий российский эксперт по ЖКХ, директор НП «ЖКХ Развитие», которому я показал ответы нового областного департамента на свои запросы. — Сотрудники департамента нарушили требования жилищного законодательства, не отреагировав на ваше заявление по незаконно установленному рекламному щиту в лифте и по отказу в организации осмотра помещений общего пользования. Инспекторы были обязаны организовать проверку и, в случае найденных нарушений, обязать управляющую компанию устранить их. Это касается и жалобы на неполное предоставление информации по дому, и просьбы проверить достоверность смет УК — департамент вправе применять в этих случаях свои полномочия и привлекать компанию к ответственности, если информация действительно недостоверна.
Не может или не хочет?
Так что же на самом деле должен и может делать новый департамент жилищного надзора областной администрации? С момента его преобразования прошло только четыре месяца, и выводы, вероятно, делать пока рано. Но очень не хочется, чтобы девятнадцать новых инспекторов превратились в секретарей, набирающих в ответ на наши жалобы стандартное «нет полномочий». А стали настоящими представителями органа надзора, при одном упоминании которого управляющие компании вспоминали бы Жилищный кодекс и свои обязанности по предоставлению собственникам информации. Остальное мы сделаем сами, создав домовые комитеты и контролируя работу УК.
ПРАКТИКА
В каких случаях нужно обращаться в жилищную инспекцию?
- УК несвоевременно выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества. Например, жители утвердили в плане работ на год ремонт кровли, замену труб в подвалах, еженедельную уборку придомовой территории, а компания не выполняет эти работы.
- УК нарушает правила и нормы эксплуатации дома: протекает кровля, затоплен подвал, отсутствует освещение лестничных площадок, подъезды не убираются.
- УК не проводит подготовку дома к сезонной эксплуатации. Например, весной не счищает снег с крыши, летом не проводит текущий ремонт системы отопления и тем самым задерживает срок подачи горячей воды.
- УК незаконно берет на себя управление многоквартирным домом. Например, подделывает подписи собственников квартир на решении общего собрания по выбору управляющей компании. Инспекция осуществляет надзор за соблюдением порядка и правил проведения конкурса по выбору УК.
- УК не соблюдает стандарт раскрытия информации. Например, не предоставляет отчет о работе за год, отчет о расходовании средств, акты выполненных работ, сметы, не допускает собственников к осмотру дома.
- УК не соблюдает условия договора с собственниками или отказывается от его заключения. Например, в договоре может быть предусмотрен конкретный срок действия — один год, после чего жители вправе выбрать иную обслуживающую организацию, но УК препятствует этому.
- УК не следит за сохранностью дома и не соблюдает правила содержания общедомового имущества. Например, без согласия собственников квартир допускает в дом интернет-провайдеров или компании, размещающие рекламу в лифтах, подъездах, на стенах дома.
- Расчеты управляющей компании вызывают сомнения в своей достоверности. Например, вы обнаружили, что компания включила в отчет за год работы, которые не были выполнены или не были согласованы собственниками. Или выявили недостоверность представленных компанией смет.