Городская газета

На чем мы разбогатели На чем можно сделать бизнес в Сибири, если у вас нет нефтяной скважины, газопровода и угольного карьера?

Просмотры: 2 117

Оказывается, что на авиаперевозках, производстве мороженого и торговле лекарствами можно заработать даже больше, чем на нефти и газе. «Городская газета» составила рейтинг крупнейших предприятий СФО, не связанных с топливно-энергетическим комплексом. // Андрей Белоус.

Вафли и другие вредные сладости

В первой десятке крупнейших компаний Томской области, лидирующих по размерам выручки от продаж, есть предприятия, не связанные с топливно-энергетическим комплексом. Например, один из крупнейших в России производителей снэков, кондитерский дом «Восток» (КДВ).

Все то вредное, что так любят дети, включая чипсы и «кириешки», выпускает эта непубличная и закрытая компания. Большинство из вас о ней вряд ли даже слышали. Поэтому на фасаде Томска ее нет, а активы «Востока» разбросаны по всей стране. КДВ в последние годы активно покупает и строит новые заводы в разных частях России, и томской группа считается лишь потому, что бизнес «Востока» начал расти отсюда и здесь зарегистрирована одна из компаний группы.

В Кемерово делают дорогую водку

В первой двадцатке крупнейших компаний Кузбасса нет ни одной, не связанной с добычей угля или металлургией. Среди тех предприятий, которые попали в наш рейтинг, — например, знаменитый Мариинский ликероводочный завод, входящий в столичную группу компаний «Синергия».

Мариинский ликероводочный завод — флаг Кузбасса. Там выпускают знаменитую водку премиум-класса Beluga, которую, кстати, придумал томич, а потом продали «Синергии». Водка дорогая, поэтому бизнес растет очень быстро. В 2009 году объем реализации продукции компании составил более четырех миллиардов рублей. Всего за год этот показатель Мариинского ликероводочного завода вырос почти на треть — до пяти с половиной миллиардов в 2010 году.

«Похрустим»

В отличие от остальных сибирских регионов, в новосибирском списке лидеров — не нефтяные или газовые гиганты, а торговые компании. Вообще, в первой двадцатке Новосибирской области почти нет промышленных и всего несколько производственных предприятий.

Крупнейшая компания Новосибирска — оптовый трейдер «Катрен», который продает медикаменты. Объем реализации продукции «Катрена» превышает шестьдесят миллиардов рублей в год. Это примерно как наша «Томскнефть», только они торгуют не нефтью, а таблетками, в том числе, кстати, и в Томске. Мы вообще формируем часть выручки многих торговых компаний Новосибирска. И не только торговых. ТГК-11 продает нам тепло и подогретую воду, «Холидей» — продукты, а авиакомпания «Сибирь» возит нас в Москву.

S7 Airlines — одна из крупнейших авиакомпаний страны. И третья в списке крупнейших предприятий Новосибирской области. В 2010 году объем реализации S7 Airlines составил почти сорок миллиардов рублей. Это в два раза больше, чем реализовал наш огромный холдинг «Газпром Трансгаз Томск» в том же году.
Впрочем, входящую в двадцатку крупнейших предприятий Новосибирска компанию «Сибирский берег», выпускающую «Кириешки», «Компашки» и «Beerka», два года назад купили аффилированные с томской «КДВ групп» структуры. Так что «Кириешки» теперь томские.

Натуральный Алтай

Крупнейшей компанией Алтая оказалась кемеровская «Кузбассэнерго», у которой в Алтайском крае несколько тепловых станций. Следом идет хорошо известная сеть магазинов «Мария-РА». По объемам реализации она обогнала даже новосибирский «Холидей» и входит в пятерку крупнейших торговых компаний Сибирского федерального округа.

На пятом месте в нашем рейтинге «Без нефти» — известная своей назойливой рекламой после прогноза погоды на федеральных телеканалах фармацевтическая компания «Эвалар». Ее объем реализации в 2010 году превысил 4,5 миллиардов рублей. Обладатель звания «Марка №1 в России» занимается производством натуральных препаратов, сырье для которых выращивает сам. Известно, что «Эвалар» первой в России реализовала мировой опыт создания производства полного цикла в рамках одной компании: от выращивания лекарственных трав и их переработки в экстракты до упаковки готовой продукции.

Детское счастье в промышленных масштабах

Бронзу нашего рейтинга получает омская компания «Инмарко» — крупнейший в России производитель мороженого по объемам производства и продажам. В этом легко убедиться у любого киоска с мороженым даже в Томске. В 1997 году «Инмарко» первой из российских производителей выпустила эскимо с начинкой из фруктового джема (торговая марка «Джемка»), которое стало сенсацией летнего сезона. Четыре года назад «Инмарко» вошла в состав британо-нидерландского гиганта Unilever — одного из крупнейших производителей продуктов питания в мире.

Объем реализации продукции «Инмарко» в 2010 году превысил восемь миллиардов рублей. Это больше, чем у Новосибирскнефтегаза и Таймырской топливной компании. Выходит, на мороженом можно заработать даже больше, чем на нефти и газе.

«Занусси» делали в Сибири

В Красноярске находится самая крупная компания Сибири — «Норильский никель» (объем реализации — 318 миллиардов рублей). В десятке крупнейших предприятий Красноярска — вся таблица Менделеева: золотодобывающие компании, алюминиевые и металлургические заводы, глиноземные, обогатительные и нефтеперерабатывающие комбинаты. Это притом, что они еще до своей нефти как следует не добрались. Очень дорого пока. Делают вид, что ищут.

Торговые и строительные компании Красноярска начинаются к концу второй десятки списка. На пример, завод холодильников «Бирюса». Именно такой холодильник стоял на кухне каждой второй советской семьи. Это очень странно, но в 2010 году завод получил премию «Лучший российский экспортер». Оказывается, холодильники «Бирюса» пользуются спросом за рубежом. Более того, завод еще около 50 лет назад продавал свои холодильники ведущим европейским странам. Правда, экспорт шел не под известным нам брендом «Бирюса», а под брендом «Snowcap» (снежная вершина). «Бирюса» из Восточной Сибири также продавалась в Европе под марками «Занусси», «Томсон», «Электролюкс». Сейчас все наоборот. эксперты

ЭКСПЕРТЫ

Какой бизнес будет развиваться в Сибири?

Владимир Пантелеев,
экс-редактор газеты «Экономика и жизнь Сибири», генеральный директор ООО «Медиапроект», Красноярск:

— В экономике сибирских городов, безусловно, будет расти та часть бизнеса, которая не связана с сырьевыми ресурсами. Стремительно идут в гору компании, связанные со сферой электронных коммуникаций.

Думаю, нужно ожидать роста в перерабатывающей и пищевой промышленности: сельское хозяйство становится более рентабельным. Например, в Красноярском крае его рентабельность в 2010 году составляла 15 процентов, а в 2011-м — уже 18,5 процентов.
Но основным источником сибирской экономики все равно останутся отрасли, связанные с добычей и переработкой сырья. Особенно те, которые практически полностью подконтрольны государству, — нефть и газ.

Что касается предположений о существовании какого-то сибирского бизнеса, считаю, что это домыслы. Специфически сибирского бизнеса не существует.

Анатолий Лейрих,
член генерального совета «Деловой России», президент группы «Химэкс»:

— Сибирь по своему географическому положению является важнейшим транспортным коридором. Предоставление качественных логистических услуг — перспективное направление и для частного бизнеса, и для государства в целом. Обширные территории Сибири до сегодняшнего дня — это «терра инкогнита» мировой индустрии туризма.

Туристическое освоение этих земель — интересная и увлекательная задача для частного бизнеса любого масштаба.


Опубликовано в 82 номере от 29 июня 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010