Городская газета

О какой школе вы мечтали? «Городская газета» составляет собственный путеводитель по необычным школам Томска

Просмотры: 2 958

Критерии оценки школьного образования у каждого свои. Но в Томске есть школы, которые обсуждают за пределами закрепленных за ними микрорайонов, в которых к учебному процессу подходят нестандартно. «Городская газета» выделила девять таких школ. // Анна Котова.


ШКОЛА, В КОТОРОЙ…


…подходят к учебе с немецкой точностью
Гимназия № 6

Больше полувека гимназия специализируется на раннем углубленном изучении немецкого языка. С пятого класса к нему добавляется английский, и языкам уделяется восемь часов в неделю.

Гимназия разрабатывает учебные программы, проводит конкурсы и стажировки для учителей и для детей совместно с министерством иностранных дел Германии и Институтом Гете. Например, во время языковой практики ученики несколько месяцев живут в немецкой семье. А среди преподавателей школы — один из лучших учителей немецкого языка в России, финалист конкурса Института Гете.

Сюда идут не только за знанием немецкого языка, но и за качественным общим образованием: гимназия единственная в городе обучает только по одной программе — «Школа-2100».

— Программа ориентирована на интеграцию предметов, — объясняет директор гимназии Елена Сорокина. — Например, на уроках русского языка в качестве заданий используются тексты по географии или истории.


…учат будущих архитекторов и художников
Школа № 16

В каждой параллели, начиная с первого года обучения, есть архитектурно-художественный класс. Кроме обычных предметов здесь изучают живопись, композицию, историю искусств, архитектуру, лепку. Летом, начиная с пятого класса, дети проходят практику — выезжают на пленэры. После окончания школы выпускникам выдается не только аттестат, но еще и свидетельство об окончании художественной школы. Школа тесно сотрудничает с преподавателями ТГАСУ и специалистами Художественного музея.

Помимо «арт-специализации» в школе есть и еще одно необычное направление — славянское. Это единственная школа в Томске и в Сибири, где ребята изучают украинский язык. Желающие могут выбрать и другой язык — польский. Для них польская диаспора Томска приглашает преподавателя — носителя языка. У ребят есть возможность поехать в Польшу в летний языковой лагерь.


…выпускники получают сертификат переводчика
Гимназия № 24

Одна из старейших томских школ была открыта в 1915 году и изначально специализировалась на углубленном изучении английского языка. Традиции преподавания складывались годами, так что иностранные языки и по сей день являются визитной карточкой учреждения.

Сейчас здесь два обязательных языка — английский (начиная с курсов предшкольной подготовки) и немецкий или французский на выбор (с пятого по одиннадцатый класс). В будущем в школе появится еще и китайский или японский язык.

Здесь используется методика «погружения в языковую среду»: учителя разговаривают с учениками преимущественно на английском, даже вне урока. С восьмого класса ребятам читают курс географии Томской области и мировой художественной культуры на английском языке. Ученики могут на год отправиться в США или Великобританию, а оттуда в Томск приезжают студенты-практиканты.

Количество часов, отведенных на иностранные языки, к пятому классу уже равно пяти (а не двум-трем, как в школах без лингвистического профиля), к одиннадцатому повышается до двенадцати. Но зато вместе с аттестатом выпускники получают сертификат специалиста по техническому переводу: уже после школы ребенок может работать переводчиком.

Сегодня мама привела будущего первоклассника Егора на снятие мерок – ученикам будут шить школьную форму. В сентябре Егор пойдет в первый класс школы № 3. По словам родителей, на выбор школы в первую очередь повлияла ее близость к дому. / Фото Алены Кардаш.


…введено инклюзивное образование
Школа № 54

Первая школа, которая в 2009 году приняла участие в эксперименте по инклюзивному образованию — когда особенные дети (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, замедленным психическим развитием и прочими отклонениями) учатся наравне с обычными ребятишками. Они принимают участие во всех школьных, городских, всероссийских конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места и даже участвуют в спортивных соревнованиях.

— За три года работы у здоровых детей как-то само собой сложилось толерантное отношение к инвалидам, — рассказывает Ирина Койра, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. — Все ученики общаются на равных. Если кому-то, кто передвигается при помощи коляски или ходунков, нужна помощь, никто из ребят не пройдет мимо.

В школе оборудован пандус, есть игровые комнаты с сухим бассейном, отдельные туалеты, в будущем в здании появится лифт. У каждого ребенка-инвалида здесь есть сопровождающий.

Нередко ими вызываются побыть старшеклас­сники.


…есть детский сад
Прогимназия «Кристина»

Это школа-сад, где дети обучаются с трех до десяти лет, а после четвертого класса переходят преимущественно в гимназию № 6 и Академический лицей — с ними у «Кристины» заключены договоры о сотрудничестве. Прогимназию открыли в 1992 году по инициативе немецкой культурной автономии Томска, но здесь может учиться абсолютно любой ребенок, даже не имеющий немецких корней (таких в прогимназии около половины).

«Кристина» работает как школа полного дня — с 8.30 до 18.30. В первой половине дня — уроки, во второй — выполнение домашнего задания и внеучебная деятельность: прогулки, экскурсии, кружки. Летом открывается пришкольный лагерь, в расписании которого занятия по немецкому, игры и инсценировки на этом языке.


…дети обучаются платно
Гимназия «Томь»

Частная школа с платным обучением (11 тысяч в месяц), где учится всего 154 человека. В каждой параллели — по одному классу, а в классе — не больше восемнадцати детей. Здесь убеждены, что чем меньше учебное заведение, тем больше в нем порядка и тем больше внимания уделяется каждому ученику. И не только ему, но и родителям. Директор гимназии не приемлет электронные дневники и рассылку оценок с помощью смс — нужны живое общение и обратная связь.

Для учеников начальных классов день построен особым образом: после первых трех уроков, пообедав, они отправляются на сорокапятиминутную прогулку на свежем воздухе и с новыми силами возвращаются на уроки. С пятого класса здесь учатся по шесть дней в неделю. В школе есть студия бального танца, музыкальные занятия, изостудия, рукоделие и секция карате. Среди «особых» предметов в программе есть, например, экономика и «медиапространство». А некоторые дисциплины, например, литература и география, преподаются совместно.


…самому можно выбрать образовательную программу
Школа «Эврика-развитие»

Двадцать два года назад группа молодых учителей задумалась о создании принципиально новой школы — не столь «официальной» и «отчужденной». Первоначально решили работать по системе Эльконина — Давыдова. Сын Даниила Эльконина, также профессор педагогики, по сей день оказывает школе консультативную поддержку. Это было совсем не похоже на традиционную программу тех лет. Ребенку не дают готовых знаний, перед ним ставят задачи и вопросы, которые он должен сам решить вместе с учителем.

Через год пришли к выводу, что одна система не может быть универсальной для всех детей, и поэтому нужно вводить другие. Добавилась «Свободная педагогика» Л.Н. Толстого: дети должны двигаться, перемещаться во время урока. Методика М. Монтессори, в которой все основано на моделировании, моторике. Педагогическая система «Вальдорф» — немецкая программа с ориентацией на эстетику и телесность (сочетание движения, слова и музыки).

— У каждого ребенка со временем должна появиться собственная траектория развития, — объясняет директор школы Людмила Долгова. — Мы не занимаемся ранней профилизацией, когда уже в пятом классе начинают выделять математиков или художников. Мы выявляем интересы ребенка, создаем условия, чтобы они проявились.


Самая «русская» школа
Гимназия № 55

В гимназии № 55 стараются сделать школьное пространство психологически комфортным для детей. Например, в классах стараются избегать мебели с острыми углами. А в прошлом году в школе открыли кабинет для релаксации: сюда можно прий­ти посидеть в креслах под расслабляющую музыку. / Фото Марии Аникиной.

Раньше она называлась «Русский лицей». В 2008 году гимназия первой в Томске заявила о том, что каждому ребенку необходимо учиться по индивидуальной программе. То есть получать общеобразовательный стандарт, но при этом выбирать свою индивидуальную траекторию: составлять список необходимых предметов, определять количество учебных часов. Это развивает в ребенке ответственность за свое будущее, учит ставить цель и планировать движение к ней.

А еще все предметы здесь изучаются в связке с российской историей.

— Это классическое гуманитарное образование, которое подразумевает углубленное изучение всех предметов, но в особенности — истории России и русской культуры, обществознания и иностранных языков, — объясняет директор Галина Шевченко.

Особое внимание здесь уделяют тому, чтобы школьное пространство было психологически комфортным для ребенка. Здесь открыли кабинет релаксации: постелили ковер, поставили кресла и установили расслабляющую подсветку. Здесь всерьез избавляются от острых углов: психологи считают, что угловатая «офисная» мебель негативно действует на психику ребенка и даже вызывает агрессию.


…учителями могут стать даже родители
Школа № 49, или «Школа совместной деятельности».

Один из главных принципов в этой школе — родители не только контролируют то, как дети готовят домашние задания и какие отметки получают, они участвуют в обучении. Например, родители курируют исследовательские проекты в той отрасли, в которой работают. Причем, проекты не только своих детей, но и любого другого ученика школы.

Они могут консультировать, помогать с материалами и выступать экспертами на презентации этих проектов. А оценки ученику могут выставлять его же одноклассники, обязательно аргументируя их.

— «Совместная деятельность» означает, что в процессе обучения непременно должны участвовать три стороны: не только учитель и ученик, но и обязательно — родители, — объясняет директор Ольга Назарова. — Без их участия и влияния на результат ничего не получится.

ОПРОС

Как вы выбирали школу?

Марина Голенкова,
сын Сережа:

— Важно, чтобы был хороший учитель — профессионал, который любит и уважает детей. Когда между педагогом и учеником будет взаимопонимание, тогда будет и результат. Мы ходили на подготовительные курсы в школу у дома, познакомились с учителями и поняли, что другой школы нам не нужно.


Ольга Терещенко,
сын Егор:

— Пока ребенок ходил на подготовительные курсы, мы познакомились с учебной программой и пришли к выводу, что она нам подходит. Наша школа сотрудничает с детским клубом «Наша гавань», куда дети переходят на время «продленки». Это хорошо. И смена обстановки, и ребенок занят каким-то интересным и полезным делом вторую половину дня.


Василиса Титова,
сын Ярослав:

— Для меня в первую очередь важна атмосфера в школе. Наша школа № 51 очень маленькая, уютная, в классе мало детей. Еще нам повезло, что здесь множество предметов эстетического цикла. Затем я обратила внимание на учителя. Важно, чтобы он был добр к детям, не отбивал желание учиться. Человеческий фактор, я считаю, является одним из ключевых, особенно в начальной школе.

Опубликовано в 83 номере от 13 июля 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010