Городская газета

Город под крышками Обычный городской люк открывает доступ к тысяче километров подземных коммуникаций

Просмотры: 2 857

Это только на первый взгляд кажется, что крышка люка – незначительная деталь городской инфраструктуры. Она может быть элементом дизайна, путеводителем для туристов, рекламным носителем. И при этом – «дверью» в мир подземных коммуникаций города. // Константин Фролов.

Крышки с юбилейной символикой появились в Томске перед четырехсотлетием города. Подарок к юбилею сделали рабочие городского чугунолитейного завода. Они сами придумали дизайн, отлили крышки для люков у себя в цехе, а один даже сами установили — на тротуаре у памятника Пушкину. Позже такие же крышки установили и в других местах города. / Фото Марии Аникиной.
Что скрывает люк?

Многочисленные крышки городских люков открывают вход в мир подземных коммуникаций города. Каждый люк — это доступ к водопроводу, кабельным (электричество, телефон, интернет) сетям или трубопроводам, а также к сточным и ливневым каналам.

Как правило, круглые крышки находятся над смотровыми колодцами с шахтами различной глубины, куда могут спускаться и работать люди. Прямоугольные решетчатые крышки прикрывают ливневую канализацию, что располагается у обочин дорог. Такие люки не предназначены для работы внутри них людей, поэтому крышки с них никогда не снимают, и они не доставляют особых хлопот ни пешеходам, ни автомобилистам.

Когда появились колодцы?

Впервые люки городской подземной канализации появились в Томске в марте 1905 года, когда московская фирма «Братья Бромлей» создала у нас водопроводную сеть. Некоторые из этих первых прорытых колодцев, кстати, сохранились и действуют до сих пор. Именно поэтому множество люков находится прямо посреди проезжей части дорог. Это бывает только там, где канализацией обзавелись раньше, чем автомобилями. Сейчас городские системы снабжения проектируют так, чтобы люки вообще не выходили на поверхность дорожной сети.

Сколько километров под землей?

Общая протяженность всех подземных коммуникаций Томска равна примерно тысяче километров. Из них лишь одна водопроводная канализация составляет 250 километров. В самых старых районах города — Советском и Кировском — протяженность всех подземных коммуникаций составляет свыше 480 километров, из них на водопроводные сети приходится 152 километра. Длина подземной теплотрассы здесь составляет 147 километров, длина хозяйственно-бытовой канализации — еще 140 километров, и ливневой канализации — 33 километра. При этом сеть ливневой канализации в Томске самая «молодая» — она начала действовать только в 1965 году.

Все дороги ведут… к люку в Риме

Иногда неопытные туристы замирают посреди чужого города и начинают глядеть в небо:
куда же идти дальше? А лучше бы посмотреть под ноги! Ведь там может находиться люк-ориентир, как в Риме. На его крышке изображены все направления движения в городе, словно на верстовом столбе.
Дальнейшее развитие идеи крышки-ориентира — это люк-справочная, на котором бегущая строка будет рассказывать прохожему, который наступит на крышечку, где находятся ближайшие станция метро, автобусная остановка, уличный телефон, отделение милиции или больница.
Кто следит за колодцами?

Люки находятся на балансе разных ведомств. Например, за водопроводные и канализационные люки отвечает «Томскводоканал» — только его сотрудники могут открывать эти крышки и работать в колодцах. За люками тепловой канализации следят «Тепловые сети», а колодцы кабельных сетей контролируют только служащие органов связи. Именно поэтому в некоторых местах города несколько люков расположены рядом друг с другом — каждый из них предназначен для обслуживания различных сетей.

Насколько глубоко?

Глубина колодца под крышкой может быть разной — в зависимости от уровня пролегания тех сетей, к которым он ведет. Самые глубокие колодцы в Томске (от двух и до семи метров) обслуживает Водоканал. Они смертельно опасны — из-за наличия большой загазованности. Спускаться в них можно только при соблюдении строжайших правил техники безопасности. Последний громкий случай гибели людей в таком люке произошел в Томске летом 2007 года, когда от скопившихся внутри колодца газов погибло трое рабочих.

Почему крышки — круглые?

Круглая форма крышки необходима для того, чтобы в любом положении она не проваливалась внутрь люка. Его диаметр чуть меньше диаметра крышки. Прямоугольная же крышка легко входит в корпус люка по диагонали.

В советское время крышки изготавливали исключительно из тяжелого чугуна — для того чтобы они не могли произвольно подпрыгнуть и открыться, когда по ним проезжает автотранспорт. К тому же чугун прочен, долговечен и устойчив к воздействию вредной среды. Ребристая поверхность крышки была специально разработана для лучшего сцепления с автомобильными шинами. При этом крышки люков были плоскими или чуть выпуклыми в середине. Легкие чугунные люки выдерживали нагрузку в полторы тонны, средние — в 12 тонн, а самые тяжелые — в 25 тонн.

В Дублине есть забавный люк, похожий на пробку в ванной. Надпись на нем призывает к экономии воды. Поднять эту крышку, чтобы символически слить воду, без посторонней помощи невозможно.
Все крышки одинаковые?

Люки различаются конструкцией, материалами, из которых они изготовлены, и типом проходящих под ними коммуникаций. Узнать тип сетей, которым принадлежит люк, можно по условным обозначениям на крышке. Буква «В» говорит о том, что под люком водопроводная канализация, «ТС» — тепловая сеть, «К» — бытовая канализация, «ГС» — газовая сеть, «ГТС» — телефонная сеть, «Д» — дождевая канализация и так далее… Маркировка может быть и в виде схематического рисунка — молния показывает электротехнический люк, телефон — телекоммуникационную сеть.

Самые легкие крышки люков весят около 40 килограммов, самые тяжелые (те, что размещаются на больших автотрассах и взлетных полосах аэродромов) — до 140—155 килограммов. Диаметр люка может варьироваться от 77 до 87 или 97 сантиметров.

Будут ли у нас новые люки?

В 90-х годах чугунные люки стали объектом массового воровства. К тому же умельцы научились воровать кабель в колодцах кабельной канализации. Поэтому сейчас стали выпускать чугунные люки с запирающим устройством, а в колодцах с кабелями устанавливают сразу две крышки — защитную и запорную. Другой недостаток чугунных люков — при их открытии ломом или другим инструментом может возникнуть искра. В колодцах с большой загазованностью такая случайность может стать причиной взрыва скопившихся газов.

Сейчас производят полимерно-композитные, резиновые или пластиковые люки. Они стоят недорого, отличаются долговечностью, и их нельзя сдать как металлолом. Единственный недостаток — они не выдерживают большие нагрузки, поэтому для автодорог они непригодны. Такие крышки используют лишь на тротуарах, пешеходных дорожках и в зонах отдыха — парках, детских площадках.

«Томскводоканал» планирует постепенно заменять люки на тротуарах и газонах на современные пластиковые — они намного дешевле чугунных, долговечны, не дают искры при открывании и предназначены специально для водопроводных и канализационных сетей, тепло— и газоснабжения. Несколько таких пробных люков уже установлено.

Как люки превращаются в элемент городского дизайна

Крышки канализационных люков в других странах по форме и материалам нечасто отличаются от наших, российских. В Америке, странах Азии и городах старушки-Европы тоже используют люки круглой формы (гораздо реже — прямоугольные), изготовленные из тяжелых металлов. Они могут быть украшены орнаментом или гербом города. А некоторые люки вообще являются исторической ценностью и служат со времен чуть ли не Средневековья. Обычная крышка люка может стать предметом искусства, элементом городского дизайна, местом для рекламы и даже путеводителем по городу.

Как раскрашивают люки в Японии

До 1980-х годов в Японии все крышки люков были стандартных размеров и обычного вида по всей стране. Однако горожане неожиданно взбунтовались против унылого однообразного урбанистического пейзажа и предложили различные варианты дизайна городских люков. Это движение достигло невиданного размаха — в каждом городе Японии изготавливают абсолютно разные расписные крышки люков, темами рисунков становятся флора и фауна страны, замысловатые узоры профессиональных художников и рисунки обычных детей.

Опубликовано в 84 номере от 11 августа 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010