Городская газета

Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил… Какие правила обязан соблюдать водитель автобуса и можно ли на него пожаловаться?

Просмотры: 6 937

В Европе пассажир легко может пожаловаться на нарушения со стороны водителя. Автобусы снабжены специальными дисками, которые записывают скорость движения, интервал между остановками, сведения о проданных билетах. В Томске же наказать водителя автобуса за превышение скорости или курение в салоне фактически невозможно. Пока работник контролирующих органов не увидит нарушение своими глазами, даже десятки жалоб не заставят его выписать водителю штраф. Что является нарушением правил пассажирских перевозок в нашем городе и как правильно жаловаться на них? // Ирина Бородина.

Может ли водитель курить в автобусе?

Водитель автобуса не может курить внутри салона, об этом написано в законе «Об ограничении курения табака» (статья 6). За нарушение этого закона предусмотрен штраф в размере от 100 до 300 рублей или предупреждение. То же самое требование прописано в должностной инструкции водителя автобуса. Ему разрешено устраивать перекур только на перерыве, находясь на конечной остановке маршрута, вне автобуса.

Сколько можно ждать автобус?

Каждый маршрут работает по расписанию, которое утверждает департамент городского хозяйства администрации Томска. Его составляют в зависимости от количества жителей в конкретном районе, работы предприятий, находящихся рядом с остановкой. Поэтому в разное время суток, а также в выходные и будние дни время ожидания автобуса различается. Например, днем в будни интервал составляет пять-восемь минут, а вечером и в выходной день может достигать десяти минут. Опоздание автобуса больше, чем на три минуты, является нарушением.

Если маршрут проходит через центральные улицы, как правило, последний автобус выходит в рейс в десять часов вечера и проходит весь путь (это занимает от сорока до девяноста минут).

Расписание автобусов, троллейбусов и трамваев можно узнать на сайте городской администрации.

Где останавливается «маршрутка»?

«Маршрутка» должна останавливаться на большинстве остановок вне зависимости от того, выходят (садятся) там пассажиры или нет. Водитель может проехать такую остановку только в том случае, если в салоне нет места.

Есть еще так называемые «остановки по требованию», где пассажиров обычно немного. Например, остановки «Дом радио», «улица Пушкина», «Бактин». На них водитель останавливается, если об этом попросил пассажир, а также если на этой остановке есть люди, ожидающие автобус.

В салоне должен висеть перечень остановок, где указано, какие из них являются необязательными.

Должен ли в автобусе быть кондуктор?

Согласно Постановлению правительства № 112, это не обязательно. Продавать билеты, объявлять остановки и следить за наполняемостью салона должен кондуктор, а если его нет — водитель.

Кто заказывает музыку?

Музыкальное сопровождение в автобусе не запрещено. Согласно договору между перевозчиком и администрацией города, по требованию пассажира водитель должен выключить радио или сделать музыку тише. О смене радиостанции в договоре ничего не сказано. Водитель не имеет права смотреть телевизор во время движения. В салоне может быть установлен телевизор для размещения рекламы, но только беззвучной (закон «О рекламе», ст. 20).

Может ли водитель разговаривать по телефону?

В правилах дорожного движения указано, что разговаривать по телефону водитель может только по громкой связи или через гарнитуру — так его руки остаются свободными для совершения маневра. Как и любого участника движения, водителя автобуса с телефоном может остановить сотрудник ГИБДД и выписать предупреждение или штраф в триста рублей.

Что делать, если водитель грубит?

Грубость и ненормативная лексика со стороны водителя могут быть расценены как мелкое хулиганство. Это влечет за собой административный штраф от пятисот до тысячи рублей или арест сроком до пятнадцати суток (ст. 20.1 КоАП РФ). Но для этого нужно обратиться в полицию, написать заявление, указать свидетелей и т. п.

Должна ли у водителя быть сдача?

Если водитель или кондуктор не дает сдачу (например, с крупной купюры), необходимо сослаться на Гражданский кодекс РФ (ст. 426). Там говорится, что продавец (водитель является продавцом услуги) обязан обеспечить сдачу. Иначе потребитель вправе обратиться в суд, а нарушителю грозит штраф на сумму от одной до двух тысяч рублей. При этом ни водитель, ни пассажир не вправе отказываться от монет и купюр любого достоинства, вплоть до копеек.

Есть ли смысл жаловаться?

Чтобы на жалобу отреагировали, нужно соблюсти несколько условий.
Во-первых, знать, куда именно жаловаться. Если водитель превышает скорость или разговаривает по телефону, нужно обращаться в ГИБДД. При этом представить доказательства.

— Если водитель говорит по телефону или нарушил другое правило дорожного движения, — рассказывает Виталий Аплин, старший инспектор управления ГИБДД по Томской области, — потребуются веские доказательства. Обычное заявление, даже с паспортными данными свидетелей, не будет рассмотрено. Если водитель автобуса превысил скорость, не поможет даже видеосъемка, сделанная пассажиром. Факт превышения скорости может быть установлен только при помощи специальных приборов и только инспектором ГИБДД. Мы обязаны принять жалобу от пассажиров, но без веских доказательств не имеем права привлекать водителя к административной ответственности.

Также можно отправлять жалобы в роспотребнадзор, автонадзор и администрацию города. Эти ведомства периодически проводят инспекцию автобусов и ориентируются, в том числе, на жалобы пассажиров. Поэтому можно рассчитывать на то, что водители устранят те или иные нарушения.

В отделе организации пассажирских перевозок и контроля администрации города даже есть «черные списки» водителей, которых не рекомендуют нанимать на работу. Но из-за нехватки сотрудников компаниям-перевозчикам приходится брать этих шоферов к себе.
Во-вторых, жалобы должны быть не анонимными и письменными, иначе на них не ответят. Срок рассмотрения жалобы — тридцать дней (при необходимости он продляется еще на месяц).

По каждой жалобе то или иное ведомство выносит предписание владельцу автобусов.
Из-за многочисленных жалоб и нарушений администрация города может расторгнуть договор с перевозчиком и пригласить на этот маршрут другого предпринимателя.

ПРАКТИКА

Куда обращаться с жалобой?

Управление ГИБДД УМВД по Томской области, ул. Иркутский тракт, 79
тел.: 66-44-77, 66-44-22

Управление государственного автодорожного надзора по Томской области, ул. Котовского, 19
тел.: 55-63-90

Роспотребнадзор по Томской области, пер. Батенькова, 3, пр. Фрунзе, 103А
тел.: 26-03-29, 26-03-90

Департамент городского хозяйства администрации Томска, отдел организации пассажирских перевозок и контроля, ул. Московский тракт, 19/1
тел.: 52-67-74, 53-48-29


Опубликовано в 90 номере от 15 ноября 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010