Городская газета

Роман с кухней Повар или автор? Четверо лучших на страницах своих книг

Просмотры: 1 283

Книги по кулинарии снова переживают взрыв популярности. Их тиражи сравнялись с тиражами детективов Акунина, хотя в интернете предостаточно кулинарных сайтов. Но читатель уже не ищет в новых книгах рецепт пирога или салата. Скорее, он нуждается в новой кулинарной концепции, за которой стоит история, страна, культура и, конечно же, личность. Сегодня «Городская газета» познакомит вас четырьмя книгами и четырьмя личностями. У них очень разный, но одинаково интересный подход к искусству приготовления еды.
// Юлия Шипуля.


Джейми Оливер

Женщины называют его идеальным мужем, мужчины признают отличным парнем. Мальчишка по виду, а в действительности — знаменитый британский шеф, ресторатор, телеведущий, и отец четырех детей.

Еда для Оливера — инструмент изменения мира к лучшему. И это не просто слова. Он открыл сеть благотворительных ресторанов «Fifteen» в разных странах Европы. Так же называется и его благотворительный фонд. Каждый год пятнадцать молодых людей с темным прошлым, увлечением наркотиками или судимостью проходят бесплатное обучение, чтобы начать новую жизнь, работая в этом же ресторане.

Джейми Оливер активно борется за правильное питание и здоровье нации, поэтому за открытием фонда последовала кампания по запрету вредной пищи в британских школах. Как сложно приучить детей к здоровой еде, если они выросли на клубничном молоке и куриных палочках-наггетсах!

Еще одну войну за здоровое питание он организовал в Америке в городe Хантингтон, сделав из нее реалити-шоу. Миллионы зрителей по телевизору и в интернете следили за ее ходом. Чего стоил только досмотр школьных рюкзаков и домашних обедов! Оливер извлекал из портфелей огромное количество чипсов и сладостей, недоумевая, как можно предлагать это на обед своему ребенку. А когда он показывал школьникам морковь, салат, свежие помидоры, те просто не знали, что это такое!

…Книга «Моя Италия» появилась не случайно. Оливер отправляется в путешествие, чтобы научится готовить, как знаменитые итальянские mammas. Ведь лучший комплимент еде, который может сделать итальянец, будет звучать: «Как дома!»
Оливер подтверждает, что эта нация ужасно консервативна. Они никогда не изменят рецепт, который передается в их семье из поколения в поколение. Пицца маргарита всегда остается той же маргаритой, что и больше ста лет назад. Это кажется Оливеру объяснением огромной популярности итальянской кухни во всем мире.

А залогом долгожительства итальянцев является их страстная приверженность ко всему естественному. Вот, например, история о 96-летнем итальянце, который всегда сам готовит себе еду. Его любимое блюдо — паста с мидиями. И он не станет покупать их в магазине: ему нужны настоящие, мелкие мидии с берега моря. А еще он обязательно добавит в пасту несколько ложек морской соленой воды… Это, по мнению Оливера, настоящая итальянская кухня!


Александр Генис

Он не повар и не ресторанный критик, он критик литературный. Его кулинария путешествий — это способ узнать страну «изнутри», тот служебный ход, который ведет за парадные фасады архитектурных памятников и культурных стереотипов.
Книга «Колобок» — это собрание коротеньких искрометных эссе о блюдах разных уголков мира: от Японии до Мексики, от Турции до Шотландии.
«Ломая автоматизм восприятия, иностранный обед превращается в парад аттракционов. Появляясь на столе, как на арене, чужеземные блюда представляют не только себя, но и породившую их историю с географией. Местную природу с локальной культурой кухня каждой страны связывает в гордиев узел, который нельзя разрубить, но можно разжевать…».

Множество интересных фактов переплетается с философскими наблюдениями, цитатами из мировой классики, историями из мира литературы и искусства.
«Я, скажем, по-настоящему полюбил живопись малых голландцев, лишь отведав ту жемчужную селедку «матиас», что так часто встречается на старых натюрмортах. И только распробовав десяток сортов сыра в специализированном — молочном! — баре, понял, почему на картинах амстердамских музеев коровы так похожи на языческих богинь.

В эссе о японской кухне автор рассказывает о том, как Иосиф Бродский посоветовал ему попробовать в Японии блюдо на «бэ». Генис постеснялся «утруждать память классика» и решил не уточнять, как именно называется блюдо. После долгих поисков блюда на «бэ» его осенило: это и есть название — «набэ», что в переводе означает «горшок».

Александр Генис увлекательно и ловко развеивает гастрономические мифы. Вот что он говорит о грузинской кухне, которую очень любят в России, но, по мнению автора, не могут ухватить ее суть:

«В распорядке отечественной жизни Грузия сыграла роль дополняющей антитезы. Считалось, что там все наоборот: щедрое, острое, беззаботное — наша Гасконь. В мое время печальный грузин казался оксюмороном.

Грузинская кухня в полной мере испытала на себе тяжесть имперской любви. От Бреста до Сахалина под видом харчо подавали жижу из овечьих костей с рисом и томатной пастой. Между тем, настоящее харчо варится из тонкого бульона с тклапи (высушенное на солнце пюре зеленых слив ткемали). Супам вообще не часто везет…»



Юлия Высоцкая

Юлия Высоцкая — уже не просто имя известной актрисы, это бренд, под которым книги продаются легче и быстрей. И не только книги. Она ведет блог, владеет кулинарной студией и известным в Москве рестораном «Ёрник».
Так уж сложилось, что как актриса Юля востребована только своим мужем, режиссером Андреем Кончаловским, а вот кулинарная история в ее жизни набирает обороты с большой скоростью.

В передачах про еду всегда существовала проблема: человек, который хорошо готовит, не всегда интересно и динамично смотрится в кадре. Когда такие кулинарные телешоу, приобрели мировую популярность, российские телеканалы захотели создать нечто похожее. Такой программой стала «Едим дома» с Юлией Высоцкой.

Ее непосредственность привлекла к себе внимание зрителей: перед камерой Высоцкая был самой собой. Готовя еду, она продолжала заниматься тем же, чем обычно занимаются простые люди: суетилась по мелочам, болтала с подружкой и приглядывала за детьми. И делает все это она с таким жизнелюбием, что невольно и сам начинаешь улыбаться.

Она не пользуется косметикой, не делает сложных причесок и не носит яркую одежду, но она — воплощение женственности и традиционных семейных ценностей. Однако Высоцкая готовит не только по рецептам своих бабушек или клана Михалковых-Кончаловских. Она много путешествует, и в ее арсенале — блюда разных стран. Это сейчас нам привычны названия ризотто и гаспаччо. А десять лет назад Высоцкая была одной из первых, кто рассказывал о них как о будничной еде.
Высоцкая активно занимается своим рестораном «Ёрник»: составила меню для него, но готовить пригласила английского шеф-повара. Зато Высоцкая принялась за цикл программ «Кулинарные путешествия». Первые выпуски, снятые в Тоскане, уже можно посмотреть в интернете.



Ника Белоцерковская

личность неоднозначная и весьма популярная. Она говорит, что чувствует себя породистой собакой, у которой есть все награды: успешная бизнес-леди, жена миллионера, мать троих сыновей, хозяйка дома на Лазурном берегу Франции да еще и прекрасный кулинар.

С обложки книги «Про еду. Про вино. Прованс» на читателя смотрит ангелоподобная женщина с голубыми глазами, но первое впечатление, которое она производит, весьма обманчиво. Белоцерковская — острый на язык блоггер, не стесняющийся ввернуть крепкое словцо, и лучшая подруга Ксении Собчак. В 2009 году она создала свой кулинарный блог belonika. Он мгновенно стал популярным, интернет-версия быстро превратилась в книжную. В 2010 году вышла ее первая книга «Рецептыши» и сразу разошлась огромным тиражом.

Причин такой популярности несколько: у нее превосходное чувство юмора, за которое ей прощают даже любовь к крепким выражениям. Ироничность и искренность — ее конек. Называя себя «телкой олигарха», Белоцерковская не раздувается от чувства собственной значимости, демонстрируя, что все понимает про себя и никогда не станет карикатурой на жен миллионеров.

Вторая причина — знание изнанки лучших ресторанов Италии и Франции. Она щедро делится их секретами с читателями. Подруга и ученица лучших европейских поваров, Белоцерковская не попадает в ловушку распространенных ресторанных стереотипов.
«Самые вкусные места — это когда ты едешь по пыльной тосканской дороге и видишь заведение, у которого стоят грузовики. Ты паркуешь свой «порш», аккуратненько идешь мимо всех этих дальнобойщиков Луиджи, здороваешься с мамой Розой, которая несколько десятилетий наяривает здесь поварешкой».

Ника Белоцерковская и сама хорошо готовит. В ее кулинарную школу в Тоскане даже самые богатые и знаменитые попадают только в порядке очереди.


Опубликовано в 89 номере от 1 ноября 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010