Городская газета

Выйти на улицу и не потеряться Почему Томск нуждается в уличной навигации

Просмотры: 2 372

Что вы делаете, если впервые оказались в незнакомом городе? Ищете карту города, внимательно смотрите на указатели, изучаете карту маршрутов пассажирского транспорта, ориентируетесь на номерные таблички, отыскивая нужную улицу и дом. Насколько легко приезжим студентам, туристам и самим горожанам передвигаться по Томску? Почему это важно, и что даст городу современная система навигации? // Анна Котова.

Города всего мира соревнуются за людей: за жителей, студентов, туристов, инвесторов. Что может их привлечь? Интересная и комфортная среда. Пространство, в котором легко ориентироваться. Это значит, что городу необходима система навигации: продуманная, понятная и гибкая.

— Привлечь людей в город — это полдела, — говорит Сергей Градировский, специалист по развитию городской среды, член Экспертного совета правительства РФ. — Вторая важная задача — их удержать. Для этого город должен быть не только интересным с точки зрения культурных событий, но и «удобным в использовании». Чтобы каждый пешеход, водитель или пассажир общественного транспорта мог без труда ориентироваться в городе, строить маршруты или менять их прямо на ходу. Поэтому важной задачей в рамках проекта «Томск 3.0» является развитие навигации в городе.

Томску такая «дружелюбность среды» особенно важна. Инновационный и университетский — это само по себе предполагает большое количество гостей. Одних только иногородних студентов у нас пятьдесят тысяч. Но ориентироваться в городе подчас сложно даже коренному жителю.

Зонирование города: как это делается

Город — это сложно организованная большая квартира, в которой постоянно принимают гостей. В разных его точках есть разные навигационные потребности.

— Cистема уличных и домовых указателей может быть разной для разных районов города, — говорит Илья Рудерман, московский дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна. — В центре она могла бы указывать на достопримечательности, торговые комплексы, условно говоря — «места силы», а в спальных районах помогать ориентироваться в однотипной застройке.
Разные районы города ставят разные навигационные задачи. На спальных окраинах важно среди одинаковых «коробок» найти нужный адрес, здесь требуется четкая система уличных указателей. А в центре — месте для прогулок и покупок — нужна система заметных ориентиров и туристических карт. На вокзалах особенно требуются транспортные схемы: они помогут добраться до любой точки города.

Вначале — про гостей

Представьте, что вы впервые приехали в Томск. Например, чтобы поступить в один из университетов. Каким бы путем вы не прибыли в город — железнодорожным, авиационным или автобусным транспортом — вы не найдете ни на одном из вокзалов подробной карты города. Карты, которая бы помогла вам выстроить маршрут до основных университетов. Но сама по себе карта не делает город удобнее. Как добраться из одного района в другой? На каком транспорте лучше доехать до гостиницы? Что можно посмотреть в Томске? На эти вопросы карта ответы не дает. А вот интерактивная карта с возможностью поиска и прокладывания маршрута могла бы.

Иногородние водители, въезжая в город, встречают здесь только указатели магистральных направлений: Новосибирск, Мариинск, Красноярск. Для ориентации по городу они могут использовать лишь указатели «Центр», «Аэропорт», в редких случаях — «Проспект Ленина». При этом в Томске достаточно сложное дорожное движение. Это отмечают водители из Новосибирска и Кемерово. Их навигаторы часто с ней не справляются, ошибочно направляя водителя к запрещенному повороту или односторонней улице.

Куда это едет?

Заходя в троллейбус, мы видим схему движения троллейбусов. Заходя в маршрутку, — список остановок только коммерческого транспорта. В трамваях — то же самое. Создается впечатление, что маршрутки, троллейбусы и трамваи «не знают» друг друга, словно у них давняя кровная вражда. Меж тем, единая схема транспортных маршрутов была бы полезна не только приезжим, но и коренным жителям Томска.

В самом деле, как добраться до ветеринарной клиники, которая находится в незнакомом районе? Какой маршрут туда идет? А если он кольцевой, на какой остановке садиться? Где сделать пересадку? Именно поэтому многие предпочитают собственный автомобиль или такси, а не общественный транспорт. Потому что непонятно, как этот транспорт ходит.

Многие томичи не воспринимают трамвай как альтернативу маршруткам, просто потому, что мало о нем знают. Все, чем мы располагаем, ожидая трамвай, — наименования первой и конечной остановки, которые написаны на вагоне. Это при том, что три томских трамвая из четырех идут до остановки «Восточная», но разными путями.

Еще одно решение этой проблемы — информационные стенды на остановках, где были бы обозначены номера проходящих здесь маршрутов, и траектория их следования. А в идеале — еще и регулярность отправления: каждые пять, десять или двадцать минут.

В Германии, например, для этих целей используют электронные табло. В Берлине они показывают не только маршруты общественного транспорта, но и время, оставшееся до прибытия следующего автобуса. Конечно, такие табло вряд ли подойдут для Сибири с ее суровым климатом, но и обычные стенды облегчили бы жизнь многих пассажиров.

Где эта улица, где этот дом?

Другая проблема — улицы и нумерация домов. Представьте себя зимним вечером, не таким уж и поздним, но уже темным, в незнакомом районе. Хорошо, когда улица имеет проезжую часть, — по ней можно сориентироваться. Но в Томске есть, например, улица Ивана Черных, которая приводит в замешательство даже некоторых таксистов.

Обычные адресные таблички встречаются далеко не на каждом доме в городе. Что уж говорить о таких требованиях к ним, как заметность, разборчивость и единообразие.

Сказать, что в нашем городе никогда не задумывались о городской навигации, было бы несправедливо. Но единой концепции так до сих пор и не создано. Одна из причин — разрозненность ведомств, которые за это отвечают: ГИБДД, городские и областные власти, бизнес, рекламные фирмы, частные собственники и управляющие компании, которых просто некому скоординировать.

Год назад городским комитетом по дизайну и рекламе была разработана модель адресных табличек: без дизайнерских излишеств, но зато хорошо читаемых и долговечных. Они появились на многих улицах, но лишь на муниципальных зданиях. Собственники остальных — фирмы, магазины, управляющие компании или ТСЖ — должны заказывать и устанавливать их за свой счет.

Почему томская навигация неэффективна

В центре города актуальны «инструкции» для туристов. Такие, например, как в Лондоне, там для туристов расставлены информационные стенды в шаговой доступности друг от друга с пешеходными маршрутами и перечнем наиболее интересных объектов.
В 2008 году на Новособорной, недалеко от фонтана, появилась карта города. Ее установила одна из рекламных компаний в качестве эксперимента: посмотреть, как такая конструкция выдержит местные погодные условия и будет ли она востребована жителями. Как выяснилось, «работает» такая карта только в теплое время года. Зимой же она покрывается льдом.

Возле здания СФТИ есть указатель, который обозначает пути к Городскому саду, к администрации и к органному залу. Эту конструкцию тоже поставили в качестве эксперимента — чтобы проверить, как она впишется в городскую среду.

— На этом указателе крайне мало информации, — считает томский дизайнер Денис Раудсепп. — Скорее всего потому, что изначально не было до конца понятно, для кого он предназначен. У нас в городе есть как минимум три категории адресатов: горожане, гости и студенты. Всем им требуется разная информация.

Фирменный стиль для города

— Проблема навигации существует во многих городах, — говорит Андрей Алексеев, председатель комитета городского дизайна и рекламы, главный дизайнер города. — Подходить к ее решению нужно концептуально: разрабатывать единый стиль и реализовывать его во всем — в указателях, схемах, остановочных павильонах, скамейках и урнах.

Разработкой такой концепции город будет заниматься, реализуя проект «Томск 3.0».
Над тем, как «подружить» город и горожан, думают во многих странах. Например, в Англии создают единую схему маршрутов всех видов транспорта, чтобы можно было легко менять автобус на метро или трамвай, и наоборот. В Канаде еще в семидесятых годах занялись созданием единого стиля для обозначения разных видов транспорта, адресов зданий — то есть делают средства ориентирования узнаваемыми.

В России тоже стали обращать внимание на удобство городской среды. В Перми сейчас создают собственный шрифт города, который должен навести порядок в обозначениях всей необходимой информации. Его разрабатывают не для красоты, а прежде всего для пользы: буквы должны легко распознаваться на обычных и светящихся табло, чтобы надпись можно было различить даже издалека.

Прогулка по городу

Чтобы разобраться в том, как устроена навигация по Томску, мы пригласили томских дизайнеров погулять с нами по городу. Предложили им попробовать сориентироваться по указателям, рассказать о том, где и какие «опознавательные знаки» необходимы и какими они должны быть.

Все они были единодушны в том, что пока в Томске есть лишь единичные попытки сделать передвижение по городу удобным.

Дизайнер Александр Кузнецов два года назад занялся разработкой системы навигации для трамваев: от оборудования остановок до схем маршрутов.

— В Томске не просто отсутствует понятная схема движения трамваев, — говорит Александр, — зачастую саму трамвайную остановку просто невозможно найти.
Главная задача городской навигации, убеждены дизайнеры, — быть заметной и понятной.

— Те же адресные таблички вовсе не обязательно должны быть сделаны по единому образцу, — считает Денис Раудсепп. — Главное — это их читаемость. И само наличие.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТАБЛИЧКА

Адресная табличка на проспекте Ленина, 73 (здание мэрии) не только подсказывает адрес дома, но и сообщает, в какую сторону возрастает, а в какую убывает нумерация домов. Кроме того, наименование улицы и номер дома нанесены на светящийся короб — лайтбокс. Внутри него установлены лампы, которые зажигаются в темное время суток.

НА ЛЮБОЙ ВКУС

В Томске больше полсотни вариантов обозначений адресов дома. Это таблички разных цветов (белые, синие, зеленые, красные), размеров (от совсем крошечных, с блюдце, до больших, с разворот газеты), форм (прямоугольные, круглые, совмещенные, квадратные, плоские, объемные), из различных материалов (пластик, металл) и в разном исполнении (эмалированные, кованные, резные). К ним, пожалуй, можно отнести еще и рукописные.

ДОМА С ДВОЙНОЙ «ПРОПИСКОВ»

Они находятся на пересечении двух улиц. Обычно каждую адресную табличку устанавливают на соответствующей стороне фасада. На доме по адресу Нахановича-Советская они почему-то расположены с одной стороны. Это может сбить с толку не только приезжего, но и местного жителя.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ДЕРЕВЯННЫХ ТАБЛИЧЕК

Именно так можно назвать некоторые дома в Томске. На них сохранилось несколько «поколений» табличек: современные, советские, а кое-где — даже дореволюционные.

ЕДИНЫЙ СТИЛЬ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Его разработали и используют в Лондоне для оформления указателей, схем, информационных стендов и путеводителей.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

В Берлине на остановках общественного транспорта электронные табло показывают не только маршруты, которые проходят через ту или иную остановку, но и время ожидания следующего автобуса или трамвая.

ОДИНАКОВЫЕ ДВОРЫ, В КОТОРЫХ НЕ ЗАПУТАЕШЬСЯ

Три года назад компания, которая строила один из микрорайонов Москвы — Марфино, — объявила конкурс на его благоустройство. Под благоустройством подразумевались не только детские площадки, клумбы и тротуары, но еще и система навигации. Чтобы людям было легко ориентироваться в кварталах типовой застройки (как, например, «Высотный» в Томске). Так у каждого двора появились собственный цвет и символ — определенное животное. С их помощью были оформлены детские площадки и адресные таблички, а также схема всего микрорайона.

«ШПАРГАЛКИ» НА КАЖДОМ ШАГУ

В некоторых странах понятие «навигация в городе» выходит за привычные нам рамки дорожных указателей, адресных табличек и маршрутов городского транспорта.
Зона ломания каблуков.

«ОСТОРОЖНО, ПЬЯНЫЕ ЛЮДИ»

Знак в Греции, предупреждающий, что неподалеку есть питейные заведения.

ПЕРВЫЙ НЕ ДОРОЖНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ В ТОМСКЕ

В Томске есть только один такой знак — «Алкоголь здесь запрещен». Он появился после того, как городская дума утвердила перечень мест, в которых запрещено распитие спиртных напитков. Первый такой знак установили в ноябре прошлого года в «Дворцовом сквере» (напротив «Томских товаров»).


Опубликовано в 90 номере от 15 ноября 2012 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010