Городская газета

Понять и приручить Кинолог Евгений Чагин считает: владельцы собак должны сдавать экзамены так же, как и водители

Просмотры: 1 594

Для Евгения Чагина дрессировка собак — дело всей жизни. Началось все еще в 1985 году в армии. Новобранцу предстояло служить бок о бок с собакой. // Елена Поданева, студентка факультета журналистики ТГУ.

IMG_6862

— Человек может быть раздражительным и злым, но только до тех пор, пока не завел собаку, — говорит кинолог Евгений Чагин, двадцать лет воспитывавший военных собак и не бросивший дрессировки, даже выйдя в отставку. Фото Алены Кардаш.

В первый год службы он, как и другие молодые солдаты, столкнулся с дедовщиной. В тяготах службы его поддерживала только собака, которая всегда могла выслушать рядового…

Армейская служба затянулась на двадцать лет, которые превратили рядового в подполковника, одного четвероногого подчиненного в восемьдесят.

Двадцать лет кинолог Чагин занимался подготовкой караульных, патрульных и миноразыскных собак.

За это время о дрессировке он узнал все, а о своих сослуживцах хранит немало воспоминаний. В истории совместной работы немало опасных страниц, например, время службы в Чечне, где он учил собак искать расставленные мины.

Даже выйдя в отставку, Евгений Чагин не смог оставить собак и стал кинологом одного из томских охранных предприятий. Недавно фирма закрылась, но площадка для дрессировки осталась, и по вечерам он проводит на ней занятия для собак и их хозяев.

— Мы устраиваем начальные курсы послушания, — говорит Евгений. — Если человек заводит собаку, он должен за нее отвечать. Я сторонник того, чтобы люди проходили курсы обучения, как на вождение. Завел собаку выше среднего размера — значит, должен пройти курсы по содержанию «городской управляемой собаки».

Как работают кинологи? Курс послушания включает в себя преодоление препятствий и базовые команды: «место», «лежать», «голос», «апорт». Самое легкое — обу­чить командам «ко мне», «рядом» и «сидеть».

Воспитание собаки — это постоянный поиск компромисса. Хозяин должен любить пса, но не давать забывать, что он главный, вожак. Жестокость недопустима, она просто запугает животное, но и неуемная ласка вредна — собака может принять ее за слабость и начнет устанавливать свои правила…

IMG_6938

Дрессировку лучше начинать с четырехмесячного возраста, и уже через полгода она может принести ощутимые результаты. С десяти месяцев собаку начинают дразнить в целях тренировки. Если до трех лет с собакой не работали, дрессировка пойдет очень сложно. Фото Алены Кардаш.

Кинологи чередуют методы, названия которых звучат, как научные термины. Послушайте: механический с непосредственным воздействием, вкусо-поощрительный с запасенным угощением, подражательный и контрастный!

Эти методы, впрочем, под силу каждому, кто хочет обучить собаку командам. Стать дрессировщиком может любой, это не зависит ни от пола, ни от возраста. Ребенок, по мнению Евгения Чагина, даже лучше взрослого поймет собаку. Главное, не кто командует, а как: собака, не понимая слов, отлично читает нашу интонацию, которую нужно ставить, как ставят голос певцу. Однажды в паре с Чагиным работал кинолог с немецкой овчаркой, которая выполняла команды только на немецком языке! Конечно, дело было не в звучании слов, а в присущей немецкому интонации.

Хозяевам собак Евгений дает читать специальную литературу. Но знакомства с ней недостаточно для успеха. Практика важнее, здесь делаются и исправляются ошибки, а если занятия проходят в группе, срабатывает эффект подражания. Собаки, как и люди, копируют друг друга, перенимают опыт тех, кто лучше выполняет задания и получает больше поо­щрения.

— У нас одна полутакса не участвовала в дрессировке, а просто смотрела в приоткрытую дверь, как другие занимаются на площадке. — рассказывает Чагин. — Однажды мы с ней выходим на площадку, а она давай прыгать через препятствия! И смотрит на меня: похвалю я или нет. Это и есть подражательный метод.

Как любой человек может стать дрессировщиком, так и любая собака (за редким исключением) способна обучиться командам. Лучше всего, говорит кинолог, дрессировке поддается немецкая овчарка, а труднее всего — дворняга. У нее в крови привычка к вольной жизни, где не существует никаких команд.

— Нужно знать свою собаку. У каждой свой характер: кто-то холерик, кто-то сангвиник. Все, как у человека, — убежден Евгений Чагин.

— Общение с собаками меняет тебя, — считает он. — Человек может быть злым, раздражительным, а появляется собака, и все меняется. Если питомца не предавать, он отплатит тебе добром. А если вы хотите понять, в чем глубокий смысл дрессировки, отношений человека и собаки, посмотрите фильм «Ко мне, Мухтар!».

Хотя Евгений Чагин всю жизнь занимается собаками, дома их он… никогда не держал:

— Кошка живет, а собака нет. Я не знаю, зачем в городской квартире заводить собаку. А вот дачу дострою и там заведу как караульную. Это будет среднеазиатская овчарка. Чтобы был чистый белый снег, а на нем чистая белая собака.


Опубликовано в 99 номере от 25 апреля 2013 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010