Городская газета

Постоянно улыбаться и падать назад Чему учат томских волонтеров, которые решили поехать на сочинскую Олимпиаду?

Просмотры: 1 943

Они кидаются клубками ниток и учатся падать назад, на руки товарищам. Они готовы уволиться с работы, перенести защиту диплома и оставить внуков без присмотра. Они читают новости о зимних соревнованиях и запоминают фамилии призеров. Среди них люди самого разного возраста и социального статуса: пенсионеры, студенты, частные предприниматели. Они — это волонтеры, которые будут работать на сочинской Олимпиаде. Что заставляет их оставить работу, учебу и семью и поехать бесплатно помогать в организации олимпийских игр? Как их к этому готовят? // Анна Котова.

IMG_1415

В первый день занятий двести пятьдесят волонтеров «соткали» ковер из цветных ниток площадью с актовый зал МКЦ ТПУ. Все для того, чтобы ближе познакомиться друг с другом. Фото Алены Кардаш.
Как отбирают и готовят олимпийских волонтеров

За два года до олимпиады стартовал набор добровольцев. В шестнадцати городах были созданы центры подготовки по направлениям: например, «Медицина», «Допинг-контроль», «Церемонии», «Коммуникации и пресса». Томск специализируется на технологиях — наши волонтеры будут отвечать за технику, связь, хранение и передачу информации во время игр.

Заявки подали двести тысяч человек со всей страны. Среди них — три тысячи пенсионеров. Желающие должны были заполнить анкету более чем из ста вопросов, написать эссе на английском языке и пройти собеседование. В итоге к марту 2013 года выбрали двадцать пять тысяч счастливчиков.

В течение этого года они будут участвовать в тренингах, где познакомятся друг с другом, узнают множество фактов о Сочи, об организации олимпийских игр, устройстве объектов и научатся работать в командах, выполняя задания на скорость. Затем — курсы английского.

Осенью волонтерам расскажут, что именно им предстоит делать во время игр. А за одну-две недели до начала игр волонтеры прибудут в Сочи и закрепят полученные знания на своих «олимпийских» рабочих местах.

IMG_1530

«Раньше смотрел Олимпиаду только по телевизору»

Константин Крючков, 20 лет

В следующем году у Кости сразу два больших события: кроме поездки на олимпиаду в Сочи, ему предстоит защищать диплом. Сейчас он учится на четвертом курсе ТПУ. Говорит, что поедет, несмотря ни на что.

— Раньше смотрел по телевизору только летние олимпийские игры — на каникулах, когда уезжал домой к родителям в Читу. В следующем году увижу зимний Сочи и олимпиаду, к тому же вживую, своими глазами.

В Сочи Костя уже бывал. Не только ездил отдыхать, но еще и в составе студотряда — работал на чайной плантации. В этот раз поедет, чтобы прикоснуться к событию мирового масштаба.

IMG_1460

«Сбываются даже сумасшедшие мечты»

Татьяна Пшатова, 45 лет

Мы познакомились с Татьяной на первом дне тренингов для волонтеров. Их только что отпустили на перерыв.

— Есть усталость, но вместе с ней — яркое ощущение праздника, — делится она впечатлениями от учебы. — Это как раз то, чего не хватает в повседневной жизни.

Татьяна — инженер по образованию, работает на предприятии и параллельно является хозяйкой частной фирмы. Говорит, что на работе почти никто не удивился ее идее поехать волонтером на олимпиаду. Лишь некоторые скептически говорили: «Зачем тебе это?»

— В жизни же все начинается с мечты. Наверное, она у меня немного сумасшедшая. Когда в 2007 году только объявили, что Сочи стал столицей олимпиады, сразу появилось желание поехать. Но сначала несмелое: смущало, что в волонтеры идет в основном молодежь. А у меня дети сейчас того же возраста, что и большинство записавшихся. Но мне здесь очень комфортно, это моя среда.

IMG_6006

«Прокачусь на лыжах по олимпийским склонам»

Надежда Комарова, 62 года

— Мне сладкое нельзя, я худею перед олимпиадой! А вы наливайте чай, — говорит Надежда Комарова. — Знаете, на пенсии не так страшно отсутствие финансов, как отсутствие эмоций. Когда сидишь в четырех стенах, даже нет повода приодеться и накраситься.

Выйдя на пенсию семь лет назад, Надежда Владимировна стала вышивать бисером и крестиком, сидеть с внуками. Но вскоре ей стало скучно, и она записалась в школу восточных танцев, впервые встала на горные лыжи.

— Когда муж узнал о моей затее поехать на олимпиаду, он практически не удивился. Говорил, что от меня следовало этого ожидать.

О томском центре подготовки волонтеров она узнала от своей знакомой по танцам. И сразу же решилась. Освоила компьютер и интернет. Заполнила и отослала анкету, прошла собеседование.

— Когда в нашем возрасте осваиваешь что-то новое, такой восторг наполняет от осознания: «Я могу!» Ощущение, как будто… шоколада наешься! Но бабушка с айпэдом сейчас мало кого удивит, а вот когда я сказала внуку, что поеду волонтером в Сочи, он ответил, что будет рассказывать об этом всем своим друзьям! Значит, я не напрасно это делаю.

А потом на ее электронную почту пришло письмо, что она зачислена в ряды волонтеров. Только после этого семья поверила, что бабушка не шутила.

— Знаете, я посмотрела на нашу молодежь совсем другими глазами, — признается она. — Я, как и многие, считала, что это потерянное поколение. Что они не знают, к чему себя приложить, им ничего не нужно в жизни. Еще думала, что ко мне как к пенсионерке будет пренебрежительное отношение. Но ребята оказались настолько доброжелательными ко мне и остальным волонтерам моего возраста! А еще я отчетливо увидела, что у этих молодых людей есть цели в жизни и они уверенно их добиваются.

Сейчас Надежда Комарова продолжает готовиться к поездке уже самостоятельно: читает в интернете о зимних видах спорта, запоминает фамилии призеров прошлых олимпиад. Признается, что плакала на закрытии Олимпиады-80, но с тех пор активной болельщицей никогда не была. А еще собирается прокатиться в олимпийском Сочи на горных лыжах.


Олимпиада в Лондоне глазами томича

Никита Куделин был добровольцем на летней олимпиаде, а теперь готовит «зимнюю смену»

vNgDChlXOds

В 2012 году на летние олимпийские игры в Лондон отправились около ста волонтеров из России. Среди них — студент ТПУ Никита Куделин. Он был добровольцем на летней олимпиаде, а теперь готовит «зимнюю смену»

— Волонтеры по всему миру похожи, — говорит Никита (на фото — второй справа). — Это особый тип людей, не зависящий от национальности. Единственное отличие в том, что средний возраст волонтера в Европе — выше, чем в России. У нас это, в основном, студенты, а там — люди средних лет и очень много пенсионеров.

— Я тогда закрыл свою вторую в жизни сессию, прошел практику на неделю раньше и сел в самолет, — вспоминает Никита.

— На подготовке нас учили быть командой. В специальных упражнениях мы должны были научиться друг другу доверять и чувствовать поддержку в буквальном смысле физически. Для выполнения некоторых упражнений нужно было себя перебороть. Например, упасть назад, рассчитывая, что ребята из твоей команды тебя поймают. Это действительно сильно сплачивает.

— Я работал на соревнованиях по боксу. Со спортсменами я не общался — это не входило в мои обязанности, так что у меня не было к ним доступа: нельзя было просто подойти, поговорить, взять автограф. Я должен был обслуживать трибуну, на которой работали журналисты: заранее получить все раздаточные материалы — расписание, результаты предыдущих соревнований, какие-либо сведения, подготовить рабочие места и следить, чтобы во время соревнований не было проблем с интернетом, техникой, чтобы у всех была вода. Еще время от времени приходилось организовывать болельщиков — провожать их на трибуны, отвечать на вопросы. Однажды на наши соревнования приехали члены королевской семьи. Но я узнал об этом только после смены. Никто их не видел, но по количеству прессы и охраны было понятно, что приехали какие-то особые зрители.

Смена длилась шесть-семь часов, так что у Никиты была масса времени, чтобы выспаться и погулять по городу. Как результат — почти четыреста фотографий «ВКонтакте»: ему удалось побывать в знаменитом «Хард-рок кафе», музее Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, подержать в руках палочку Гарри Поттера и даже найти ту самую «Платформу 9 ¾», от которой отправлялся поезд в Хогвартс.

— Мне запомнилось, как я возвращался в гостиницу после смены в последний день соревнований. Я был в волонтерской форме, — вспоминает Никита. — На улице со мной заговорил прохожий, простой лондонец, он поблагодарил меня за работу на олимпиаде.

Сейчас Никита работает в центре подготовки в ТПУ, который обучает волонтеров для сочинской олимпиады. Анализируя свой опыт, он говорит:

— Волонтер должен быть приветлив, он — лицо мероприятия. Если у волонтера есть ощущение, что именно от него зависит, как пройдут соревнования, то он улыбается естественно, ему не приходится думать, что нужно это делать.

Олимпийские кольца в Сочи будут сиять томскими фонарями

olimp2

Фото с сайта компании «Диора»

На олимпийских кольцах, которые встречают гостей в аэропорту Сочи, три месяца назад было установлено освещение. Символ олимпиады будет светиться томскими светодиодными фонарями, которые выпускает завод «Диора».

Каждое кольцо в диаметре — три с половиной метра. Для освещения пяти колец потребовалось всего двенадцать светильников. Дело в том, что светодиоды потребляют гораздо меньше электроэнергии, чем лампа накаливания или энергосберегающая люминесцентная лампочка. Например, светодиодная лампочка мощностью семь ватт дает такое же освещение, как стоваттная лампа накаливания.

В Томске светодиоды от «Диоры» используются в подсветке памятников деревянного зодчества.


Опубликовано в 98 номере от 11 апреля 2013 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010