«Моя живопись — это только вершина айсберга, главное — мои графические работы», — часто говорил Сальвадор Дали. Он любил иллюстрировать книги, среди интересовавших его авторов были Сервантес, Рабле, Данте, Гете. Но особой, неожиданной работой великого сюрреалиста стали иллюстрации Библии — Ветхого и Нового завета. // Мария Симонова.
Именно эти литографии — 105 подлинных работ из частной итальянской коллекции — можно увидеть в Томске. Выставка «Сальвадор Дали. Священное послание» представлена в Томском областном художественном музее до тридцатого июня.
— Это уже наш третий проект в Томске, — говорит арт-директор московской компании «Артгит» Александр Щеляков. — Три года назад мы обещали городу серию выставок под общим названием «Имена, которые покорили мир». Сначала были работы Марка Шагала, затем Пабло Пикассо, и вот пришла очередь Сальвадора Дали. Эта выставка необычна — да, здесь достаточно таких авторских «брендов», как мягкие часы, насекомые, но к иллюстрациям Ветхого и Нового завета Дали подошел в большей степени как классический художник.
С предложением проиллюстрировать священные тексты к мастеру обратился в 1963 году его друг Джузеппе Альбаретто, человек, приближенный к папскому престолу. Никаких указаний для Дали сделано не было, он сам определял количество работ и их сюжеты. Графическая серия стала единственной для художника, где он не придумывал названий для гравюр, — их заменили строки из Библии.
Книга с иллюстрациями получилась огромной — она весит около 100 кг. Сегодня обычному читателю увидеть это издание практически невозможно: почти все из немногочисленных экземпляров находятся в закрытых библиотеках и религиозных учреждениях. Библии с гравюрами Дали не осталось даже в семье Альбаретто — его внучка недавно написала авторам выставки с вопросом, возможно ли выкупить серию после выставки. Но, естественно, коллекционеры не собираются расставаться с работами Дали.
«Священное послание» начинается с «Сотворения мира», а завершается историей Христа. Сложно пройти мимо многослойной, насыщенной, притягивающей работы «Да произведет земля душу живую». Выделяются мрачные, ошарашивающие серо-красные гравюры, посвященные распятию.
Все работы были выполнены в смешанной технике, сочетающей акварель, тушь, карандаш, пастель и даже шариковую ручку. Три года ушло на то, чтобы перевести их в литографии. Но ряд гравюр Дали и потом дорабатывал вручную, используя краски и даже… кровь определенного вида улиток (высыхая, она не теряет красного цвета).
Конечно, великий сюрреалист и в библейской серии «поиграл» со зрителями. Например, некоторые работы кажутся объемными:
— Для Дали было важно показать всю масштабность происходящих событий, за счет цветовой гаммы он создавал иллюзию объема, — поясняет Александр Щеляков. — Художник увлекался стереографией, так что эффект 3D неслучаен.
Есть и другие загадки. Некоторые из сюжетов (сотворение мира, вознесение Ильи) меняются в зависимости от того, как на них посмотреть, вертикально или горизонтально. Гравюра, подписанная «Се, человек», вблизи кажется хаотичными серыми кляксами, а издали превращается в лицо. Так что разглядывать детали работ и сами иллюстрации в разных ракурсах можно долго.
Один из главных вопросов, который интересует посетителей выставки: настоящий ли Дали? Организаторы выставки специально привезли индивидуальные сертификаты от издателя Rizzolli, от международной специализированной организации «Европейский Союз — Эксперты искусства» (Рим) и заключения международных и российских экспертов, подтверждающие подлинность гравюр.