Насте девятнадцать лет, и она учится на преподавателя рисования. Получила диплом модели, но признается, что забросила его на полку. Заканчивает курсы аниматоров. Знает, чего хочет добиться в жизни. Не так уж мало для человека в девятнадцать лет. Особенно если у него, как у Насти, нет рук. //Нарек Марутян, школа стажеров «Городской газеты».
Фото Никиты Грейдина.
Насте девятнадцать лет, и она учится на преподавателя рисования. Получила диплом модели, но признается, что забросила его на полку. Заканчивает курсы аниматоров. Знает, чего хочет добиться в жизни. Не так уж мало для человека в девятнадцать лет. Особенно если у него, как у Насти, нет рук.
Когда ей было два года, она убежала гулять с собакой, а та вырвалась. Девочка отправилась ее искать, но заблудилась сама. На улице стоял страшный холод, она получила сильное обморожение, и руки пришлось ампутировать по локоть.
В детстве она не придавала этому большого значения.
— Когда ты еще маленький, тебе кажется, что все нормально. Но когда ты взрослеешь, понимаешь, что не такой, как все, — говорит она. — У меня были времена, когда я не хотела ходить на улицу, в школу, не хотела встречать знакомых и вообще видеть людей.
Со временем Настя училась самостоятельности. Сейчас она может готовить и печатать на клавиатуре, причесываться и писать. Школу окончила по обычной программе.
— Мы в школе не обращали внимания на то, что у нее рук нет, — говорит Настина подруга Зимфира. — Потому что она очень позитивный, общительный и жизнерадостный человек. Я считаю, что она очень сильная.
Но главное, что произошло с Настей, — она научилась рисовать.
Она окончила художественную школу и сегодня учится в педуниверситете на учителя рисования. Ее мечта — стать настоящим художником.
Портрет — любимый жанр
Настя рисует с четырех лет. Первые портреты были, конечно, мамы и папы.
— Сперва мне родители к правой руке привязывали ручку, но она постоянно соскальзывала и падала, поэтому я придерживала ее еще и левой. Используя обе руки, я стала брать ручку уже без чьей-либо помощи, научилась писать и рисовать.
Сегодня Настя осваивает акварель, масло, пастель, уголь, карандаши, акрил.
— Мне очень нравится рисовать людей, передавать их черты. Но это должны быть не просто портреты, в них должна светиться эмоция.
Каждый рисунок дается Насте с большим трудом, но творчество помогает ей жить, считает она. Девочка осваивает техники рисования, перспективу, цвета, тени, но самое трудное для нее — найти вдохновение. Если его не хватает, приходится проявлять характер.
— Бывает такое настроение, когда ничего не хочется делать, даже рисовать. Рисуешь и выкидываешь, рисуешь и выкидываешь…
Настя пытается вложить в картины свое впечатление от мира и мечтает о собственной выставке.
— Я ужасно самокритична и требовательна к себе. Я с этим постоянно борюсь. Постоянно, с детства всегда хотела уметь делать все, что умеет физически здоровый человек. Хотела быть такой же, как и все, чтоб никто не выделял, не считал обузой. Но все же со временем я начала понимать, что некоторые вещи я просто физически не могу делать, и стала меньше претензий к себе предъявлять.
Принимать все с благодарностью
Настя считает, что терпение пригодится ей как будущему учителю. Ей уже приходилось проводить уроки рисования, пока в обычной школе. Всего несколько занятий, но она осталась в восторге от своих маленьких учеников.
Отдыхая от рисования, она лепит из полимерной глины украшения и сувенирчики, изучила мастерство модели, визаж и фотографию в фэшн-школе «Особая мода», постигает премудрости мультипликации: ей нравится выдумывать мультяшных персонажей с их историями.
— Человек в любой ситуации должен быть настроен на что-то позитивное, хорошее. Должен верить в свое будущее. Если с вами что-то случилось, значит, это для чего-то надо. Нужно найти в себе силы, чтобы принять все с благодарностью.
Без рук Настя живет семнадцать лет из своих девятнадцати. Но их отсутствие не отбирает у нее желания идти к мечте.
— Главное — понять, что жизнь не ограничивается тем, что вы не такой, как все. У каждого есть любимое занятие, ну, или то, что ему нравится. Надо знать, чем ты хочешь заниматься дальше. Тогда появится желание жить. А если есть желание, то появятся и возможности.