Городская газета

Взрослый, а в куклы играет Актер-кукольник Павел Шнягин о том, как куклы могут управлять людьми

Просмотры: 1 270

Из пяти разных кукол он может в одиночку показать целую историю незадачливого Емели. Этот спектакль он играл сто пятьдесят раз, но ни одна постановка не была похожа на другую. Актер Павел Шнягин может заинтересовать разную зрительскую аудиторию: от уличных прохожих в Санкт-Петербурге до эстонской публики. А за два года работы в томском «Скоморохе» его моноспектакль «По щучьему велению» посмотрели почти все томские ребятишки. Теперь актер возвращается в Абакан. Перед отъездом он рассказал нам, как оживлять кукол, почему трудно возвращаться в Россию и как уместить театр в чемодане. // Мария Симонова.

IMG_3322

Марионетки на Малой Садовой

На сцену я впервые вышел еще в детстве. Мой отец создал театр кукол в городе Котово Нижегородской области, долго был в нем главным режиссером. Однажды один из актеров не пришел на репетицию. Я был в театре, и меня попросили помочь — так моей первой ролью стала выпрыгивающая из пушки курица в спектакле «Два мастера». Потом начались серьезные роли, например, Нуф-Нуф в спектакле «Три поросенка».

Когда учился в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, на лекциях нам рассказывали о Евгении Ибрагимове, который тогда был главным режиссером абаканского кукольного театра «Сказка». И тут меня приглашают в нем работать! На последних курсах я перевелся на заочное отделение и уехал в Абакан. Тогда же сделал своих первых кукол-марионеток. Приезжал на сессии в Петербург и работал с ними на улице, на Малой Садовой. Мне нравилось, прохожим тоже. Один знакомый как-то раз сказал: «Иду, везде серость, а на пятачке, где ты работаешь, солнце светит. Приятно».

Перед очередной сессией Евгений Ибрагимов предложил мне позвать в абаканский театр однокурсников. Так в Абакан переехала Рима Зайнуллина, которая впоследствии стала моей женой. Сейчас у нас растет дочь Маша.

Признаться, мне бы не хотелось, чтобы жизнь дочери была связана с театром. Надеюсь, у нее будет другая профессия и ей не придется тратить много времени и сил на решение бытовых проблем. Не зря говорят, что артист должен быть голодным. Это правда. Если у тебя все благополучно, это не идет на пользу работе. Так же, как и дублеры. Если одну и ту же роль играет несколько человек и при необходимости можно подмениться, это очень расслабляет артиста.

Вернуться в Россию

Вслед за Евгением Ибрагимовым мы уехали работать в Эстонию, в таллинский театр. Заметил, что люди в Эстонии работают на совесть. Но выходной у них святое, нельзя никого беспокоить с деловыми вопросами. А в России тебе могут позвонить в любой день, но к профессиональным обязанностям относятся не слишком серьезно.

Говорят, что раньше русским в Таллине было непросто, но я ни разу не почувствовал там неприятного отношения к себе. Считаю, это политики стремятся столкнуть нас лбами. А у людей неприязни ни к русским, ни к эстонцам нет. Когда контракты в Таллине закончились, нам посоветовали перебраться в томский «Скоморох».

После Эстонии было непросто снова оказаться в России. Раздражало все! Наш мастер курса однажды сказал: «Чтобы понять, что такое Россия, надо в нее откуда-то вернуться». Я испытал это на себе. Сложно объяснить, что именно так не нравилось. Люди, транспорт, дороги, бытовые мелочи, маршрутки-пазики, которые пролетают мимо, и приходится прыгать, размахивая руками, чтобы они остановились…

— За время работы в Томске я сыграл во многих интересных постановках. Но больше всего удовольствия я получал, когда играл моноспектакль «По щучьему велению». В нем занят я один. Дети всегда очень эмоционально воспринимали эту сказку. За два года я сыграл этот спектакль сто пятьдесят раз, но ни разу — одинаково. Каждый раз проходит абсолютно по-новому, ведь все идет от зрителей. «По щучьему велению» останется в репертуаре «Скомороха»: я ввел вместо себя актера Сергея Мириева.

Чемоданные истории

У меня не бывает выходных, всегда находятся дела, связанные с работой: нужно сделать кукол, декорации, реквизит. И все увлечения тоже связаны с театром: например, звукорежиссура. В Абакане я записывал и монтировал фонограмму для спектакля «И пишу я тебе в первый раз» (по «Оскару и розовой даме» Эрика-Эммануила Шмитта), Евгений Ибрагимов потом получил за эту постановку «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа режиссера». В Таллине я сделал звуковое оформление трех спектаклей.

Сейчас я занялся проектом передвижного театра кукол «Подорожник». Для меня это возможность параллельно с основной работой заниматься тем, что нравится именно мне. Идей много. Хочу сделать «чемоданные истории», превратить чемодан в театр, где маленькие куколки будут разыгрывать разные истории.

Кукла — это что-то мистическое. Мало ее просто талантливо придумать с художником. От актера зависит, станет ли она одушевленной. Для этого нужно прочувствовать ее: что ее руки — это твои руки, ее движения — это твои движения. И тогда возникает счастливое ощущение, что не только ты с ней что-то делаешь, а и она что-то делает с тобой. Актер тоже подчиняется кукле.

Работать с куклой нужно тонко, это требует много времени. Невозможно подготовить кукольный спектакль за две недели, например. Неделя уйдет на то, чтобы актер просто освоил куклу. Нужно понять, что она может, какая у нее походка. Просто пощупать ее, посмотреть, какие у нее соединения, из чего она сделана. Ведь сейчас существует много разных материалов для кукол. Для своей уличной программы я сам делаю кукол-марионеток. Первую марионетку делал еще в Абакане, тогда еще не было такого выбора материалов.

Кукла может замечательно развлекать и веселить. Но это не только развлечение, а серьезное существо, хоть в детском, хоть во взрослом спектакле. Это миф, что театр кукол только для детей, изначально кукла возникла как театр для взрослых.


Опубликовано в 102 номере от 13 июня 2013 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010