Городская газета

Человек, который менял карту города Каких результатов удалось добиться Николайчуку на посту мэра Томска

Просмотры: 1 674

С первых дней «Городская газета» следила за тем, как работает томский мэр.Тогда, в начале жизни нашего издания, и в начале карьеры Николайчука, казалось, что Томск ждет интересное время. Не считаем, что ошибались. Какую бы оценку сегодня не получала работа досрочно ушедшего градоначальника, для города эти годы не были бесцветными.

oblojka

Не скроем, что это было одной из важных наших задач. И, хотя мы не писали о рутинной деятельности власти, например, объездах и совещаниях, да и на интервью приглашали градоначальника три раза за четыре года, деятельность главного городского управленца мы отслеживали внимательно.

Сегодня «Городская газета», как и весь Томск, подводит итоги этой небольшой эпохи.

К этому обязывает и чувство оказавшегося рядом переломного момента истории, и насущная необходимость сформировать повестку дня новому мэру, которого город получит через несколько месяцев. Итак, годы работы Николайчука. Как измерить след политика, управленца в общей жизни?

Чья-то работа прослеживается в архитектурном облике города. О работе другого расскажет выразительный язык финансовых документов (что нам дороже цифр бюджета?). Путь третьего можно изучить по хронике культурных мероприятий. Наверное, и в карьере Николая Николайчука эти направления играли важную роль.

Но мы, редакция газеты, следили за его работой по другому — по карте Томска. По тому, как меняется ее характер, очертания районов и улиц, как появляются и исчезают с нее важные названия.

Мы не сходимся во мнениях, где эта работа с картой города была позитивной, где — нет. Но сегодня нам следует признать — Николайчуку во многом удалось ее «перерисовать».

Карта была и объектом его работы, и инструментом, и соперником, которого нужно было подстроить под себя. И, вероятно, главным символом этого времени.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В 2008 году Николай Николайчук показывал журналистам план строительства развязки на Балтийской-Елизаровых: реконструкция трех улиц (Сибирская, Алтайская, Льва Толстого), строительство трех километров новых дорог, плюс мост через Ушайку, путепровод по проспекту Академическому, строительство железнодорожного переезда.
Карту – под контроль

Многие до сих пор помнят, с какой ситуации начался томский «пространственный проект».

В начале двухтысячных ситуация с землей в Томске была не просто хаосом. Новый дом мог неожиданно вырасти на месте детской площадки или сгоревшей от пожара «деревяшки». Невозможно было предсказать, где появится очередной торговый центр или магазин. Застройщики сами выбирали место, где они хотят строить, а потом получали согласование на его выделение у чиновников. На его получение могло уйти два года, если не находились «обходные» пути. Кто-то в этой ситуации разбирался. Кто-то сколачивал состояния. Наверняка, кто-то всем этим и управлял. Но только не томичи. В 2007 году от продажи земли город выручил… около 80 тысяч рублей. И вовсе не потому, что земля не пользовалась спросом.

В 2012 году эта статья городских доходов вырастет до 400 миллионов.

Чтобы добиться этого, были приняты генеральный план и правила застройки и землепользования — те самые документы, которые меняли этот порядок распределения земли. С января 2008 года земельные участки в Томске строители могли получать только с аукционов. Эти документы исключили коррупционную составляющую: у чиновников не стало возможности «торговать» своими подписями при выделении земли. С этого момента карта города рисуется по другим, некоррупционным правилам. Даже злейшие критики мэра признают: антикоррупционный проект оказался эффективным.

балтийская

Открытие транспортного узла Елизаровых-Балтийская-Осенняя, 2010 год.
В 2008 году Николайчук убедил Кресса передать полномочия по организации дорожного строительства городской власти. Возможно, этот фактор стал определяющим: первую развязку город построил за два года, вторую — за полтора.
На карте города появились новые улицы

Вслед за этим на карте начали появляться новые улицы. Несколько лет город внимательно следил за ходом дорожного строительства в Томске, изучал проекты развязки Балтийская-Елизаровых. Наши журналисты рисовали на картах новые улицы Клюева, Осеннюю, Кольцевую, Обручева, в течение полугода фотографировали этапы строительства Пушкинской развязки.

Конечно, появление новых дорог нужно связывать не только с именем Николайчука. Привлечение гигантских средств из федерального бюджета на их строительство — заслуга экс-губернатора Кресса, сумевшего убедить Москву в том, что новые дороги — это подъездные пути к технико-внедренческой зоне. Но организация масштабных работ и контроль за строителями стали работой мэра.

Николайчук стал первым градоначальником, который курировал крупные дорожные проекты. Раньше их контролировала областная администрация. С приходом Николайчука Кресс передал эти полномочия ему. И не ошибся: когда в 2008 году начали строить развязку на Елизаровых-Балтийской, горожане не верили, что она завершится за два года. Но ее открыли в срок — осенью 2010 года. Пушкинскую развязку ввели в еще более рекордные сроки, за полтора года.
Протяженность же дорог, построенных за время работы Николайчука, составила 66 километров. Мелочь для федеральной трассы. Огромное расстояние для города.

IMG_5043

Строить Пушкинскую развязку начали в 2008 году. Но Николайчук остановил стройку. Он убедил Кресса, что нельзя строить этот узел по старому проекту, в который был заложен только «клеверный лист», без расширения прилегающих улиц (Железнодорожной, Вокзальной, Рабочей, Пушкина). Иначе это не решит проблему пробок, а, напротив, усугубит ситуацию.
Восемь микрорайонов

Пожалуй, несколько изменилась карта Томска и качественно. Окраины города перестали ассоциироваться с трущобами. Радужный, Подсолнухи, Зеленые Горки, Молодежный, Заречный, Школьный, Высотный, и пока еще безымянный микрорайон в районе пр. Комсомольского — за последние шесть лет совершенно изменилась логистика города, он начал бурно расти на восток.
Ежегодно на карте появлялось семьдесят-восемьдесят новых адресов: строители вводили жилые дома.

Появление новых районов напрямую никак не связано с работой мэра. Но нельзя не учитывать того, что именно после принятия генплана высотки стали расти не в центре города, а на новых площадках, что в Зеленые Горки или Высотный можно добраться с вокзала за десять минут благодаря новой развязке на Балтийской. Того, что купить квартиру в новых домах можно было с помощью действующих в то время ипотечных программ.

По «городской» ипотеке любому горожанину субсидировали процентную ставку в течение пяти лет, а по «социальной» бюджетники получали еще и компенсацию первоначального взноса.

И, хотя в развитии новых районов большую роль сыграли и автокредиты, и энергия строителей, нельзя сказать, что их появление было стихийным.
Как нашлись дороги

_VD110638_nn

Отношения губернатора Кресса и мэра Николайчука складывались непросто. Кресс нередко публично критиковал действия городской власти. Тем не менее, сам Николайчук признавал, что у них было «взаимное доверие».

За эти годы «Городская газета» часто показывала изменения в городе на диаграммах и картах. Однажды на наших страницах появилась схема, показывающая различия между городскими улицами. Оказалось, что кроме дорог нулевой, первой, второй и третьей категорий, есть еще «внутриквартальные проезды» — так чиновники городской администрации назвали дороги в жилых кварталах.

По ним ежедневно ходят тысячи людей от дома до остановки, магазина, поликлиники. Но их не ремонтировали и не убирали, потому что «юридически» их как бы не существовало.

Команда мэрии приняла специальную программу по благоустройству именно этих проездов: их «поставили на учет», начали асфальтировать, убирать и благоустраивать.

По трехлетней программе благоустройства территорию внутри кварталов ремонтировали и благоустраивали — асфальтировали, меняли бордюры, делали парковки и газоны с озеленением. Более того, их наконец-то начали убирать от снега и мусора. Раньше средства выделялись лишь на уборку основных дорог нулевой, первой, второй и третьей категории. За три года отремонтировали шестьсот тысяч квадратных метров таких проездов. Если вытянуть их в одну линию, она будет равна сумме проспектов Ленина, Фрунзе, Кирова, Комсомольского, Иркутского тракта, улиц Красноармейская, Пушкина, Учебная, Белинского.

IMG_7561

Строительство летней площадки на берегу Томи было инициативой Николайчука. В 2010 году здесь установили сцену, через год — обустроили лестницы для спуска, заасфальтировали дорожки и посадили деревья. Еще через год открыли площадку для экстремальных видов спорта.

А на «карте» многих дворов появились детские площадки и парковки вместо скопления старых металлических гаражей.

В 2011 году мы рисовали карту трамвайных переездов, по которым водители перестали «прыгать». И схему «чугунного лего». По заказу городской администрации «Сибэлектромотор» разработал простую, но гениальную конструкцию: чугунные плиты (легкие! поэтому дорогостоящую технику привлекать не понадобилось) укладывали на пересечение дороги с рельсами по принципу конструктора.

В 2011 году на страницах газеты мы опубликовали схему расширения одиннадцати перекрестков, например Герцена-Красноармейская, Комсомольский-Фрунзе, Суворова-Иркутский тракт, где заездной карман или дополнительная полоса позволяли автомобилям проезжать их быстрее. Потом была карта расширения на две полосы железнодорожного переезда через АРЗ, и новая схема движения через переезд на Мокрушина, которая запустится в следующем месяце.

троллейбус

Осенью 2010 года в Томске пустили новый троллейбусный маршрут по проспекту Комсомольскому. Новые троллейбусы и трамваи — одно из ярких изменений в жизни города, которое томичи будут связывать с периодом работы Николая Николайчука.
Строка «Транспорт»

Еще одним проектом этого времени, не завершенным, но начатым стало транспортное «сшивание» районов города. Мы снова вспомнили, что у города может быть свой, не-частный транспорт.

Новые троллейбусы — один из ярких символов периода работы Николайчука.

Первая партия новых оранжевых «тролз» пришла в Томск в конце 2007 года. Потом были низкопольные «белорусы». Всего за четыре года в городе появилось сто новых троллейбусов и четырнадцать трамваев. Запустили и новый троллейбусный маршрут по Комсомольскому. Конечно, троллейбусы не заменили собой «ПАЗики» полностью, но уже составили им конкуренцию. Сегодня мы обсуждаем, как сделать общественный транспорт рентабельным и как улучшить его работу только потому, что есть что обсуждать.

инвест

Глава ООО «Ашан» Жан-Пьер Жермен, Николай Николайчук и Виктор Кресс на Красноярском экономическом форуме, 2010 год. Для Николайчука было важно выстроить инвестиционную политику города, поэтому инвестиционные сезоны Томска стали традиционными и собирали крупных бизнесменов со всей страны. Благодаря этому в Томск пришло «Метро кэш энд керри», заходит «Макдональдс», выбирает земельный участок для строительства «Ашан».
Детали?

Не без интереса можно было наблюдать, как на карте появляются и более мелкие, но и не совсем уж незаметные штрихи. Вот открылись три новых детских сада в микрорайонах Восточный, Зеленые Горки, на Степановке. Вот появились новые места отдыха: Кулагинский сквер, площадка у «Томских товаров», игровые комплексы в Буфф-саду и у стадиона Буревестник, сквер у речного вокзала, набережная в Солнечном, концертная площадка на берегу Томи. Заработал крытый ледовый каток. Вот мусоровозы отправляются на новый полигон ТБО в Сурово-Сухоречье; вот осваивают территорию двух промышленных парков в районе ТНХК и на ул. Березовой, куда в ближайшие годы переедут заводы из центра города…

Вот поликлиника № 4 и Станция «скорой помощи» переехали в совершенно новые здания, а три бассейна «вернулись в строй» после капитального ремонта: «Победа» в Лагерном саду, «Кедр» (на улице Высоцкого) и «Химик».

Конечно, в это время томичи не получили многого из того, на что вправе были рассчитывать. Так и не удалось справиться с клубком проблем под названием «ЖКХ». Не нашли средств на регулярный ремонт дорог. Не получил должного внимания городской дизайн, улицы не очистились от рекламы. И с повседневными проблемами, вроде ливней и снегопадов, городской механизм справляется не без труда.

Многое еще можно было сделать, если бы… Впрочем, это уже сослагательное наклонение, которое является достоянием скорее политики, чем истории.

А в истории время, которое мы описываем сегодня, останется как время, когда многое начало меняться. Будет ли город меняться дальше? Продолжит ли работу, начатую Николайчуком, новый мэр, или это будет человек, который работает со СМИ, а не с картой города? Покажет время. А «Городская» расскажет.

ФАКТЫ

Томск в цифрах

Протяженность томских дорог
2007 — 746 км
2012 — 812 км

Доходы городского бюджета от продажи земли
2007 — 80 000 рублей
2012 — 403 000 000 рублей

Количество мест в детских садах:
2007 — 12 817 мест
2012 — 24 200 мест


Опубликовано в 105 номере от 25 июля 2013 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010