Городская газета

Чем отличаются похожие дети Томские близнецы помогут ученым разработать новые методики обучения

Просмотры: 1 576

В Томске начали составлять школьный близнецовый регистр, чтобы разрабатывать новые образовательные методики.

IMG_0687

Близнецам Лене и Саше (второй и четвертый слева направо) нравятся одни и те же игры и предметы в школе, одинаковые книжки. Сегодня эта похожесть — не просто удивительное явление природы, но и серьезный инструмент для ученых-психологов. С его помощью можно понять, почему одни дети любят математику, а другие — историю, и найти способ стимулировать учиться любого ребенка.

— Близнецы являются уникальным методом для изучения детского образования. На их примере можно проконтролировать множество факторов и избежать ложных выводов. У близнецов — идентичные ДНК, поэтому они схожи в мотивациях, пристрастиях, склонностях, — объясняет Юлия Ковас, заведующая Лабораторией когнитивных исследований и психогенетики ТГУ, доцент факультета психологии Голдсмитс Колледжа университета Лондона и Нью-Йоркского университета.

Аналогичные списки уже существуют в других странах мира. В России исследования с участием близнецов проводились и прежде, но такого перечня никогда не было. Томск стал координатором этого проекта.

В перечень вносят детей-близнецов со второго по одиннадцатый класс. Потом их приглашают на различные тестирования и исследования, на основе которых ученые могут лучше понять физиологические, генетические и психологические процессы.
Первые тридцать пар близнецов уже поучаствовали в исследованиях: рисовали автопортрет. Это несложное задание поможет ученым сравнить близнецов, сперва — между собой: схожесть будет определена по силе нажима, толщине линий, по степени прорисовки деталей и используемым краскам.

В регистр вносятся данные об успеваемости детей, их склонностях, навыках, а также результаты тестирований. Все данные хранятся анонимно.

— Придумать уникальную методику, которая подойдет всем детям, невозможно. Наоборот, в будущем образовательный процесс будет все более и более индивидуализирован, — говорит Сергей Малых, доктор ихологических наук, главный научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ, со-руководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики. — Одного понимания, что все дети — разные — недостаточно. Нужно научиться этим пользоваться. Нам часто говорят, что у педагогов никогда не будет возможности настолько индивидуально обучать каждого ребенка в классе. Но образование будет меняться под влиянием новых знаний: генетических, нейронаучных. Это сложный, долгий процесс. Постепенно учителя станут хорошими диагностами. Они начнут формировать образовательную программу индивидуально для каждого ребенка. И индивидуализировать форму обратной связи: когда одного ребенка стоит хвалить за успехи, а другого, наоборот, не перехваливать, говорить ему, что он может лучше, и это простимулирует его больше похвалы.


Опубликовано в 106 номере от 6 октября 2013 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010