Городская газета

Announcement: Пять советов новому мэру Инструкция для градоначальника: как сделать
жизнь в Томске комфортнее?

Просмотры: 1 879

13 октября мы выберем нового мэра Томска. Интрига, кто именно из восьми кандидатов возглавит город, разрешится уже через неделю. Желая облегчить жизнь новому градоначальнику, «Городская газета» опросила горожан с активной жизненной позицией. Так получилось пять ключевых советов, которые помогут сделать городскую среду более уютной и доброжелательной.

Не только реставрировать, но и строить из дерева

0_6da04_41f5052a_XL

В «130 квартале» Иркутска авторам проекта за счет инвесторов удалось совместить историческую ценность зданий с их функциональностью: в домах открыты магазины, кафе, рестораны, детские центры и картинные галереи.

Новому мэру нужно будет придумать, как привлечь инвесторов для реставрации памятников деревянного и каменного зодчества. А чтобы они не испортили реставрацией или новым строительством памятники архитектуры, нужно разработать правила. Для каждого квартала в историческом центре составить собственный альбом с образцами — какие лавочки должны стоять в этом районе, беседки, как оформлять супермаркеты и новые здания. Здесь должно быть учтено все: цвет, материал, высота, объемы, декор. Деревянные кварталы могут вновь стать модными — если организовать в них небольшое клубное пространство, маленькие дома приемов. Кроме того, можно простимулировать строительную отрасль: ведь во всем мире уже началась новая волна деревянного строительства.

Поедем на трамвае

Сегодня предел мечтаний для томича — это маршрутный ПАЗик, соблюдающий правила дорожного движения и расписание, в котором есть некурящий водитель и вежливый кондуктор. На самом деле даже такая «идеальная маршрутка» — совсем не то, что во всем мире понимают под комфортным транспортом.

2303861033_a932c25c96_b

Сегодня в Праге двадцать четыре трамвайных маршрута, по которым курсируют как современные составы, так и вагоны выпуска тридцатых и шестидесятых годов прошлого века.

В других городах давно осознали, что самый удобный городской транспорт — это трамвай. Конечно, не такой, которым мы привыкли пользоваться в Томске. И дело даже не в старом вагонном составе: в Праге, да и других европейских городах, по рельсам ездят вагоны выпуска тридцатых годов прошлого века. Все дело в самих рельсах и налаженной транспортной системе. Нужно поменять рельсы на новые, и движение трамваев (даже старых вагонов) будет быстрым и бесшумным. А если создать приоритет трамваю на светофорах и оборудовать нормальные остановки, часть горожан точно предпочтет его личному автомобилю. Заодно частично решим проблему пробок и нехватки парковочных мест.

Пешеходам — собственную улицу

Томск постепенно захватывают автомобили. Они паркуются на тротуарах, оставляя пешеходам лишь узкий проход. Они теснят детские площадки и газоны во дворах жилых домов. Они мешают едущему транспорту на улицах, отхватывая целую полосу под стихийную парковку. Кажется, что автомобилей в Томске больше, чем пешеходов. На самом деле это не так: в городе зарегистрировано 163 тысячи автомобилей, а значит остальные 370 тысяч жителей — пешеходы. И их в два раза больше.

00s

На месте Крымской набережной в Москве еще год назад была четырехполосная автомобильная дорога. Теперь здесь пешеходные зоны, велосипедные дорожки, фонтаны, скамейки, магазинчики сувениров и картин.

В европейских городах сделали ставку на то, чтобы передвижение в городе на автомобиле стало затруднительным, а пешком или на общественном транспорте — максимально комфортным. Здесь стали отбирать пространство у автомобилей и возвращать его людям: делать центр города пешеходным, вводить платный проезд и платные парковки.

То же самое сегодня происходит и в Москве, и в других российских городах. Очевидно, что и Томску нужно идти по этому пути, а новому мэру — создавать пешеходный департамент, открывать пешеходную улицу и заняться тротуарами.

Где «поиграть» взрослым?

nytimes-com

В Томске последнее время открывают много новых детских площадок. Дело, безусловно, хорошее, но что делать всем остальным горожанам? Где проводить время подросткам? Взрослым людям? Пенсионерам?

Во всем мире известен принцип: чем больше людей проводит время на улицах, тем безопасней городское пространство. Например, можно запустить программу «Лавочка у каждого подъезда»: она станет местом общения соседей и поможет снизить вандализм. Ведь испортить домофон или нарисовать на двери нецензурное граффити хулиганам будет сложнее.

Томск должен стать интересным для людей от 0 до 99: здесь должны быть разные места для проведения свободного времени. Общественные центры, кластеры и кафе по интересам, где проходят образовательные и культурные события, причем современные и необычные. Так, чтобы в Томске было удобно гулять, общаться, читать и учиться — а не только работать в поте лица.

Галереи и театры на месте заводов

antiscena

В Томске уже начали строительство первого промышленного парка, куда переедет часть заводов из центра города. Новому мэру предстоит решить, что делать с освободившимися цехами. Можно открыть креативный кластер: за сравнительно небольшие деньги отдать эти площади художникам, музыкантам, экспериментальным театрам, фотографам, модельерам. Им идеально подходят кирпичные стены, большие пространства и бездонные потолки. Рядом с ними охотно поселятся галереи, издательства, рекламные фирмы и интернет-агентства. Одним из первых арт-кластеров в России стал московский «Винзавод», который переманил в здание бывшего производства лучшие галереи современного искусства. Креативные кластеры открываются в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Перми. Томску самое время присоединиться.

diagramma

ОТ РЕДАКЦИИ

А как же чистые улицы и дороги?

Дорогие читатели!

Вероятно, вы удивились, не обнаружив среди наших советов будущему мэру пожеланий убрать городские улицы, навести порядок с управляющими компаниями, очистить ливневки и отремонтировать дороги.

Просто мы считаем, что необходимость этих повседневных для мэра города действий очевидна для всех. Кто бы ни стал будущим градоначальником, он будет обязан поддерживать в городе порядок, убирать снег и ремонтировать дороги. А вот при принятии решений, в которых возможна альтернатива, советы горожан ему необходимы. Кто будет главным в городе: пешеход или автомобиль? Какой транспорт нужно развивать: «маршрутки» или трамвай? Что открыть в старых заводских цехах: новый супермаркет или креативный кластер?


А вы что посоветуете городу?

«Сегодня молодежи негде проводить время»

IMG_5011

Дарья Стародубцева, соучредитель тайм-кафе:

— Городу нужно развивать общественные места для отдыха и работы. Не только парки и детские площадки, но и заведения по интересам, например, тайм-кафе, коворкинг-центры. Заведения социальной сферы, например, детские сады на час. Молодежи сегодня негде проводить время, негде знакомиться, заводить новых друзей. Ночные клубы подходят далеко не всем, многим хочется более интересно и познавательно проводить время. Мы у себя в тайм-кафе проводим вечера настольных игр, викторины, концерты. Кому-то необходимо найти офис для временной работы. Кому-то необходимо оставить ребенка в безопасном месте на определенное время. Для таких заведений нужно создавать гранты, льготные условия аренды, передавать им пустующие площади.

«Нужно рекламировать томские университеты»

IMG_2055

Андрей Поздняков, бизнесмен, президент группы компаний «Элекард»:

— Сейчас самая главная проблема, которой должны заниматься люди, думающие о будущем Томска, — это привлечение как можно более хорошей абитуры. Нужно способствовать тому, чтобы лучшие выпускники оставались здесь жить и работать. Есть много вещей, которые помогают это делать. То, что зависит от мэра, — это обустройство студенческого жилья, целенаправленная работа по рекламе вузов, активное позиционирование Томска как образовательного центра в пределах нашего отечества и за его пределами. Это лоббирование всех возможных финансовых программ, направленных на улучшение качества жизни студентов, профессуры. Если мэр будет в состоянии это сделать, он останется в веках.

«Архитектура должна укладываться в концепцию города-университета»

IMG_2545

Эдуард Галажинский, первый проректор ТГУ:

— Мэр должен контролировать градостроительную политику, чтобы университетские территории застраивались не жилыми домами и торговыми центрами, а научными, познавательными, культурными учреждениями. Чтобы создавались пешие маршруты и велодорожки. Все это делает привлекательными жизнь и учебу здесь. Архитектура должна укладываться в общую концепцию города-университета. Перед Томском стоит задача выйти на мировой уровень и привлекать сюда не только иногородних, но и иностранных студентов и преподавателей. А это не только престиж, но, в том числе, и деньги в бюджет города. Для этого нужно, чтобы в городе-университете была комфортная среда, которая способствовала бы притяжению лучших умов.
«Нам придется конкурировать за людей»

«Нам придется конкурировать за людей»

Ekaterina

Екатерина Кирсанова, преподаватель кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ:

— Сейчас идет серьезная конкурентная борьба между городами за привлечение самых разных людей: туристов, студентов, людей, которые будут приезжать сюда жить и просто гостить. В этой борьбе каждый город пытается занять свою нишу за счет уникальности, которой он обладает. Для нашего города это инновации, образование и история. Мы первый в Сибири университетский город. Поэтому исключать историческую компоненту — значит, зарубить самих себя под корень. История — это не просто мило и красиво. Это абсолютно четкий экономический ресурс для развития города. Но до сих пор он до конца не понят и не используем.

«Зеленые площадки на месте заводов»

литвинов3

Иван Литвинов, инженер:

— Начать надо с заводов, на их месте создать «зеленые» площадки, которые станут комфортны для отдыха и пешеходов, а общественный транспорт к этим площадкам уже есть.

«Нужен интернет-сервис контроля за маршрутками»

мельников

Владимир Мельников, участник сообщества «Странные люди»:

— Самый проблемный элемент Томска — это общественный транспорт. В частности, «маршрутки». Водители курят, говорят по телефону, хамят, слушают шансон и повышают цены, каждый раз обещая все это прекратить. Сейчас большая часть горожан обладает смартфонами и может сфотографировать нарушение своих прав, например, курящего водителя «маршрутки», его госномер. Начните собирать такие обращения, громко заявите об этом, создайте интернет-ресурс. И реально наказывайте нарушителей.

«Нужно объединить культуру и образование»

ветошкина

Валерия Ветошкина, куратор фестиваля малотиражных изданий «Сам издам!»:

— Нужно развивать культурную среду в городе за счет образования. У нас парадоксальная ситуация: мы очень гордимся своими университетами и наукой, но слова «современное искусство» до сих пор вызывает у многих горожан усмешку и полное неприятие. Нужно популяризировать культурный досуг, искать новые пути к зрителям. Было бы хорошо организовать большую образовательную программу, в которой поучаствовали бы не только культурные, но и образовательные учреждения. Соединить университеты, музеи и библиотеки. А почему нет? Во время таких больших проектов всегда завязываются новые знакомства и рождаются совместные идеи. Но им трудно объединиться вместе, и здесь таким инициатором могла бы выступить городская власть.


Мэр в пример

Среди кандидатов на пост мэра нет людей, которым уже приходилось управлять городом.
Начиная новое дело, принято ориентироваться на опыт своих предшественников и пример успешных мэров в мировой практике. «Городская газета» выбрала самые интересные и любопытные примеры градоначальников из мирового опыта и истории Томска.

Открыть судоходство

Дмитрий Тецков, Томск

Он четырежды избирался городским головой с 1864 по 1874 годы. По сути, с этого мэра началось судоходство на Томи.
Тецков родился в Томске и с детства прислуживал в лавке своего отца. Там он и обучился всем премудростям торгового дела и к тридцати годам стал купцом, а затем – судовладельцем. Он организовал перевозку промышленных товаров между Томском и Тюменью на мощнейшем по тем временам пароходе «Ермак» (он совершал по три-четыре рейса за навигацию и перевозил в общей сложности 3 280 тонн грузов).

При мэре Тецкове был построен Гостиный двор и торговые ряды на Базарной площади (площади Ленина), начали мостить городские улицы.

Пожертвовать на университет

Захарий Цибульский, Томск

Еще будучи купцом и золотопромышленником, Цибульский пожертвовал 100 тысяч рублей на строительство университета в Томске – это примерно одна седьмая общей стоимости строительства всех корпусов вуза (томская городская дума тогда выделила на эти цели лишь 25 тысяч рублей).

Избравшись на пост городского головы, Цибульский добровольно отказался от должностного жалования. Зато из собственных средств содержан Мариинский детский приют, Томскую духовную семинарию, Алексеевское реальное училище, построил две церкви — при исправительной арестантской роте и центрально-пересыльной тюрьме. На личные же деньги покупал гравий для отсыпки томских улиц.

Построить каменный театр

Евграф Королев, Томск

При этом томском мэре в городе появилось первое каменное здание театра.

Королев родился в Ростове. В Томск он приехал вместе со старшим братом в возрасте семнадцати лет и занялся предпринимательством: торговал сахаром, чаем, солью, изделиями собственных стекольного и винокуренного заводов.

Прежде томский театр находился в бывшей солдатской казарме на месте нынешнего стадиона «Труд». Со временем томские купцы решили организовать строительство нового деревянного театра. Королев обратился к томскому губернатору с жалобой, что его не взяли «в долю». Губернатор добился принятия Королева в общество, но Королев поставил свое условие: он один, на собственные средства построит театр, но… каменный!

Научить целоваться на тротуарах

пеньялос

Энрике Пеньялоса, экс-мэр города Богота, Колумбия

Мэр Боготы запретил в городе парковки на тротуарах и запустил рекламу, которая сообщала, что тротуары — это не дорожки по обеим сторонам проезжей части, а возможность поиграть, посмотреть город, пообщаться о бизнесе, поцеловаться. А вместо строительства новых дорог власти стали вкладывать городские деньги в развитие общественного транспорта, в первую очередь трамвая. Сегодня опыт этого колумбийского города считается одним из самых успешных.

— Меня чуть ли не выгнали с поста мэра за то, что я решил убрать машины с тротуаров, чтобы расширить их для людей,— говорит в одном из интервью Энрике Пеньялоса. — Это была настоящая война. Мне говорили: «Мэр, не будь таким упрямым, тут и так машинам негде парковаться!» Но почему это должно меня волновать? Вы же не спрашиваете, где вам хранить свои вещи! Города существуют пять тысячелетий, машины ездят по ним только последние восемьдесят лет — это очень короткий срок. И мы должны понимать, что цивилизация была еще до автомобилей.

Победить финансовый кризис в розовом костюме

гнарр

Йон Гнарр, мэр города Рейкьявик, Исландия

В детстве Йон Гнарр болел дислексией — трудностями с концентрацией внимания, в овладении навыком чтения и, соответственно, учеба давалась ему с огромным трудом. Гнарр никогда не учился в вузе и до вступления в должность мэра был таксистом, музыкантом рок-группы и комедийным актером.

В конце 2009 года он создал политическую партию под названием «Лучшая партия» (в ее состав входили художники, музыканты, комики, причем никто из них раньше не занимался политикой) и победил на выборах мэра.

В том же году был выпущен фильм о новом мэре, где звучит откровение самого Гнарра: «Я танцевал стриптиз в крупнейшем гей-клубе Нью-Йорка».

Гнарр переодевался в женскую одежду на городском параде, отказался входить в состав коалиционного правительства, потому никто в нем не смотрел его любимый сериал, а один из его любимых костюмов — ярко-розового цвета.
Тем не менее, Рейкьявик сумел выбраться из экономического кризиса 2009 года, а также оправиться от потерь в сельском хозяйстве, животноводстве и прочих разрушений, которые нанесло извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году. Сегодня Рейкьявик — самый преуспевающий город в Исландии.

Пересадить горожан на велосипеды

джонсон

Борис Джонсон, мэр Лондона

Этого мэра называют «принцем на сверкающем велосипеде».

Борис Джонсон, представитель консервативной партии, был избран мэром Лондона в 2008 году и в 2012 был переизбран на эту должность. Он активно занялся борьбой с преступностью, решением транспортных проблем, например с помощью популяризации велоспорта и организации велопроката, велостоянок в Лондоне.

Сам Джонсон тоже ездит на работу на велосипеде. Он ведет колонку в газете «Дэйли тереграф». А еще заступается за девушек от грабителей на улицах. Так однажды мэр услышал крики о помощи. Он схватил железный прут, валявшийся на дороге, разогнал бандитов, а девушку проводил до дома.

Накормить горожан и уличить таксистов в нечестности

pavel_bem1

Павел Бем, мэр Праги с 2002 по 2010 годы

Павел Бэм был дважды избран мэром самого трамвайного города в Европе. Пражанам он запомнился тем, что ежегодно на рождество он в поварском колпаке лично раздавал бесплатную уху гостям столицы и бездомным. Однажды инкогнито проехал в пражских такси, выдавая себя за иностранца, чтобы уличить и искоренить нечестность таксистов. Принял личное участие в разработке памятника Майклу Джексону и помог найти для него подходящее место. А еще покорил Эверест, став десятым чехом, которому покорилась эта вершина.

За время работы мэром он построил несколько новых линий метро и существенно повысил туристическую привлекательность Праги: за восемь лет количество туристов кратно выросло.


Опубликовано в 106 номере от 6 октября 2013 года.


Комментарии

Слезы на глаза наворачивались, когда читала советы горожан будущему мэру.Как все верно!Неужели это будет услышано?! Действительно, так надоело говорить об очевидных повседневных обязанностях градоначальников.Но ведь они, по большей части, и с обязанностями не справляются. Так хочется градоначальника, в принятии решений которого возможна альтернатива, который умеет ценить людей! Большое спасибо редакции газеты!

Знаете, что в первую очередь сделает мэр?
Он все сменит в своем кабинете. Поменяет мебель, переставит ее. Еще он устроит прием по случаю своего венчания: пригласит обойму известных лиц. Ничего нового не будет в Томске, не ждите. Этому же человеку ничего не надо, вы, что лица его не видели.

Советую начинать мусор сортировать и ставить завод по переработке отходов, а то наш город инноваций до сих пор роет ямы на пустыре и закапывает все кучкой…

Я бы тоже начала с мусора, для начала поняв, куда его можно выбросить, когда идешь по улице.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010