Городская газета

И чтоб потом не говорили, что расширять дороги некуда

Просмотры: 1 971

Когда едешь, а вернее, еле плетешься в пробке по городу в «час пик», хочется помечтать… О том времени, когда дороги будут широкими, а дорожное движение свободным, когда поездка по Томску станет удовольствием, а не испытанием терпения.
Только вот как сделать томские улицы широкими? Оглядываешься по сторонам и обнаруживаешь, что расширять улицу некуда. Двадцать лет хаотичной застройки, когда не думали даже о самом ближайшем будущем, дали свои плоды. Красные коридоры, которые нельзя пересекать при строительстве, на основных магистралях нарушены. Чтобы расширить проезжую часть, пришлось бы сносить совершенно новые дома, а это нереально. Поэтому сегодня городу при разработке планов развития дорожной сети приходится учитывать ошибки недавнего прошлого. / Ирина Бородина.

При нажатии откроется полная версия графики:

Какими будут улицы Томска в 2025 году?
Новые улицы и транспортные развязки, обозначенные на генеральном плане города, были скорректированы с учетом красных коридоров. Некоторые из этих улиц, например, Елизаровых, Балтийская, Сибирская, Алтайская, будут построены и запущены в ближайшем будущем.
Проспект Новаторов, развязка на ул. Пушкина — первые в очереди на строительство.
Когда эти улицы будут введены, ключевые магистрали разгрузятся на 20-30 %. Если сегодня по Иркутскому тракту в сутки проезжает до 57 тысяч автомобилей, то в 2025 будет уже 63 тысячи. Если «красные коридоры» будут введены, число машин снизится до 47 тысяч в сутки.
Дальнейшие этапы — корректировка улиц северной части города. А затем красные коридоры, расширяющие улицы, появятся и в городской черте, на уже существующих транспортных магистралях.

Жители всех российских городов давно знают, каково это — стоять в пробках. Каждый день в Москве образуется около восьмисот заторов, в Питере — примерно столько же, в Екатеринбурге — порядка четырехсот. В Томске ситуация пока не такая серьезная, но на центральных магистралях движение уже перегружено в полтора-три раза. Решение у этой проблемы одно — нужно строить новые объездные дороги и магистрали.

В среднем на строительство и реконструкцию улиц в Томске тратят 1,7 миллиарда рублей ежегодно. Но и этих средств не хватает на то, чтобы выполнить все необходимые дорожные работы. Причем многие меры: проектирование развязок, улиц, расширение магистралей — носят временный характер.

Надо думать, прежде чем строить!

Допустим, сегодня новая дорога к центру города избавит жителей микрорайона от пробки. А вот через сорок лет в этом же направлении понадобится как минимум еще одна магистраль, ведь число людей непрерывно растет.Генеральный план такие серьезные социально-экономические изменения, как увеличение числа горожан, машин, рабочих мест в отдельных районах, не учитывает. План только определяет общую концепцию развития города на 25 лет: примерное расположение новых объектов и основных дорог. В нем улица — это жирная линия. Глядя на нее, сложно понять, как конкретно и где она должна пройти. И обычно, когда дело доходит до строительства, каждую дорогу приходится проектировать заново: изучать рельеф местности, просчитывать градус поворота улицы, количество полос движения. А это, конечно же, требует дополнительного времени и финансирования.

В этом году сотрудники «Томгипротранса» совместно с учеными ТГАСУ по заказу городской администрации выполнили первую часть «Проекта планировки магистральной улично-дорожной сети». В нем специалисты провели всю предварительную работу, касающуюся создания новой городской уличной сети в южной части Томска. Они не только сделали более точную карту расположения дорог и развязок, но и зарезервировали рядом с ними территорию под реконструкцию. Потом такую же карту дорожных объектов создадут для севера и центра города.

Для Томска только генерального плана было недостаточно. Застройка у нас очень плотная. Если вовремя не сохранить ряд участков под дорожное строительство, лет за двадцать их выкупят частники. В этом случае город вообще перестанет развиваться, и такие значимые для томичей магистрали, как проспект Новаторов и транспортное кольцо по улице Беринга, никогда не будут построены. Тогда перегрузка движения на центральных дорогах вырастет еще в несколько раз, и ситуация с пробками будет критической.

— Не каждый город имеет актуальный генеральный план, — рассказывает Андрей Бурлуцкий, старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги» ТГАСУ, — и еще меньше городов имеют проект планировки дорог, подобный нашему. У процесса резервирования территории под улицы очень много технических нюансов. В других городах строители руководствуются только генпланом и занимаются планированием улиц по мере необходимости.

Где будут жить томичи в 2025 году?

— Мы старались минимизировать снос жилых домов и как можно реже «заходить» на застроенную территорию, — говорит Андрей Могилевчиков, главный инженер проекта. — Но некоторые проблемные участки все равно остались. Например, на улице Льва Толстого очень много жилых домов, но в перспективе она станет дублером Комсомольского проспекта, поэтому без нее обойтись нельзя. Возник вопрос с проспектом Новаторов в месте выхода к проспекту Комсомольскому: двум шестиполосным магистралям в обязательном порядке нужна будет развязка в разных уровнях. Соответственно, понадобится довольно большая территория для резерва.

Согласно томскому проекту, к 2025 году в нашем городе будут жить 630-650 тысяч человек, будет построено 10 новых микрорайонов и несколько крупных промышленных предприятий. Когда улицы, предусмотренные картой красных коридоров, будут введены, произойдет разгрузка ключевых магистралей на 20–30 %. То есть по улицам Ленина, Красноармейской, Пушкина, проспекту Фрунзе и другим можно будет ездить, не опасаясь пробок.

Но это все в будущем, а что сейчас? Проект красных коридоров сможет увеличить размер дотаций из федерального бюджета на строительство дорог в несколько раз. Проще говоря, стало ясно, какое значение для инфраструктуры несет в себе та или иная дорога и сколько будет стоить ее реализация. Теперь томичам легче участвовать в федеральных программах и строить улицы.

— Мы получили улично-дорожную сеть на уровне всего города, — поясняет Владимир Коренев, главный архитектор Томска, — и теперь понятно, где строить дороги, где проектировать парки, а где земельные участки будут продавать под много- и малоэтажное строительство.

Какими будут улицы Томска в 2025 году?

Новые улицы и транспортные развязки, обозначенные на генеральном плане города, были скорректированы с учетом красных коридоров. Некоторые из этих улиц, например, Елизаровых, Балтийская, Сибирская, Алтайская, будут построены и запущены в ближайшем будущем.
Проспект Новаторов, развязка на ул. Пушкина — первые в очереди на строительство.

Когда эти улицы будут введены, ключевые магистрали разгрузятся на 20-30 %. Если сегодня по Иркутскому тракту в сутки проезжает до 57 тысяч автомобилей, то в 2025 будет уже 63 тысячи. Если «красные коридоры» будут введены, число машин снизится до 47 тысяч в сутки.

Дальнейшие этапы — корректировка улиц северной части города. А затем красные коридоры, расширяющие улицы, появятся и в городской черте, на уже существующих транспортных магистралях.

красные линии

Что на самом деле обозначают красные линии?

ЧТО ТАКОЕ КРАСНЫЕ КОРИДОРЫ (ЛИНИИ)?

Красные линии — это границы участков земли, которые резервируются для строительства проезжей части с прилегающими территориями: тротуарами, газонами, зелеными насаждениями. Потом в рамках этих участков будут построены новые дороги и транспортные развязки. Всего в карте красных линий 80 км новых и реконструированных дорог и 25 развязок.







трассировка

ЧТО ТАКОЕ ТРАССИРОВКА?

В генеральном плане новые проезжие части могут проходить по жилому сектору, оврагам, озерам. Трассировка определяет точный путь дороги, это ось красного коридора. Проектировщики, учитывая особенности местности, могут скорректировать траекторию новой трассы, выехав вместе с геодезистами на место будущей дороги. Они наметят ее ось, повороты с учетом рельефа и различных препятствий: рек, гор, озер, домов, лесов.








КАКОЙ ШИРИНЫ БУДУТ НОВЫЕ ДОРОГИ?

Средняя ширина зарезервированного под строительство дороги участка зависит от интенсивности движения на дороге и количества полос. Ширина улицы в две полосы — семь метров. Чтобы превратить ее в четырехполосную (а это уже 15 метров), нужно зарезервировать 30 метров: по 11 метров с каждой стороны оставят под будущие полосы и коммуникации. Проспект Новаторов будет шестиполосным, под него зарезервировали 80 метров.

НАБЛЮДАТЕЛЬ

Вадим Андрианов, автолюбитель

Рисовать — не строить

У Томска долгая и славная история. Только вот с дорогами и развязками вышло у нас не очень. За первые 400 лет существования в городе не появилось ни одной полноценной транспортной развязки в разных уровнях. Первая достраивается сейчас, в районе улицы Балтийской. Она же будет и единственной — аналогичного крупного строительства в ближайшие годы не ожидается.

Многочисленные новые развязки в абстрактном проекте красных коридоров — не более чем развлечение проектировщиков. Конструкции красивые, но они останутся на бумаге. Впрочем, заявлять о том, что данный Проект совсем не нужен, было бы крайне недальновидно.

Основная цель этого документа — зарезервировать землю для будущего строительства. Совершенно неважно, когда это строительство начнется — через 10, 20, 50 лет, но земля под него должна быть выделена уже сегодня. Иначе это может привести к крайне печальным последствиям. Яркий тому пример — ситуация с третьим мостом. По планам советского периода пер. Дербышевский должен был иметь выход к реке с потенциальным продолжением в виде моста. В 90-е годы ХХ века там «неожиданно» появились коттеджи, и теперь «центральный» мост строить просто негде. Вот от таких нелепостей и может нас спасти принятый проект.

Но только мало его принять, необходимо его еще и соблюдать, действительно не допуская застройки в пределах запланированных улиц. И еще неплохо бы финансирование найти, чтобы проект стал не только развлечением его авторов.


Опубликовано в 20 номере от 15 ноября 2009 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010