Городская газета

Памятники — это не памятники Камень основания Томска — не из Томска, а купцы открестились не от Транссиба, а от трамвая

Просмотры: 1 321

Если хотите получить автограф какого-то известного человека, лучше сразу идти на Воскресенскую гору к камню основания. Историк Георгий Шахтарин всегда включает это место в свой экскурсионный маршрут. Когда в Томск приезжают официальные делегации, показывает им наш Сибирский Оксфорд именно Георгий Александрович.

— У меня никогда экскурсии не повторяются, — рассказывает он, — потому что я смотрю, кто приезжает. Первая такая тематическая экскурсия прошла еще в 1974 году, когда в Томске был театр В. Ф. Комиссаржевской из Питера, потом и Малый театр я водил, и другие. Я даже императорских особ водил — в 1993 году к нам приезжала Мария Романова с сыном. Этим летом приехали немцы — надо было их провести. Я поднял литературу, выяснил историю Томской кирхи и сделал уже специализированную экскурсию по местам, где жили у нас немцы.

Называя значимые исторические места, любой томич сразу вспомнит улицу Кузнецова, Воскресенскую гору, Лагерный сад, Томский государственный университет и Богородице-Алексиевский мужской монастырь.

Но мало кто знает, что камень основания, например, на самом деле никакого отношения к Томску не имеет. Более того, он даже найден не в Сибири. Этот кусок железняка привезли с Курской магнитной аномалии геологи из Политехнического университета. Городские власти тогда искали камень в «основание памятника основателям Томска» и решили временно установить на Воскресенской горе курский железняк: уж больно похож. Мол, через несколько лет на этом месте будет построен настоящий монумент. Его до сих пор нет, а камень и поныне там. А в известном каждому доме по улице Шишкова 10, писатель Вячеслав Шишков никогда не жил. Он квартировал в соседнем здании, которое давным-давно снесли.

Подобные казусы в жизни города совсем не редки. Многие анекдоты и стереотипы, застрявшие в головах у томичей, — банальная историческая безграмотность. Взять хотя бы рассказ о том, как местные купцы давали взятку чиновникам во время строительства Транссибирской магистрали. Некоторые горожане еще верят, что главная железная дорога не прошла через Томск только по вине местного купечества.

— Наши купцы не были такими идиотами, чтобы не понимать перспектив развития Сибири, — объясняет Георгий Шахтарин. — Они умели считать и видели, что экономически выгодно для Томска, а что — нет. Они отказались дать денег на трамвай: купцы провели исследование и пришли к выводу, что дешевых извозчиков в городе огромное количество. Проще оставить их, а не прокладывать трамвайные рельсы. Купцы и чиновники того времени в первую очередь просчитывали экономическую составляющую любого дела.

В итоге, Западно-Сибирская магистраль обогнула Томск. Ведь самый удобный переход через Обь был не под городом Колывань, а возле села Кривощеково, где теперь Новосибирск. Там и русло узкое, и дно засыпано гравием. Значит, и строить мост в этом месте дешевле.

Местные купцы всегда знали, что нужно делать на благо города. Как раз они и попросили цесаревича Николая Александровича построить от Транссиба ветку на Томск, чтобы развивать торговлю. Потом в 1914 году для тех же целей они начали строить мост через Томь: подготовили проекты и смету, выбрали место. И купцы бы его достроили, если бы не война. Мост как раз должен был возникнуть там, где сейчас проектируется третий мост — в створе с переулком Дербышевского.

— Вообще, нужно для томичей провести исторический ликбез, — считает Шахтарин. — Ошибаются люди даже в мелочах. Скажем, сейчас памятником называют любую садовую скульптуру: «памятник» волку, «памятник» студентам, тапочкам.

Прошлой осенью на площади Ново-Соборной была открыта аллея Славы. Как заметил Георгий Александрович, памятной ее назвать нельзя. Дело в том, что тексты стел в аллее дублируют тексты со стел в Лагерном саду. Эти слова к площади Ново-Соборной, на которой во время войны часто организовывались митинги, никакой привязки не имеют.

А вот настоящий памятник томским военным отрядам, которые защищали страну, два года назад разрушили. Здание Клуба железнодорожников находилось в районе вокзала Томск-II.

— Если говорить о создании площади Победы, — подытоживает Георгий Александрович, — то строить ее нужно там. Как раз в клубе формировались и из него уходили на войну и 19-я, и 79-я гвардейские дивизии.


Опубликовано в 22 номере от 13 декабря 2009 года.

Оставьте свой комментарий


Архив

Цитата

«Мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!». Эмир Кустурица

Из материала

«Вспомнить все»

Проекты

Архив статей

  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010